Общество и политический закон

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 19:26, реферат

Описание работы

Шарль Луи Монтескье (1689—1755)— один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.
Наряду с юриспруденцией и политикой в поле его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, истории, социологии, религии, политической экономии, естественных наук, искусства и литературы.

Содержание

Введение
1.1.Общество и политический закон.
1.2.Учение о формах правления.
1.3. «Принципы» соответствующие различным формам правления.
1.4.Причины разнообразия форм правления.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

монтескье1.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1.1.Общество  и политический закон. 

1.2.Учение о  формах правления. 

1.3. «Принципы»  соответствующие различным формам  правления. 

1.4.Причины разнообразия  форм правления. 

Заключение. 

Литература. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Шарль Луи Монтескье (1689—1755)— один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

Наряду с  юриспруденцией и политикой в  поле его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, истории, социологии, религии, политической экономии, естественных наук, искусства и литературы.                          

Тремя основными  его произведениями являются «Персидские  письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян»  (1734)  и,  наконец,  итог двадцатилетнего труда — «О духе законов» (1748).

Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтескье  и основная ценность, отстаиваемая в ней, - политическая свобода. К числу  необходимых условий обеспечения  этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Общество  и политический закон

 

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье  и основная ценность, отстаиваемая в ней,— политическая свобода. К  числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

В поисках «духа  законов», т. е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления  о разумной природе человека, природе  вещей и т. д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.

Закономерное  в тех или иных отношениях (т. е. закон, правило соответствующих  отношений) означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному и фатальному (слепой судьбе).

Закон, по Монтескье, как раз и выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности  тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях.

Общим понятием закона охватываются все законы—  как неизменные законы, действующие  в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т.д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.

Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как  законы, которые «вытекают единственно  из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.

Но как только люди соединяются в обществе, они  утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода — между отдельными лицами и между народами. Появляются законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих  законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства. Соединение всех отдельных сил образует политическое состояние (государство); эта соединенная сила может быть отдана в руки одному или нескольким лицам; основываясь на том, что отеческая власть установлена природой, полагают, что правление одного наиболее естественно.

  Такое соединение  силы отдельных людей предполагает  наличие уже единства их воли, т. е. гражданское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием.

Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается.

Закон вообще —  это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому «политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума». В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности «дух законов», т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

Перечисляя  необходимые отношения, порождающие  закон (т. е. законообразующие отношения  и факторы), Монтескье прежде всего  обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Кстати говоря, также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Данная идея Монтескье в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений представителей исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухты и др.) о «народном духе» как основной правообразующей силе и носителе права.

Также Монтескье  отмечает необходимость соответствия положительных законов природе  и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т. д. Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т. п.

            Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия — это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Подвидами республиканского строя являются демократия и аристократия. 

 

1.2.Учение  о формах правления

 

            В учении Монтескье формы правления  прежде всего  делятся  не  по  числу лиц, которым вручена  государственная власть, а по  характеру  политических  и  иных отношений — между правителями и управляемыми,  где  значительное  место уделяется правовому оформлению политических отношений. У  Монтескье  впервые в истории политико-правовых учений прослеживается тесная связь  политических и правовых явлений в социальной жизни людей.  Важное  значение  в  концепции Монтескье имеет его анализ форм правления  в  их  соотношении  с  различными факторами общественного развития, где тому  или  иному  обществу  необходимо может соответствовать лишь какая-либо  одна   из   форм  правления.

    Для  классификации форм правления   Монтескье  использовал  два   понятия: природа правления и  принцип правления. 

            По  природе  правления  Монтескье   делит  государства  на   республики, монархии и деспотии. При этом  республики  и  монархии  являются  умеренными формами правления. Их  природа  представляет  собой  политические  отношения между  правителями  и  управляемыми,  регулируемые  положительными  законами государств. Эти законы  есть  результат  проявления  разума  при учреждении таких государственно-организованных обществ. Монтескье особо подчеркивает, что в монархиях, хотя в них и правит одно лицо, как и в деспотиях,  государь управляет на  основании установленных,  неизменных  законов.  Кроме того, государственная власть в умеренных формах  правления  не  концентрируется  в одних   руках,   а   распределяется   и   разделяется    между    различными государственными органами и магистратами, что делает форму  правления  более прочной, стабильной.   Монтескье  писал  о необходимости увеличения  числа носителей власти как факторе,  обеспечивающем  безопасность  и стабильность правительства.

