Общество и политический закон

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Шарль Луи Монтескье (1689—1755)— один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.
Наряду с юриспруденцией и политикой в поле его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, истории, социологии, религии, политической экономии, естественных наук, искусства и литературы.

Содержание

Введение
1.1.Общество и политический закон.
1.2.Учение о формах правления.
1.3. «Принципы» соответствующие различным формам правления.
1.4.Причины разнообразия форм правления.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

монтескье1.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 Такова, по оценке Монтескье,  природа каждого образа правления,  из которой вытекают «основные  краеугольные законы» данной  формы правления.

От этой природы правления  он отличает присущий каждой форме  принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль.

 

 

 

 

1.3. «Принципы»  соответствующие различным формам  правления.

 

 

Далее Монтескье в рамках сравнительного анализа различных  форм правления вводит в оборот идею необходимости спецификации соответствующих  каждой из этих форм политических мотивов (то есть того, что заставляет действовать: у него речь идет о человеческих страстях). Он называет господствующие в тех или иных формах правления мотивы «принципами» и рассматривает, согласно своей общеметодологической установке, корреляцию между принципами, природой правления и законами.

Типология «принципов» позволяет  Монтескье в рамках исторического  подхода установить соответствие политической культуры и широкого круга социальных факторов. 

 

             Под  принципом  правления   государства  Монтескье   понимал   те «человеческие страсти,  которые  двигают  им».  Этот  принцип  он  называет

«душой»,  «пружиной  государства».  Монтескье  подчеркивал,   что   принципы правления вытекают естественно  из соответствующей им  природы.  По  принципу правления Монтескье классифицирует государства на демократии,  аристократии, монархии и деспотии. В его концепции  это  понятие  имеет  не  менее  важное значение в классификации государств,  чем  природа  правления.  Более  того, природа и принцип правления находятся  в  связи  друг  с  другом  и  взаимно дополняют  друг  друга.  Эти  понятия  в  его  концепции,  па  наш   взгляд, характеризуют различные уровни отношения  между  правителями  и  подданными, где природа правления изображает внутреннюю сторону  этих  отношений,  тогда как принцип правления — их внешнюю  сторону,  представляя  собой  деятельное проявление внутренней природы каждой формы правления.

             Кроме  того,  принцип  правления   —  та  сила,   которая   обеспечивает целостность и стабильность природы правления. Это понятие он  часто  называл обуздывающей силой, которая сдерживает должностных  лиц  от  злоупотребления властью и нарушения законности в умеренных формах правления, и  в деспотиях устанавливает  пределы  произвола  деспота.   В монархии, принципом  которой  является  честь,  государь  также  подчиняется этому  принципу,  как  и  его  подлинные.  В деспотическом государстве страхом  охвачены не только подданные, но и сам правитель.

             Принцип  каждой  формы  правления  создает  в   государстве   состояние равновесия  в  отношениях  между  правителями   и   управляемыми.   Даже   в деспотической  форме  правления  страх  перед  покушениями  и   переворотами сдерживает деспота от чрезмерных злоупотреблений,  а  «произвол  видит  себя

вынужденным несколько смягчить  гнет  и  преодолевает  сам  себя».  В  свою очередь, страх  среди подданных подавляет их волю к борьбе,  чем  сохраняются  равновесие в отношениях между государем  и  подданными  и  природа  деспотии.

            Важно подчеркнуть, что в учении  Монтескье взаимосвязь понятий природы и принципа выражается законом соответствия  природы правления ее  принципу.

            Изменения  в  природе   формы  правления  ведут   к  замене  ее  принципа,  и, наоборот, изменения в принципе в конечном счете приводят  к  замене  природы правления. Размышлениям Монтескье о взаимосвязи между природой  и  принципом присущи черты диалектического мышления.

            Эти категории в концепции   Монтескье  в  определенной  мере  показывают характер  взаимосвязи   формы   государства   и   социально-психологического состояния соответствующего  ей  общества;  определяют  те  приемы  и  методы управления, которые характерны  для  должностных  лиц  государства.  В  этом смысле категории природы и принципы правления Монтескье предвосхищают  собой понятие  политического  режима  как  составной   части   учений   о   формах государства. В настоящее время политический режим в государствоведении  стал одним  из  основных  классификационных   признаков   при   различении   форм правления. Демократия — умеренная форма правления.

             В  демократии  верховная власть  принадлежит  всему  народу.  Природа  демократии  —   это  политико-правовые отношения,  где «народ в некоторых отношениях  является государем,  а в некоторых отношениях — подданным».

