Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 17:44, лекция
Понятие государства, его признаки и функции.
Типы и формы государства
Государство и гражданское общество. Структура гражданского общества
Правовое государство, его признаки и принципы.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем (институт семьи..).
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Информационная
система складывается в результате
общения людей друг с другом непосредственно
и через средства массовой информации.
В качестве ее структурных элементов могут
выступать общественные, муниципальные
и частные организации, учреждения, предприятия,
а также граждане и их объединения, осуществляющие
производство и выпуск средств массовой
информации. Информационные отношения
носят сквозной характер, они пронизывают
все сферы гражданского общества.
Правовое
государство –
организация политической
власти, создающая
условия для наиболее
полного обеспечения
прав и свобод человека
и гражданина, а также
для наиболее последовательного
связывания с помощью
права государственной
власти в целях недопущения
злоупотребления.
Важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают: а) господство закона,
б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной, судебной власти,
в) признание и гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина.
Совокупность этих элементов позволяет выделить группы нормативных, институциональных и личностно-общественных признаков правового государства.
Нормативные признаки правового государства:
Закон как источник нормативных предписаний распространяет свое действие на всех субъектов права. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения функционируют на основе и в рамках закона.
Неуклонное
соблюдение законов всеми
Институциональные признаки выделяют в характеристике правового государства публичную природу государства и его полномочия по урегулированию столкновения общих и частных интересов. В их число входят:
Группа личностно-общественных признаков правового государства включает:
Принципы – это основополагающие требования, определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, которое могло бы называться правовым.
Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки и образования других элементов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потенциалом общества, который выражается в признании, большинством населения справедливым, а значит и правовым существенного государственного устройства; наличием или отсутствием стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиции временного научного знания можно выделить такие принципы правового государства как:
В правовом государстве любой нормативно-правовой
акт должен не только по форме и наименованию,
но и по смыслу и содержанию быть правовым.
Это означает, что он должен отражать естественно-правовые
начала, соответствовать международно-правовым
нормам о правах человека и гражданина,
быть принятым легитимным органом государственной
власти, законно избранным или назначенным.
И, наконец, при его издании должен быть
использован весь комплекс правовых средств
и приемов, выработанных мировой практикой.
Суть принципа в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.
Традиционная концепция
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и другие.
Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти.
Информация о работе Общество и государство. Политическая власть