Обзор арабских монархий в рамках политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Важнейшим фактором современного развития аравийских нефтяных монархий стали огромные доходы от добычи и экспорта нефти. Параллельно с экономическим ростом начались серьёзные сдвиги в их социальной структуре. Быстро вырос их удельный вес в экономической и политической структуре арабского мира, во всей системе международных отношений.
Эти страны объединяются в одну группу не только географической близостью, сохранением феодально-монархического строя и одинаковым значением нефтяного фактора, но и сходными чертами капиталистической трансформации базиса, в котором еще десяток лет назад преобладали феодальные и даже дофеодальные уклады.

Работа содержит 1 файл

араб монарх.docx

— 30.12 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….……3

 

    1. США И ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНТИНЕНТ…………………..……….…….…...5
    1. США и ЕС на современном этапе..….……………………….……………..5
    1. Действия США посредствои НАТО на постсоветском пространстве....6

 

II. США И НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК…………………………………….....8

   2.1 Новый мировой порядок…..……..…………………………………….….8

2.2 Республиканская политика  в Ираке………………………………....…10

2.3 Финиковые революции…………..………………………………..……..12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...16

 

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Большой интерес, который вызывают арабские страны и происходящие в  них политические процессы, непосредственно  связанные с институтом монархии, определяется несколькими обстоятельствами. Среди них следует особо выделить возрастающее влияние в мировой  политике группы арабских монархических  стран (Бахрейн, Кувейт, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия), являющихся крупными экспортёрами нефти, на Ближнем и Среднем Востоке  сосредоточено около 2/3 достоверных   нефтяных запасов. Нефтедобывающие арабские монархии всегда являлись ареной острой конкуренции не только между нефтяными монополиями, но и между различными государствами в их борьбе за политическое влияние, экономические выгоды, стратегические базы.

Ещё совсем недавно, в 50-е  и даже в начале 60-х годов, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты оставались наиболее отсталой периферией арабского мира, были опутаны сетью неравноправных договоров и кабальных соглашений.

Важнейшим фактором современного развития аравийских нефтяных монархий стали  огромные доходы от добычи и экспорта нефти. Параллельно с экономическим  ростом начались серьёзные сдвиги в  их социальной структуре. Быстро вырос  их удельный вес в экономической  и политической структуре арабского  мира, во всей системе международных  отношений.

Эти страны объединяются в одну группу не только географической близостью, сохранением  феодально-монархического строя и  одинаковым значением нефтяного  фактора, но и сходными чертами капиталистической  трансформации базиса, в котором  еще десяток лет назад преобладали  феодальные и даже дофеодальные уклады.

Эти государства сохраняют монархическую  форму правления, а сам институт монархии занимает одно из важнейших  мест в системе государственно-правовых институтов стран, развивающихся по капиталистическому пути. Институту  монархии во всех арабских государствах присущи многие общие черты –  в силу общности их социально-экономических  структур, ряда исторических традиций, общности культур, языка.

 

 

 

    1. ВИДЫ МОНАРХИЧЕСКОГО ПРАВЛЕНИЯ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

 

 

    1. Социально-экономические и политические основы монархической власти.

 

Экономический базис исследуемых стран, как и многих других молодых государств Азии и Африки, имеет крайне неоднородную структуру. В целом в современных арабских монархических странах наблюдаются следующие уклады: патриархально-общинный (или, иначе, патриархально-натуральный), феодальный, мелкотоварный (имеющий две разновидности - в городе и в деревне), частнокапиталистический (также имеющий две разновидности - национальный и иностранный) и государственно - капиталистический.

Важное место в экономике  большинства арабских монархических  стран занимают капиталистические уклады: национальный и иностранный частнокапиталистический и государственно-капиталистический. Все они тесно связаны между собой не только присущей им единой формой присвоения, но и тем, что социальные субъекты присвоения в этих укладах часто совмещены в лице одних и тех же или тесно переплетенных между собой групп.