            Из  природы  демократии  Монтескье   выводит   ее   политико-юридическую  структуру. Основным учреждением  демократии является народное  собрание,  где народ путем  голосования своей волей создает законы и  принимает  решения  по основным  вопросам  управления  государством.  Здесь   же   народ   выбирает должностных лиц в сенат или совет,  которые  в  перерывах  между  собраниями ведают делами государства и готовят вопросы, проекты  решений  для  народных собраний. Монтескье считал нецелесообразным участие всего народа в народном собрании и предлагал, по примеру античных  законодателей,  ограничить  число лиц из народа, имеющих право участия в собраниях. Кроме того,  народ должен быть разделен как носитель верховной власти на  различные  классы,  от  чего зависит прочность и процветание республики.

             Помимо сената или совета в  демократической республике  важное  значение имеет  институт  судей,  которые,  по  Монтескье,  должны  быть  отделены  и независимы от  других  должностных лиц.  Судьи в демократии  осуществляют только правосудие. Характерным для этой формы правления является  институт цензоров, осуществляющих надзор за  действиями  и нравами народа,  сената, должностных лиц.

            В демократии при помощи  закона  четко  определяется  компетенция   всех учреждений, их права и   обязанности.  Эти  учреждения  должны  находиться  в отношениях  необходимого взаимного контроля  и зависимости. Народное  собрание  избирает должностных лиц сената и контролирует их действия,  тогда  как  сам народ нуждается в руководстве со  стороны  совета  или  сената. Природа республиканского правления,— подчеркивал Монтескье,—  требует,  чтобы  судья не  отступал  от  буквы  закона.   В   результате   такого   распределения государственной  власти,   взаимоконтроля   и   зависимости   учреждений   и руководителей   демократии,   правового   характера   деятельности   властей уменьшается  возможность  для  учреждений   и,   должностных   лиц   править произвольно, злоупотреблять властью. При таком устройстве  различные  органы демократии  взаимно  сдерживают  друг   друга   от   нарушений   законов   и злоупотреблений, чем обеспечивается стабильность  и  прочность  государства. Принципом  демократии  является  политическая  добродетель,   представляющая собой  любовь  к  отечеству  и  равенству.  В  противоположность   идеологам абсолютизма, Монтескье различал  политическую  добродетель  и  нравственную, или христианскую. По его мнению, добродетельный  человек  может  и  не  быть христианином. Главное то, что  это  человек,  который  любит  законы  своей страны и любовью к  ним  руководствуется  в  своей  деятельности.  Согласно Монтескье,  принцип  демократии  ограничивает  честолюбие  одним  желанием, одним счастьем —  послужить  отечеству  более  важными  делами,  чем  прочие граждане, и ведет к тому, что общественное благо  начинает  предпочитаться частному. Этот принцип вытекает в  демократических  государствах  из  образа жизни граждан, из стремления приобретать необходимое для семьи,  а  излишек — для отечества. В таком государстве  люди  живут  своим  трудом. 

                Укрепление   принципа   демократии   в   первую   очередь   достигается  установлением с помощью правовых  норм принципа  равенства  и  умеренности  в обладании  имуществом  всех  социальных   слоев   такого   государства.    Принцип  демократии   извращается   также   в   результате   чрезмерной концентрации всей полноты власти в руках народа. Это приводит  к  анархии  и злоупотреблениям властью со стороны демагогов,  которые  возглавляют  в  это время  народ.  Впоследствии  они  становятся  деспотами.  Такую  ситуацию  в политической  жизни  демократии  Монтескье  описывал  как  состояние,  когда каждый хочет быть равным тем, кого он избрал  в  свои  правители.      Государственный  строй  аристократии   как   разновидности   республики Монтескье определял тем, что   верховная  власть  находится  в  руках группы  лиц.  Эти  лица  выделяются  из  народа  в  силу  своей  знатности, богатства или иных преимуществ перед другими людьми. В основе аристократии  лежат  такие  политико-правовые  отношения,  где правящие лица из аристократии относятся к другим, членам этого сословия  как народ между собой в демократии, тогда как  народ  к  аристократам  —  как  в монархии подданные к государю. Эта форма  правления,  по  Монтескье,  должна иметь различные  учреждения  для  осуществления  политической  власти  и  ее распределения    между    должностными    лицами    из    аристократии.    В аристократической республике законодательством должна быть  регламентирована деятельность собрания аристократов, сената, цензоров, судей.

             Монтескье указывал на обширность  власти  аристократического  сословия, что могло привести к злоупотреблениям и произволу должностных  лиц.  В  этом заключается слабость  аристократического  правления,  а  ее  стабильность  и жизненность зависят от того, в какой степени она близка  к  демократии. Мыслитель много раз  писал  о  преимуществе тех аристократических республик, в которых народ имел  право  участвовать  в управлении государством.

