Общественно-политические движения и общественная мысль в России в ХIX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:14, контрольная работа

Описание работы

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью.

Содержание

1. Дворянский период в истории российского общественно–политического движения.
2. Основные направления развития общественного движения во второй половине ХIX в.
3. Заключение.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 31.21 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 13  ОБЩЕСТВЕННО–ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В ХIX ВЕКЕ

Содержание

1. Дворянский период  в истории российского общественно–политического  движения.

2. Основные направления  развития общественного движения  во второй половине ХIX в.

3. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Дворянский период в истории российского общественно–политического движения.

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической  системы и утверждение капитализма. В стране шел процесс осознания  необходимости коренных преобразований, поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений реально  встал и перед обществом, и  перед верховной властью.

В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное  и революционное.

Консерваторы стремились сохранить основы существующего  строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить  его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного  изменения политического строя  страны.

Изучая данный период в истории России, важно видеть весь спектр прогрессивных, демократических, революционных сил. Характерной  чертой развития общественного движения в начале XIX в. является то, что и  в либеральном, и в революционном  движении этого времени над всеми  другими классами доминирует дворянство. Однако и внутри дворянства протекала  политическая борьба между сторонниками и противниками перемен.

Правда, дворянская гегемония в революционном движении была менее продолжительной, чем  в либеральном. Чем объяснить  ведущую роль дворянства? Прежде всего, тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований в стране и выдвигать определенные политические доктрины.

Буржуазия вступила в политическую борьбу, выдвинула  своих лидеров, создала свои организации  в то время, когда активную роль в  общественно-политической борьбе уже  играл российский пролетариат, создавший  свою политическую партию.

В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется  революционное политическое течение  в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фактором его  возникновения стали социально-экономические  условия развития страны. Немаловажное значение в формировании революционных  взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое  движение народных масс после Отечественной войны 1812 г. Декабристы называли себя "детьми 1812 г." и не раз подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Более ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г., 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на поле Бородина (Мемуары декабристов. Северное общество. М., 1981. С. 8). Они видели, что победа в войне была обеспечена прежде всего участием простого народа, страдающего от произвола крепостников-помещиков и не имеющего перспектив улучшения своего положения в условиях самодержавно-крепостнического государства.

Первая тайная организация  будущих декабристов "Союз спасения" была создана молодыми дворянскими  офицерами в Петербурге в 1816 г. Эта  организация была немногочисленной, ставила своей целью уничтожение  крепостного права и борьбу с  самодержавием, но методы и пути осуществления  этих задач были неясны.

На основе "Союза  спасения" в 1818 г. в Москве был  создан "Союз благоденствия", куда входило более 200 человек. Эта организация  ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку  либеральных намерений правительства, создание общественного мнения против крепостного права и самодержавия. На решение этой задачи отводилось 10 лет. Декабристы считали, что решение  данной задачи помогло бы избежать ужасов Французской революции и  сделать переворот бескровным.

Отказ правительства  от реформаторских замыслов и переход  к реакции во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику. В 1821 г. в Москве на съезде "Союза  благоденствия" было решено путем  военной революции свергнуть  самодержавие. От расплывчатого "Союза" предполагалось перейти к законспирированной и четко сформированной тайной организации. В 1821-1822 гг. возникли Южное и Северное общества. В 1823 г. на Украине была создана  организация "Общество соединенных  славян", которое к осени 1825 г. объединилось с Южным обществом.

В декабристском  движении в течение всего его  существования были серьезные разногласия  по вопросам о путях и методах  осуществления преобразований, о  форме государственного устройства страны и т.д. В рамках движения можно  проследить не только революционные (они  прояви-лись особенно ярко), но и либеральные  тенденции. Расхождения членов Южного и Северного обществ отразились в программах, разработанных П.И. Пестелем ("Русская правда") и  Никитой Муравьевым ("Конституция").

Одним из важнейших  вопросов был вопрос о государственном  устройстве России. По "Конституции" Н. Муравьева Россия превращалась в  конституционную монархию, где исполнительная власть принадлежала императору, а  законодательная передавалась двухпалатному  парламенту, народному вече. Источником всей государственной жизни "Конституция" торжественно провозглашала народ, император был всего лишь "верховным  чиновником Российского государства".

