Общественно-политические движения и общественная мысль в России в ХIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.

Содержание

1. Дворянский период в истории российского общественно–политического движения.
2. Основные направления развития общественного движения во второй половине ХIX в.
3. Заключение.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и  оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия -- страной, которой уготована мессианская  роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического  развития.

3. Революционно-демократическое  движение 40-90-х гг.

30-40-е гг. XIX в. -- время  начала формирования в русской  общественно-политической жизни  революционно-демократической идеологии.  Ее основателями стали В.Г.  Белинский и А.И. Герцен. Они  резко выступали против теории "официальной народности", против  взглядов славянофилов, доказывали  общность исторического развития  Западной Европы и России, высказывались  за развитие экономических и  культурных связей с Западом,  призывали использовать в России  новейшие достижения науки, техники,  культуры. Однако, признавая прогрессивность  буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.

Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. После подавления в 1848 г. революционного движения Герцен разочаровался в  Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская  община и артель содержат зачатки  социализма, который найдет свое осуществление  в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Герцен и Белинский  считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто  в общественном движении России воспринял  идеи утопического социализма, получившего  в это время широкое распространение  в Западной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Идеи общинного  устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление  в общественном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает  разночинная интеллигенция (разночинцы -- выходцы из различных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).

В работах Герцена, Чернышевского по существу сложилась  программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником  крестьянской революции, свержения  самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение  помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при  отсутствии частной собственности  на землю, периодических переделах  земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в  деревне и стать социалистической ячейкой общества. Программа общинного  социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров (эсеров). Ряд положений аграрной программы были включены большевиками в "Декрет о земле", принятый II Всероссийским съездом Советов.

Идеи Герцена и  Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная  интеллигенция (в первую очередь  студенческая молодежь) расценивала  идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более  умеренная ее часть -- как программу  постепенного продвижения вперед.

В 1861 г. было создано  тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средством воздействия  на крестьян "Земля и воля" считала  пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика  среди радикально настроенной части  молодежи.

Падение крепостного  права и обострение классовой  борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое  выдвинуло на первый план революционных  народников. Народники были последователями  идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с  позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине -- "зародыш" социализма. Народники  отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением. В  отличие от Чернышевского, который  считал основной движущей силой прогресса  народные массы, народники 70-х гг. решающую роль отводили "героям", "критически мыслящим" личностям, направляющим массы, "толпу", ход истории  по своему усмотрению. Такими "критически мыслящими" личностями они считали  разночинскую интеллигенцию, которая  поведет Россию и русский народ  к свободе и социализму. Народники  отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России -- дело чрезвычайно легкое.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием  по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали  массовые аресты, движение было разгромлено. 

В 80-90-е гг. XIX в. в  народничестве усиливается реформистское  крыло, значительное влияние приобретает  либеральное народничество. Это  направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными  средствами.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к  социализму на основе "народного  производства". Главную роль в  этом они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс -- продукт капитализма, а капитализм в стране насаждается искусственно. 

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей  народнической идеологии стала  созданная в 1901 г. из разрозненных народнических  групп нелегальная партия социалистов-революционеров. 

Партия носила леворадикальный  буржуазно-демократический характер. Ее основными целями были: уничтожение  самодержавия, создание демократической  республики, политические свободы, социализация земли, уничтождение частной собственности  на землю, превращение ее в общенародную собственность. 

Заключение

Таким образом, главным  итогом развития общественного движения 30 - 50-х гг. стало широкое распространение  либеральных и революционных  настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы  стали очевидны для передовой  российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.

После реформы 1861г. происходил рост либерального движения в России. Руководители этот движения стремились воздействовать на правительство, побуждая его к углублению преобразований. Однако на власть оказывали давление и консерваторы, стремившиеся не допустить  коренных перемен в обществе. При  этом и те и другие не имели значительной поддержки в обществе.

Идеи Герцена и  Чернышевского, стали основой для  деятельности революционны народнических  организаций. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но "хождение в народ" и террор народников не подтолкнули крестьян к революции. Стремившиеся к переустройству жизни  на основах "общинного" социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

В 80 - начале 90-х гг. XIX в. произошла перегруппировка  общественно-политических сил России. В революционном движении ослабло  влияние народников, появились первые марксистские организации. Усилилась  роль консерваторов, многие идеи которых  легли в основу правительственной  политики. Влияние либералов на общественно-политическую жизнь значительно уменьшилось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Данилов А.А.  История России, XIX век: Учеб. для  8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.  Данилов, Л.Г. Косулина. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003.

2. Пятецкий Л.М.  История России для старшеклассников  и абитуриентов. - Т. II - М.: Московский  Лицей, 1998.

3. http://bril2002. narod.ru/his81.html.

4. http://shkola. lv/index. php? mode=lsntheme&themeid=165&subid=39.

5. Смагина С.М. (ред.) Политические партии России в  контексте её истории, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998г.

Информация о работе Общественно-политические движения и общественная мысль в России в ХIX веке