             Принципом аристократического правления  Монтескье  называл  умеренность,  которая сдерживает аристократию  от  произвольного  правления   и  тем  самым сохраняет стабильность данного строя. Он отмечал, что  аристократия  успешно сдерживает народ от нарушений законов, но этому сословию  трудно  обуздывать самого себя.    Монтескье считал, что посредством умеренности  аристократия  заставляет забыть народ о своем бессилии в управлении государством, а сама руководит  в соответствии  с  законами  страны.  Он  называл   ряд   правовых   гарантий, способствующих  сохранению  умеренности  в   аристократической   республике: запрещение сбора налогов или  податей  знатью,  запрещение  права  выбора  в сенат самими членами сената, ограничение роскоши и др. 

                Государственный строй монархии  определяется тем, что верховная  власть в ней вручается одному  лицу при наличии основных  законов  в  государстве. 

                Много внимания уделял Монтескье анализу деятельности судей в монархии, которые в этой  форме правления должны  быть  независимы  от  государя, что обеспечит подданным определенную степень свободы,  безопасности,  защиту  их собственности.

                Кроме того, Монтескье считал, что в монархиях должны  быть  учреждения, сохраняющие чистоту первоначальных  законов,  поскольку совет государя  но своей природе не годится для такой цели. Этими учреждениями  могли бы  быть учреждения, похожие  на  средневековые  парламенты.  Парламенты  во  Франции обладали правом ремонстрации —  правом  отказа  от  регистрации  королевских актов, не соответствующих, по их мнению, праву и  обычаям  данной  провинции или законам страны.

    Честь   как  принцип  монархии  вытекает  из  социальной  жизни   такого

общества,  в  котором  классовая  дифференциация  и  неравенство   состояний  достигли своей высшей степени. В  монархии не может быть речи  о  том,  чтобы граждане ставили общие  блага выше личных. Здесь все люди  заботятся лишь  о своих интересах, собственной выгоде. Это положение в равной  мере  относится как к правителям, так и к подданным.

                Деспотия  —  антипод  государства   с  умеренными  формами  правления   — республик  и  монархий. Для его природы характерно  отсутствие  политико- правовых  отношений между правителями   и   управляемыми.    В деспотии  отсутствуют основные  законы.     

Государственный строй деспотии, согласно  Монтескье,  отличается  чрезмерной концентрацией  власти в руках государя и его слуг. В ней  отсутствуют  законы о  престолонаследии,  и  государь  сам  назначает   себе   наследника.   Для законодателя и судей здесь нет  места.  Более  того,  в  деспотии  правитель является единоличным судьей, действуя тем самым во вред самому себе.

 

             Принцип деспотического правления  вытекает из образа жизни   людей  этого государства, где  крайности  в  имущественном   распределении  достигли  своей  высшей степени. В этом государстве,  никто не думает об общем   благе. Воспитание, в  деспотии  направлено  на формирование в людях духа  рабства.  Нагнетая  обстановку  страха,  террора, устрашения, государь таким способом  подавляет  в  своих  подданных  волю  к борьбе  против   произвола.

 

1.4.Причины  разнообразия форм правления

 

Основная причина  в разнообразии форм правления заключена  в природе — в географической среде, с одной стороны, и в  естестве человека (каждая форма правления  «использует» какие-либо свойства), с  другой.

Каждая из форм правления опирается на определенную систему воспитания. Деспотия культивирует дух рабства, унижая человека. Безоговорочное повиновение предполагает глубокое невежество как в том, кто повинуется, так и в том, кто повелевает: ему незачем размышлять и обсуждать, а достаточно приказать. Дух дрессуры исключает стремление к величию и славе; здесь не может быть никакой законосообразной преемственности, вообще какой-либо законосообразности, так как в лице правителя соединены и законы, и государство, и государь.

Если принцип  деспотии — страх, то его цель — тишина. Деспотия стремится к автаркии, — а в определенном смысле и к самоуничтожению, — и тяготит всего более самое себя: сила государства заключена в войске, которое необходимо для внешней и внутренней защиты; но само войско страшно государю; безопасность государства согласуется в этом случае с безопасностью государя путем уничтожения определенной части самого себя (Монтескье приводит в качестве примера уничтожение стрельцов Петром I). Деспо­тия, нивелируя и упрощая социокультурное пространство, разрушает социальные связи, обездвиживает людей, лишая их инициативы. Сосредоточение земельной собственности в одних руках ведет к тому, что земли перестают обрабатываться; торговая монополия разрушает финансы и промышленность.

Информация о работе Общество и политический закон