Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа
В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.
1. Дворянский период в истории российского общественно–политического движения.
2. Основные направления развития общественного движения во второй половине ХIX в.
3. Заключение.
Тема 13 ОБЩЕСТВЕННО–ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В ХIX ВЕКЕ
Содержание
1. Дворянский период
в истории российского
2. Основные направления
развития общественного
3. Заключение.
1.Дворянский период в истории российского общественно–политического движения.
В истории общественной
мысли России XIX век занимает свое
особое место. В этот период быстрыми
темпами шло разрушение феодально-крепостнической
системы и утверждение
В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное.
Консерваторы стремились
сохранить основы существующего
строя, либералы оказывали давление
на правительство с целью
Изучая данный период в истории России, важно видеть весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил. Характерной чертой развития общественного движения в начале XIX в. является то, что и в либеральном, и в революционном движении этого времени над всеми другими классами доминирует дворянство. Однако и внутри дворянства протекала политическая борьба между сторонниками и противниками перемен.
Правда, дворянская
гегемония в революционном
Буржуазия вступила в политическую борьбу, выдвинула своих лидеров, создала свои организации в то время, когда активную роль в общественно-политической борьбе уже играл российский пролетариат, создавший свою политическую партию.
В период, когда власти
отказываются от реформ, ярко проявляется
революционное политическое течение
в среде дворянства. Это было движение
декабристов. Главным фактором его
возникновения стали социально-
Первая тайная организация
будущих декабристов "Союз спасения"
была создана молодыми дворянскими
офицерами в Петербурге в 1816 г. Эта
организация была немногочисленной,
ставила своей целью
На основе "Союза
спасения" в 1818 г. в Москве был
создан "Союз благоденствия", куда
входило более 200 человек. Эта организация
ставила своей задачей
Отказ правительства от реформаторских замыслов и переход к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде "Союза благоденствия" было решено путем военной революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого "Союза" предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана организация "Общество соединенных славян", которое к осени 1825 г. объединилось с Южным обществом.
В декабристском движении в течение всего его существования были серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований, о форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно проследить не только революционные (они прояви-лись особенно ярко), но и либеральные тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем ("Русская правда") и Никитой Муравьевым ("Конституция").
Одним из важнейших вопросов был вопрос о государственном устройстве России. По "Конституции" Н. Муравьева Россия превращалась в конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная передавалась двухпалатному парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни "Конституция" торжественно провозглашала народ, император был всего лишь "верховным чиновником Российского государства".
Избирательное право предусматривало довольно высокий избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод -- слова, передвижений, вероисповедания.
По "Русской правде"
Пестеля Россия объявлялась республикой,
власть в которой до осуществления
необходимых буржуазно-
Пестель отвергал принцип федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.
Вторым важнейшим вопросом был вопрос о крепостном праве. И "Конституция" Н. Муравьева и "Русская правда" Пестеля решительно выступали против крепостного права. "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным", -- гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По "Русской правде" крепостное пра-во немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось "святейшей и непременнейшей" обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.
Осуществление своих
программ декабристы связывали с
революционным изменением существующего
в стране строя. Если брать в целом,
то проект Пестеля с точки зрения
развития буржуазных отношений в
России был более радикальным, последовательным,
чем проект Муравьева. Вместе с тем
оба они были прогрессивными, революционными
программами буржуазного
Восстание 14 декабря
1825 г. в Петербурге на Сенатской площади
и восстание Черниговского
2. Основные направления развития общественного движения во второй половине ХIX в.
Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники
После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу -- помещиков и бюрократию всех чинов и рангов
В николаевской России
становилось практически
В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и многие другие. Наиболее выдаю-щимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
И западники, и славянофилы
были горячими патриотами, твердо верили
в великое будущее своей
Особенно резко
славянофилы и западники
Сходясь в критике
российской действительности, западники
и славянофилы резко
Славянофилы отстаивали
историческую самобытность России и
выделяли ее в отдельный мир, противостоящий
Западу в силу особенностей русской
истории, русской религиозности, русского
стереотипа поведения. Величайшей ценностью
считали славянофилы
Славянофилы считали,
что у русских особое отношение
к властям. Народ жил как бы
в "договоре" с гражданской
системой: мы -- общинники, у нас своя
жизнь, вы -- власть, у вас своя жизнь.
К. Аксаков писал, что страна обладает
совещательным голосом, силой общественного
мнения, однако право на принятие окончательных
решений принадлежит монарху. Примером
такого рода отношений могут быть
отношения между земским
Западники в отличие
от славянофилов русскую самобытность
оценивали как отсталость. С точки
зрения западников, Россия, как и
большинство других славянских народов,
долгое время была как бы вне истории.
Главную заслугу Петра I они видели
в том, что он ускорил процесс
перехода от отсталости к цивилизации.
Реформы Петра для западников
-- начало вхождения России во всемирную
историю.
В то же время они
понимали, что реформы Петра сопряжены
со многими издержками. Истоки большинства
самых отвратительных черт современного
ему деспотизма Герцен видел в том кровавом
насилии, которым сопровождались петровские
реформы. Западники подчеркивали, что
Россия и Западная Европа идут одинаковым
историческим путем. Поэтому Россия должна
заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу
они видели в том, чтобы добиться освобождения
личности и создать государство и общество,
обеспечивающие эту свободу. Силой, способной
стать двигателем прогресса, западники
считали "образованное меньшинство".
При всех различиях
в оценке перспектив развития России
западники и славянофилы имели
схожие позиции. И те и другие выступали
против крепостного права, за освобождение
крестьян с землей, за введение в
стране политических свобод, ограничение
самодержавной власти. Объединяло их
также и негативное отношение
к революции; они выступали за
реформистский путь решения основных
социальных вопросов России. В процессе
подготовки крестьянской реформы 1861 г.
славянофилы и западники вошли
в единый лагерь либерализма. Споры
западников и славянофилов имели
большое значение для развития общественно-политической
мысли. Они являлись представителями
либерально-буржуазной идеологии, возникшей
в дворянской среде под влиянием
кризиса феодально-
Информация о работе Общественно-политические движения и общественная мысль в России в ХIX веке