Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:26, реферат
Шарль Луи Монтескье (1689—1755)— один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.
Наряду с юриспруденцией и политикой в поле его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, истории, социологии, религии, политической экономии, естественных наук, искусства и литературы.
Введение
1.1.Общество и политический закон.
1.2.Учение о формах правления.
1.3. «Принципы» соответствующие различным формам правления.
1.4.Причины разнообразия форм правления.
Заключение.
Литература.
Такова, по оценке Монтескье,
природа каждого образа
От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль.
1.3. «Принципы»
соответствующие различным
Далее Монтескье в рамках сравнительного анализа различных форм правления вводит в оборот идею необходимости спецификации соответствующих каждой из этих форм политических мотивов (то есть того, что заставляет действовать: у него речь идет о человеческих страстях). Он называет господствующие в тех или иных формах правления мотивы «принципами» и рассматривает, согласно своей общеметодологической установке, корреляцию между принципами, природой правления и законами.
Типология «принципов» позволяет Монтескье в рамках исторического подхода установить соответствие политической культуры и широкого круга социальных факторов.
Под принципом правления государства Монтескье понимал те «человеческие страсти, которые двигают им». Этот принцип он называет
«душой», «пружиной государства». Монтескье подчеркивал, что принципы правления вытекают естественно из соответствующей им природы. По принципу правления Монтескье классифицирует государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии. В его концепции это понятие имеет не менее важное значение в классификации государств, чем природа правления. Более того, природа и принцип правления находятся в связи друг с другом и взаимно дополняют друг друга. Эти понятия в его концепции, па наш взгляд, характеризуют различные уровни отношения между правителями и подданными, где природа правления изображает внутреннюю сторону этих отношений, тогда как принцип правления — их внешнюю сторону, представляя собой деятельное проявление внутренней природы каждой формы правления.
Кроме того, принцип правления — та сила, которая обеспечивает целостность и стабильность природы правления. Это понятие он часто называл обуздывающей силой, которая сдерживает должностных лиц от злоупотребления властью и нарушения законности в умеренных формах правления, и в деспотиях устанавливает пределы произвола деспота. В монархии, принципом которой является честь, государь также подчиняется этому принципу, как и его подлинные. В деспотическом государстве страхом охвачены не только подданные, но и сам правитель.
Принцип каждой формы правления создает в государстве состояние равновесия в отношениях между правителями и управляемыми. Даже в деспотической форме правления страх перед покушениями и переворотами сдерживает деспота от чрезмерных злоупотреблений, а «произвол видит себя
вынужденным несколько смягчить гнет и преодолевает сам себя». В свою очередь, страх среди подданных подавляет их волю к борьбе, чем сохраняются равновесие в отношениях между государем и подданными и природа деспотии.
Важно подчеркнуть, что в учении Монтескье взаимосвязь понятий природы и принципа выражается законом соответствия природы правления ее принципу.
Изменения в природе формы правления ведут к замене ее принципа, и, наоборот, изменения в принципе в конечном счете приводят к замене природы правления. Размышлениям Монтескье о взаимосвязи между природой и принципом присущи черты диалектического мышления.
Эти категории в концепции Монтескье в определенной мере показывают характер взаимосвязи формы государства и социально-психологического состояния соответствующего ей общества; определяют те приемы и методы управления, которые характерны для должностных лиц государства. В этом смысле категории природы и принципы правления Монтескье предвосхищают собой понятие политического режима как составной части учений о формах государства. В настоящее время политический режим в государствоведении стал одним из основных классификационных признаков при различении форм правления. Демократия — умеренная форма правления.
В демократии верховная власть
принадлежит всему народу.
Природа демократии —
это политико-правовые
Из природы демократии Монтескье
выводит ее политико-юридическую
структуру. Основным
Помимо сената или совета в демократической республике важное значение имеет институт судей, которые, по Монтескье, должны быть отделены и независимы от других должностных лиц. Судьи в демократии осуществляют только правосудие. Характерным для этой формы правления является институт цензоров, осуществляющих надзор за действиями и нравами народа, сената, должностных лиц.
В демократии при помощи закона
четко определяется компетенция
всех учреждений, их права и
обязанности. Эти учреждения
должны находиться в отношениях
необходимого взаимного
Укрепление принципа демократии
в первую очередь достигается
установлением с помощью
Монтескье указывал на
Принципом аристократического
Государственный строй
Много внимания уделял Монтескье анализу деятельности судей в монархии, которые в этой форме правления должны быть независимы от государя, что обеспечит подданным определенную степень свободы, безопасности, защиту их собственности.
Кроме того, Монтескье считал, что в монархиях должны быть учреждения, сохраняющие чистоту первоначальных законов, поскольку совет государя но своей природе не годится для такой цели. Этими учреждениями могли бы быть учреждения, похожие на средневековые парламенты. Парламенты во Франции обладали правом ремонстрации — правом отказа от регистрации королевских актов, не соответствующих, по их мнению, праву и обычаям данной провинции или законам страны.
Честь как принцип монархии вытекает из социальной жизни такого
общества, в котором классовая дифференциация и неравенство состояний достигли своей высшей степени. В монархии не может быть речи о том, чтобы граждане ставили общие блага выше личных. Здесь все люди заботятся лишь о своих интересах, собственной выгоде. Это положение в равной мере относится как к правителям, так и к подданным.
Деспотия — антипод государства с умеренными формами правления — республик и монархий. Для его природы характерно отсутствие политико- правовых отношений между правителями и управляемыми. В деспотии отсутствуют основные законы.
Государственный строй деспотии, согласно Монтескье, отличается чрезмерной концентрацией власти в руках государя и его слуг. В ней отсутствуют законы о престолонаследии, и государь сам назначает себе наследника. Для законодателя и судей здесь нет места. Более того, в деспотии правитель является единоличным судьей, действуя тем самым во вред самому себе.
Принцип деспотического
1.4.Причины разнообразия форм правления
Основная причина в разнообразии форм правления заключена в природе — в географической среде, с одной стороны, и в естестве человека (каждая форма правления «использует» какие-либо свойства), с другой.
Каждая из форм правления опирается на определенную систему воспитания. Деспотия культивирует дух рабства, унижая человека. Безоговорочное повиновение предполагает глубокое невежество как в том, кто повинуется, так и в том, кто повелевает: ему незачем размышлять и обсуждать, а достаточно приказать. Дух дрессуры исключает стремление к величию и славе; здесь не может быть никакой законосообразной преемственности, вообще какой-либо законосообразности, так как в лице правителя соединены и законы, и государство, и государь.
Если принцип деспотии — страх, то его цель — тишина. Деспотия стремится к автаркии, — а в определенном смысле и к самоуничтожению, — и тяготит всего более самое себя: сила государства заключена в войске, которое необходимо для внешней и внутренней защиты; но само войско страшно государю; безопасность государства согласуется в этом случае с безопасностью государя путем уничтожения определенной части самого себя (Монтескье приводит в качестве примера уничтожение стрельцов Петром I). Деспотия, нивелируя и упрощая социокультурное пространство, разрушает социальные связи, обездвиживает людей, лишая их инициативы. Сосредоточение земельной собственности в одних руках ведет к тому, что земли перестают обрабатываться; торговая монополия разрушает финансы и промышленность.