Знакомство с основными особенностями экономической структуры арабских монархических стран позволяет перейти к вопросу об их социальной структуре. Наиболее многочисленным классом в большинстве арабских монархических стран продолжает оставаться крестьянство. В Саудовской Аравии, например, сельские жители составляют более 1/2 численности населения, причем еще всего лишь около 10 лет назад 66% населения были кочевниками. Естественно, число последних быстро сокращается, однако и теперь более 1/3 всех жителей страны - кочевники. В то же время следует отметить, что в некоторых нефтедобывающих монархических странах, особенно с небольшой численностью населения, количество крестьян быстро сокращается. Так, в Кувейте крестьянство уже сейчас почти полностью отсутствует; весьма мал и процент лиц, занятых в сельском хозяйстве Бахрейна.

Сравнив все современные арабские монархически государства, их можно  разделить на две группы в зависимости  от характера государственной власти.

К первой группе относятся ОАЭ, Оман, Катар и Саудовская Аравия. Государство  в этих странах выражает интересы прежде всего феодального класса, представленного правящим семейством и аристократией. К ни примыкает высшее духовенство и крупные предприниматели, экономическое влияние которых быстро возрастает.

Вторую группу, соответствующую более высокой ступени развития переходной государственности, образуют Кувейт, Бахрейн, Иордания и Марокко. Капиталистические отношения становятся в этих странах господствующими, о чем свидетельствует, в частности, значительный рост армии наемного труда.

 

 

1.2 Разновидности монархической  формы правления в странах  Арабского Востока

 

Основным критерием для классификации разновидностей монархической формы правления служит способ ответственности правительства. Этот критерий позволяет разделить современные арабские монархические государства на две основные группы. Первая из них включает абсолютные монархии, где правительство ответственно лишь перед главой государства. Это - ОАЭ, Оман, Катар и Саудовская Аравия. Ко второй группе - группе конституционных монархий - относятся Кувейт, Бахрейн и Марокко, где правительство ответственно и перед монархом и перед парламентом, а также Иордания, где правительство по конституции несет ответственность только перед парламентом.

Государства, входящие в состав первой группы, в свою очередь, нуждаются в подразделении на несколько разновидностей с точки зрения особенностей формы правления. Султанат Оман и Королевство Саудовская Аравия характеризуются  отсутствием  конституции. В султанате Оман имеются сравнительно развитые правительство и государственный аппарат. Система правительственных ведомств сложилась здесь после 1970 г., когда в результате дворцового переворота к власти пришел султан Кабус Бен Сайд Был учрежден ряд министерств, которые заменили действовавших до 1970 г. при правителе советников.

Система высших органов Саудовской Аравии регулируется в основном двумя актами: Законом о Совете министров 1958 г. и отчасти Конституцией Королевства Хиджаз 1926 г., которая действует лишь в одной из частей страны. Помимо короля и совета министров, к числу центральных государственных органов в Саудовской Аравии относятся Консультативный совет, назначаемый королем, и Юридический совет, учрежденный в соответствии с пунктами 3 и 4 Программы улучшения страны 1962 г.  Оба эти органа имеют чисто совещательный характер. Юридический совет, состоящий из 20 мусульманских юристов-улемов, занимается изучением вопросов, направляемых ему государственными органами, и дает разъяснения по просьбам отдельных мусульман.

Другую разновидность образуют монархические государства, в которых действуют писаные конституции, - ОАЭ и Катара. Относя перечисленные эмираты к группе абсолютных монархий, необходимо подчеркнуть, что в их правлении сохраняется значительное число элементов, присущих феодальной деспотии - учреждению раннего и среднего этапа развития феодализма.

Из числа стран, входящих во вторую группу, особенно близки между собой по форме правления Кувейт и Бахрейн. Кувейт первым среди протекторатов Персидского залива получил независимость. Договор 1899 г. закреплял режим английского протектората. Договор был аннулирован в 1961 г., а год спустя в Кувейте была принята конституция, регулирующая систему высших органов власти. На Бахрейне разработка конституции, так же как в Катаре и ОАЭ, была отчасти связана с интенсивной подготовкой к образованию федерации девяти арабских эмиратов.

