Ограничения предвыборной агитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 05:20, контрольная работа

Описание работы

Предвыборная агитация - это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации . Правоотношения, возникающие между участниками выборов в процессе производства и распространения надлежащими участниками выборов (уполномоченными избирательным законодательством на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.

Содержание

1. Понятие предвыборной агитации…………………………………………….3
2. Ограничение предвыборной агитации……………………………………….9
Список используемой литературы…………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

КР_ограничения предвыборной агитации_готовая.doc

— 111.50 Кб (Скачать)


ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный  университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт истории и права

Кафедра государственного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Избирательное право»

 

Ограничения предвыборной агитации

 

 

 

 

 

 

 

Студент: курс___ гр. № ___

__________________________

(Ф.И.О. студента)

 

Научный руководитель:

___________________________

Оценка ________________

Подпись руководителя ___________

Дата __________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2012

Содержание:

 

 

 

 

 

1. Понятие предвыборной  агитации…………………………………………….3

2. Ограничение предвыборной агитации……………………………………….9

Список используемой литературы…………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие предвыборной агитации

 

Предвыборная  агитация  -  это  осуществляемая  участниками  избирательной кампании информационная  деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей  голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. В то же время содержанием предвыборной  агитации  является  информация  агитационного  характера,  а  проведение  предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации1. Правоотношения, возникающие между участниками выборов в процессе производства и распространения надлежащими участниками  выборов  (уполномоченными  избирательным  законодательством  на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.

Таким  образом,  при  проведении  предвыборной  агитации  участники  выборов  вступают  в избирательные  информационные  правоотношения.  Несмотря  на  ярко  выраженный  политический характер,  предвыборная  агитация,  регулируемая  законодательством  о  выборах,  не  может отождествляться с политической агитацией вне временных рамок избирательной кампании, поскольку в соответствии  с федеральным избирательным законодательством предвыборная  агитация  существует исключительно в период избирательной кампании. В рамках каждого из этапов избирательной кампании участники  избирательного  процесса  осуществляют  определенный  законами  о  выборах  набор избирательных  действий,  конечной  целью  которых  является  полная  и  последовательная  реализация конституционного  права граждан избирать  и быть  избранными  в органы  государственной власти  и органы местного самоуправления. Избирательное законодательство предусматривает состав и виды  субъектов выборов,  которые на стадии предвыборной агитации совершают данный набор избирательных действий. Таким  образом,  рассматриваемая  в  качестве  стадии  избирательного  процесса  предвыборная агитация  представляет  собой  строго  ограниченную  временными  рамками  агитационного  периода, регулируемую  материальными  и  процессуальными  нормами  избирательного  права  информационную деятельность уполномоченных субъектов выборов, целью, которой является побуждение избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.

Предвыборная  агитация  как  институт  избирательного  права  выполняет  задачи  оповещения избирателей  о  личностях  кандидатов,  содержании  их  предвыборных  программ;  формирования электоральных  симпатий  и  антипатий;  обеспечения  связи  между  субъектами  избирательного процесса2. Нормы  избирательного  права  определяют  правовой  статус  каждого  из  участников выборов,  юридически  закрепляя  их  права,  обязанности  и  ответственность  при  проведении предвыборной  агитации. На  этой  основе  субъекты  избирательного  процесса,  обладающие  правом  на проведение  предвыборной  агитации,  могут  быть  определены  в  качестве  субъектов  агитационной деятельности.

Закрепляя основы избирательных  прав граждан РФ, Конституция РФ напрямую не называет в их числе право на предвыборную агитацию. Часть 2 ст. 32 Основного закона  говорит лишь об активном и пассивном избирательном праве.  Вместе  с тем очевидно,  что данные  конституционные  категории представляют  собой  сложные  и  многоаспектные  правовые  явления  с  комплексной  структурой,  о  чем частично речь уже шла при анализе избирательного права и избирательной системы. Это связано в первую  очередь с правовой  природой  института выборов,  в котором находят отражение как субъективные  правомочия  отдельных  избирателей,  так  и  публичный  интерес,  направленный  на формирование  представительных  органов  государственной  власти  на  основе  демократических принципов.

Таким  образом,  нормативный  потенциал  активного  и  пассивного  избирательного права не ограничивается  воздействием  только  лишь  на  итоговые  действия  граждан в рамках  процедуры голосования и на  результаты  выборов,  а охватывает  также выборный  процесс,  одной из  базовых характеристик которого  является  свободный  обмен выборной  информацией посредством проведения предвыборной агитации.

Иначе говоря, граждане реализуют  конституционные избирательные  права в рамках названного информационного  обмена.  Вместе  с  тем,  располагая  избирательными  правомочиями  и  участвуя  в выборном  процессе  (прямо или косвенно),  граждане  с неизбежностью принимают участие в обмене предвыборной  информацией,  выступая  либо  ее  поставщиками,  либо  ее  адресатами. Из  чего  в самом общем виде проистекает и право граждан на предвыборную агитацию.

Конституционное содержание права на предвыборную агитацию не замыкается пределами норм ст. 32 Конституции  РФ. Оно расширяется и усиливается  общими положениями, определяющими  основы правового  характера  российской  государственности,  а  также  конституционного  статуса  граждан,  их политических прав и свобод.

В  случае  нарушения  избирательных  прав  граждан  и  их  объединений,  права  на  предвыборную агитацию в ходе предвыборной кампании Конституция РФ гарантирует  каждому их государственную (ст. 45), включая судебную (ст. 46), защиту.