            В умеренных формах правления   многие  отношения  между   правителями  и управляемыми  определяются  и  регулируются  законами,   в   которых   четко устанавливаются взаимные   обязанности   сторон.   Наличие   законов   дает возможность подданным осуществлять контроль за действиями  правительства,  а также одним должностным лицам — за деятельностью других.  Ничего  подобного не существует в деспотии, где отношения имеют  одностороннюю  направленность — от деспота к подданным. Государь  при  таком  правлении  ничем  не  обязан своим  подданным,  тогда   как   последние   обязаны   ему   всем:   жизнью, собственностью, свободой.

             В  деспотических  государствах,  согласно  Монтескье,  управляет   один человек на основании  своей воли и прихоти. В этом  государстве  нет  основных  законов, а само правление противоречит  разумной  и  свободолюбивой  природе людей. Природа деспотии  —  не  политические  отношения  между  государем  и подданными,  а  отношения  господина  и  рабов.  Государственный  строй деспотии отличается простым устройством и отсутствием  распределения  власти между  различными  органами.

            По  своей природе умеренные   государства   —   конституционные

государства,  тогда  как  сама  природа  деспотических  государств  ведет  к

произволу, злоупотреблениям властью со стороны  правителей  по  отношению  к подданным.

            А теперь рассмотрим поподробнее каждую из форм правления и их взаимосвязь с законами.

            В демократии (античные города  в определенный период) народ  является и государем, и подданным.  В первой роли он выступает  благодаря институту выборов,  через процедуру голосования, в которой осуществляется его волеизъявление. Именно поэтому существенными для данной формы правления являются законы, определяющие права избирателей. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают «основные краеугольные законы» данной формы правления.

От этой природы  правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль.

Говоря о  законах, вытекающих непосредственно  из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т. д.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная  власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов, подчеркивает Монтескье, необходимы и постановления сената, которые относятся им к актам временного действия. Он отмечает, что подобные акты полезны и в том отношении, что появляется возможность в течение определенного срока проверить их действие, прежде чем установить окончательно. В обоснование этого законотворческого принципа, получившего в дальнейшем свою конкретизацию в идее законодательного эксперимента, Монтескье ссылается на поучительный опыт Рима и Афин, где постановления сената имели силу закона в продолжении года и только по воле народа превращались в постоянный закон.

В аристократии (это — тоже прежде всего античные государства) верховная власть находится  в руках группы лиц. Эта группа лиц издает законы и заставляет исполнять их.

Республика, аристократия в особенности, слаба тем, что  ей свойственно уклонение в диктатуру, которая представляет собой безмерную  и чрезвычайную власть, предоставляемую  должностному лицу на определенный срок (диктаторы в Риме, государственные инквизиторы в Венеции), если в монархии законы охраняют государственное устройство — и потому сам принцип правления ограничивает государя, — то при диктатуре гораздо более широки возможности злоупотребления властью по причине отсутствия законов, предусматривающих возникновение этих обстоятельств. Поэтому в такого рода установлениях широта чрезвычайных властных полномочий должна иметь свой противовес в ограничении срока их существования.

Лучшей аристократией  является та, где часть народа, не принимающая участия во власти, настолько бедна и малочисленна, что аристократия не может извлечь выгоды из ее угнетения. Худшая — та, где повинующаяся часть народа находится в рабстве у повелевающей части (Польша, где крестьяне — крепостные рабы дворянства).

Монархия (античный Рим в определенный период, современные  государства Европы) обладает своеобразным равновесием властей. Монархия же сильна своей традицией и устойчивостью (она соответствует сословно-корпоративному обществу) — и представляется в своей исторически развитой, конституционной форме не как абсолютная, а как «умеренная» монархия; основной закон гарантирует властные привилегии и особую юрисдикцию крупных сеньоров, духовенства, дворянства и городов.

По причине устойчивой законосообразности монархий в них должны существовать учреждения, охраняющие законы.

Деспотическое правление (это  прежде всего государства Востока  — Япония, Китай, Турция, Персия, Московское государство) предполагает установление двухуровневой структуры власти. На вершине — деспот.

Информация о работе Общество и политический закон