 

 

    1. МОНАРХИЯ И СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

 

 

2.1. Глава государства. 

 

В унитарных монархиях все полномочия главы государства сосредоточенны в руках одного лица – наследственного  правителя (короля, султана, эмира или  шейха). По иному обстоит дело в  федерации ОАЭ. Конституция этой страны, так же как и других монархических  государств устанавливает единоличный  пост главы государства, – им является  глава федерации, избираемый Высшим Советом семи правителей из числа своих членов сроком на пять лет. Однако фактически сама же конституция распределяет полномочия обычно осуществляемые главой государства, между председателем федерации и Высшим Советом.

Одной из основных особенностей правового  положения монарха является то, что  власть его считается “юридически  непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса, что свойственно республике”.

Арабские монархи обладают целым  рядом таких традиционных прав, как право на особый титул, право учреждения различных орденов и знаков почета и награждения ими, право принимать присягу на верность от некоторых государственных служащих высшего ранга, вступающих в должность, право присвоения почетных титулов и др.

Во многих арабских монархических странах исключительно важное идеологическое и политическое значение имеет принадлежащая правителям высшая духовная власть. Например, конституция Марокко закрепляет за королем особый религиозный титул - “Повелитель правоверных” и провозглашает, что король “следит за соблюдением ислама”. Учитывая огромную роль религиозной власти в Саудовской Аравии, которую осуществляет король (являющийся одновременно имамом - верховным иерархом ислама в стране), можно определить существующий здесь режим власти как “абсолютистско-теократическую монархию”.

Среди особенностей, специфически присущих статусу монарха в отличие от главы республиканского государства, необходимо отметить принцип неприкосновенности личности монарха. Конституции современных арабских монархий закрепляют это положение.

Важнейшее политическое значение имеет закрепленное за главой государства всех конституционных арабских монархий, кроме Катара, право введения чрезвычайного положения. Однако и в катарской конституции содержится указание на возможность “возникновения чрезвычайной ситуации, требующей принятия срочных мер”.

Монархи имеют право на денежное содержание, которое выделяется по цивильному листу из бюджетных ассигнований. Помимо этого, у них имеются доходы от личного имущества, составляющие колоссальные суммы, особенно в нефтедобывающих государствах. В Иордании, Кувейте и Марокко размер сумм, выделяемых монарху, определяется, согласно конституциям этих стран, решением парламента. Конституция Бахрейна предоставляет эмиру право самостоятельно установить размер своего ежегодного содержания, о чем правитель издает специальный декрет. Конституция Катара вообще обходит молчанием вопрос о доходах эмира, наделяя его, таким образом, правом лично определять их размер. В эмиратах ОАЭ, Омане и Саудовской Аравии правители ничем не ограничены в расходовании государственных средств на личные нужды, поскольку вообще все финансовые ресурсы этих стран находятся в их полном распоряжении.

В арабских монархических странах, не имеющих конституции, внешняя политика полностью находится в руках правителя.

 

2.2. Монарх, правительство и государственный аппарат

 

Повышение роли органов исполнительной власти - явление, характерное практически  для всех современных государств. В арабских монархических государствах исключительно высока роль органов  исполнительной власти, и тот факт, что позиции монархов особенно сильны в области исполнительной власти, связан со следующими обстоятельствами. Во-первых, нужно иметь в виду, что законодательство как один из методов осуществления государственной власти появилось в большинстве арабских монархических стран лишь сравнительно недавно, а в некоторых из них еще только формируется. Поэтому традиционное влияние монархических правителей разделяют с ними именно правительства или подобные им органы. Во-вторых, в составе правительства обычно имеются, а нередко и преобладают, лица, близкие к монарху по своему социальному происхождению, политическим интересам или даже связанные с ним родственными отношениями.

В Саудовской Аравии пост премьер-министра, как отмечалось выше, занимает сам король, а первым заместителем премьера является наследник престола шейх Фахд. В состав совета министров входят и многие другие родственники короля, в том числе заместитель премьера и министр внутренних дел, министр финансов и экономики, министр обороны.

Информация о работе Обзор арабских монархий в рамках политической системы