Исследуемое  право  не  существует  и  не  может  существовать  обособленно,  в  отрыве  от  ряда иных  конституционных  прав  и  свобод  (свобода  слова,  свобода  информации,  право  на  объединение  и др.). Более  того, оно находится  с ними в  системном единстве, вступает в многоуровневые отношения взаимосвязей  и  соотношений,  благодаря  чему  наполняется  их  нормативным  содержанием  и  получает возможность  наиболее  полно  реализовываться. Это  объективно  создает  некое  тяготение,  внутреннее притяжение  ряда  конституционно-правовых  норм  друг  к  другу,  образующих  в  совокупности  правовую общность,  которую  принято  называть  правовым  институтом.  С  предметной  точки  зрения  данный комплекс норм представляет собой определенный конституционный институт избирательного права, так как свое высшее формальное выражение он получает на уровне Конституции РФ как Основного закона, а  в  качестве  материальной  основы  имеет  объективное  единство  фактических  конституционных отношений, конкретизирующихся и детализирующихся в рамках избирательного права3.

Не  только  для  целостного  восприятия  исследуемого  явления,  но  и  для  более  глубокого понимания конституционной  природы права на предвыборную агитацию представляется уместным хотя бы  в  самом  общем  виде  обозначить  линии  его  взаимоотношений  с  некоторыми  иными конституционными правами и свободами, относящимися к политической сфере и в определенной мере ретранслирующими  свою  нормативную  (конституционно-правовую)  энергию  праву  на  предвыборную агитацию4.

Определение "предвыборная агитация" дано в ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях -  деятельность,  осуществляемая  в  период  избирательной  кампании  и  имеющая целью побудить  или побуждающая избирателей к голосованию за  кандидата,  кандидатов,  список,  списки  кандидатов  или против  него  (них)  и позволяет выделить  основные  признаки,  составляющие  содержание  понятия "предвыборная агитация":

а) предвыборная агитация существует как юридический феномен  только в период избирательной кампании;

б)  информацию  агитационного  характера  отличает  побуждение  к  голосованию  за  или  против конкретного кандидата (списка кандидатов) либо против него (них).

Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает  и другие признаки, наличие которых  в сообщении  либо  ином  информационном  фрагменте,  опубликованном  (обнародованном)  в  период избирательной кампании, обусловливает необходимость признания его агитационного характера:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных  блоков,  в  частности  указание  на  то,  за  какого  из  кандидатов,  за  какой  из  списков кандидатов,  за  какое  из  избирательных  объединений,  за  какой  из  избирательных  блоков  будет голосовать избиратель;

в) описание возможных  последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных  объединениях,  избирательных  блоках  в  сочетании  с  позитивными  либо  негативными комментариями;

д)  распространение  информации  о  деятельности  кандидата,  не  связанной  с  его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е)  деятельность,  способствующая  созданию  положительного  или  отрицательного  отношения избирателей  к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный  кандидат,  к  избирательному  объединению,  избирательному  блоку,  выдвинувшим  кандидата, кандидатов, список кандидатов;

ж)  иные  действия,  имеющие  целью  побудить  или  побуждающие  избирателей  голосовать  за кандидатов,  списки  кандидатов  или  против  них,  против  всех  кандидатов,  против  всех  списков кандидатов5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ограничения предвыборной агитации.

 

Во-первых, одним из главных ограничений  является требование осуществлять расходы на проведение предвыборной агитации исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов. При этом отдельно оговорено, что запрещается агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений.

 В то же время закон  разрешает избирательному объединению,  выдвинувшему список кандидатов, использовать для целей своей  избирательной кампании без оплаты  из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования решения о назначении выборов.

 Во-вторых, у предвыборной агитации есть временные рамки. Наиболее строгим запретом является запрет проводить предвыборную агитацию в день голосования и в предшествующий ему день. В то же время закон разрешает оставлять на прежних местах агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания.

 Закон предусматривает, что  агитационный период для кандидата  или избирательного объединения  начинается со дня выдвижения  кандидата или списка кандидатов. Моментом выдвижения кандидата считается уведомление им избирательной комиссии о своем выдвижении. Рекламная деятельность гражданина, который собирается стать кандидатом, до момента его выдвижения обычно не считается предвыборной агитацией (кроме, пожалуй, прямых призывов к голосованию за него), поскольку он еще не является кандидатом. Этой возможностью часто пользуются недобросовестные кандидаты и партии, начиная свою фактически агитационную кампанию (естественно, без ее оплаты из еще не созданного избирательного фонда) до выдвижения. В последнее время предпринимаются попытки квалифицировать такую деятельность как незаконную, хотя это сложно сделать при действующих нормах законодательства.

 В-третьих, запрещается привлекать  к предвыборной агитации лиц,  не достигших на день голосования  возраста 18 лет, в том числе  использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах (в качестве исключения кандидатам разрешено использовать свои изображения вместе со своими детьми).

 В-четвертых, предвыборную агитацию  запрещено проводить широкому  кругу организаций: органам государственной  власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления; воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям; избирательным комиссиям; иностранным юридическим лицам; международным организациям и международным общественным движениям. Запрещено проводить предвыборную агитацию иностранным гражданам и лицам без гражданства.

 Что касается российских  граждан, то есть только две  категории лиц, которым проведение  предвыборной агитации запрещено абсолютно – это члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также лица, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, связанных с запретом экстремистской деятельности.

 Есть также категории,  которым запрещено проводить  предвыборную агитацию в определенных  условиях. Так, лицам, замещающим  государственные или выборные  муниципальные должности, государственным  и муниципальным служащим, лицам,  являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, запрещено проводить предвыборную агитацию при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрещено проводить предвыборную агитацию при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Информация о работе Ограничения предвыборной агитации