Избирательное право  предусматривало довольно высокий  избирательный ценз. Придворные лишались избирательных прав. Провозглашался ряд основных буржуазных свобод -- слова, передвижений, вероисповедания.

По "Русской правде" Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления  необходимых буржуазно-демократических  преобразований сосредоточивалась  в руках Временного революционного правительства. Далее верховная  власть передавалась однопалатному  народному вече, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом являлась Державная  дума, избираемая на 5 лет народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент.

Пестель отвергал принцип  федерального устройства, Россия должна была оставаться единой и неделимой.

Вторым важнейшим  вопросом был вопрос о крепостном праве. И "Конституция" Н. Муравьева  и "Русская правда" Пестеля  решительно выступали против крепостного  права. "Крепостное право и рабство  отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле  русской, становится свободным", -- гласил § 16 Конституции Н. Муравьева. По "Русской  правде" крепостное пра-во немедленно отменялось. Освобождение крестьян объявлялось "святейшей и непременнейшей" обязанностью Временного правительства. Все граждане уравнивались в правах.

Осуществление своих  программ декабристы связывали с  революционным изменением существующего  в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в  России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем  оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади  и восстание Черниговского пехотного  полка, поднятое 20 декабря 1825 г. членами  Южного общества, были подавлены. Царское  правительство жестоко расправилось с участниками восстаний, что  имело весьма серьезное значение для развития общественной мысли и общественного движения в стране. По существу целое поколение наиболее образованных, активных людей было вырвано из общественной жизни страны. Однако идеи декабристов продолжали жить в кружках свободомыслящей молодежи. Декабризм нес в себе самые различные направления общественного движения от либерального до ультрареволюционного, что сказалось на развитии общественного движения в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные направления развития общественного движения во второй половине ХIX в.

Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы  и западники

После поражения  восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший  к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим  опирался на определенную социальную базу -- помещиков и бюрократию всех чинов и рангов

В николаевской России становилось практически невозможно бороться за социально-экономические  и политические преобразования. Попытки  русской молодежи продолжить дело декабристов  успеха не имели. Студенческие кружки конца 1820 -- начала 1830 гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому.

В условиях реакции  и репрессий против революционной  идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем  родились два важнейших идейных  течения 40-х гг. XIX в.: западничество  и славянофильство. Представителями  славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и  многие другие. Наиболее выдаю-щимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали  А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы  были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко  славянофилы и западники выступали  против крепостного права. Причем западники -- Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право -- лишь одно из проявлений того произвола, который  пронизывал всю жизнь России. Ведь и "образованное меньшинство" страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в "крепости" у власти, у самодержавно-бюрократического строя. 

Сходясь в критике  российской действительности, западники  и славянофилы резко расходились  в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную  им Россию, с еще большим отвращением  смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией "официальной народности"). 

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и  выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской  истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью  считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому  католицизму.Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью. 

Славянофилы считали, что у русских особое отношение  к властям. Народ жил как бы в "договоре" с гражданской  системой: мы -- общинники, у нас своя жизнь, вы -- власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного  мнения, однако право на принятие окончательных  решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором  и царем в период Московского  государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных  переворотов типа Великой французской  революции. "Искажения" в русской  истории славянофилы связывали  с деятельностью Петра Великого, который, "прорубил окно в Европу" и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути. 

Западники в отличие  от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки  зрения западников, Россия, как и  большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс  перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников -- начало вхождения России во всемирную  историю. 

В то же время они  понимали, что реформы Петра сопряжены  со многими издержками. Истоки большинства  самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали "образованное меньшинство". 

При всех различиях  в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели  схожие позиции. И те и другие выступали  против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в  стране политических свобод, ограничение  самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение  к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли  в единый лагерь либерализма. Споры  западников и славянофилов имели  большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями  либерально-буржуазной идеологии, возникшей  в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической  системы хозяйства. 

Информация о работе Общественно-политические движения и общественная мысль в России в ХIX веке