Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 05:20, контрольная работа
Предвыборная агитация - это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации . Правоотношения, возникающие между участниками выборов в процессе производства и распространения надлежащими участниками выборов (уполномоченными избирательным законодательством на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.
1. Понятие предвыборной агитации…………………………………………….3
2. Ограничение предвыборной агитации……………………………………….9
Список используемой литературы…………………………………………….21
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт истории и права
Кафедра государственного права
Контрольная работа
по дисциплине «Избирательное право»
Ограничения предвыборной агитации
Студент: курс___ гр. № ___
__________________________
(Ф.И.О. студента)
Научный руководитель:
___________________________
Оценка ________________
Подпись руководителя ___________
Дата __________________
Абакан 2012
Содержание:
1. Понятие предвыборной агитации…………………………………………….3
2. Ограничение предвыборной агитации……………………………………….9
Список используемой литературы…………………………………………….21
Предвыборная агитация - это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации1. Правоотношения, возникающие между участниками выборов в процессе производства и распространения надлежащими участниками выборов (уполномоченными избирательным законодательством на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.
Таким образом, при проведении предвыборной агитации участники выборов вступают в избирательные информационные правоотношения. Несмотря на ярко выраженный политический характер, предвыборная агитация, регулируемая законодательством о выборах, не может отождествляться с политической агитацией вне временных рамок избирательной кампании, поскольку в соответствии с федеральным избирательным законодательством предвыборная агитация существует исключительно в период избирательной кампании. В рамках каждого из этапов избирательной кампании участники избирательного процесса осуществляют определенный законами о выборах набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательное законодательство предусматривает состав и виды субъектов выборов, которые на стадии предвыборной агитации совершают данный набор избирательных действий. Таким образом, рассматриваемая в качестве стадии избирательного процесса предвыборная агитация представляет собой строго ограниченную временными рамками агитационного периода, регулируемую материальными и процессуальными нормами избирательного права информационную деятельность уполномоченных субъектов выборов, целью, которой является побуждение избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.
Предвыборная агитация как институт избирательного права выполняет задачи оповещения избирателей о личностях кандидатов, содержании их предвыборных программ; формирования электоральных симпатий и антипатий; обеспечения связи между субъектами избирательного процесса2. Нормы избирательного права определяют правовой статус каждого из участников выборов, юридически закрепляя их права, обязанности и ответственность при проведении предвыборной агитации. На этой основе субъекты избирательного процесса, обладающие правом на проведение предвыборной агитации, могут быть определены в качестве субъектов агитационной деятельности.
Закрепляя основы избирательных прав граждан РФ, Конституция РФ напрямую не называет в их числе право на предвыборную агитацию. Часть 2 ст. 32 Основного закона говорит лишь об активном и пассивном избирательном праве. Вместе с тем очевидно, что данные конституционные категории представляют собой сложные и многоаспектные правовые явления с комплексной структурой, о чем частично речь уже шла при анализе избирательного права и избирательной системы. Это связано в первую очередь с правовой природой института выборов, в котором находят отражение как субъективные правомочия отдельных избирателей, так и публичный интерес, направленный на формирование представительных органов государственной власти на основе демократических принципов.
Таким образом, нормативный потенциал активного и пассивного избирательного права не ограничивается воздействием только лишь на итоговые действия граждан в рамках процедуры голосования и на результаты выборов, а охватывает также выборный процесс, одной из базовых характеристик которого является свободный обмен выборной информацией посредством проведения предвыборной агитации.
Иначе говоря, граждане реализуют конституционные избирательные права в рамках названного информационного обмена. Вместе с тем, располагая избирательными правомочиями и участвуя в выборном процессе (прямо или косвенно), граждане с неизбежностью принимают участие в обмене предвыборной информацией, выступая либо ее поставщиками, либо ее адресатами. Из чего в самом общем виде проистекает и право граждан на предвыборную агитацию.
Конституционное содержание права на предвыборную агитацию не замыкается пределами норм ст. 32 Конституции РФ. Оно расширяется и усиливается общими положениями, определяющими основы правового характера российской государственности, а также конституционного статуса граждан, их политических прав и свобод.
В случае нарушения избирательных прав граждан и их объединений, права на предвыборную агитацию в ходе предвыборной кампании Конституция РФ гарантирует каждому их государственную (ст. 45), включая судебную (ст. 46), защиту.
Исследуемое право не существует и не может существовать обособленно, в отрыве от ряда иных конституционных прав и свобод (свобода слова, свобода информации, право на объединение и др.). Более того, оно находится с ними в системном единстве, вступает в многоуровневые отношения взаимосвязей и соотношений, благодаря чему наполняется их нормативным содержанием и получает возможность наиболее полно реализовываться. Это объективно создает некое тяготение, внутреннее притяжение ряда конституционно-правовых норм друг к другу, образующих в совокупности правовую общность, которую принято называть правовым институтом. С предметной точки зрения данный комплекс норм представляет собой определенный конституционный институт избирательного права, так как свое высшее формальное выражение он получает на уровне Конституции РФ как Основного закона, а в качестве материальной основы имеет объективное единство фактических конституционных отношений, конкретизирующихся и детализирующихся в рамках избирательного права3.
Не только для
целостного восприятия исследуемого
явления, но и для более
глубокого понимания
Определение "предвыборная агитация" дано в ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них) и позволяет выделить основные признаки, составляющие содержание понятия "предвыборная агитация":
а) предвыборная агитация существует как юридический феномен только в период избирательной кампании;
б) информацию агитационного характера отличает побуждение к голосованию за или против конкретного кандидата (списка кандидатов) либо против него (них).
Федеральный закон об
основных гарантиях устанавливает
и другие признаки, наличие которых
в сообщении либо ином информационном
фрагменте, опубликованном (обнародованном)
в период избирательной кампании,
обусловливает необходимость
а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);
г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов5.
Во-первых, одним из главных ограничений является требование осуществлять расходы на проведение предвыборной агитации исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. При этом отдельно оговорено, что запрещается агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений.
В то же время закон
разрешает избирательному
Во-вторых, у предвыборной агитации есть временные рамки. Наиболее строгим запретом является запрет проводить предвыборную агитацию в день голосования и в предшествующий ему день. В то же время закон разрешает оставлять на прежних местах агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания.
Закон предусматривает, что
агитационный период для
В-третьих, запрещается
В-четвертых, предвыборную
Что касается российских
граждан, то есть только две
категории лиц, которым
Есть также категории,
которым запрещено проводить
предвыборную агитацию в