Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:49, реферат
Миграционная политика, которую с начала 2000-х годов последовательно проводит действующее руководство страны, опирается на ряд тезисов, которым правящей элитой де-шфакто присвоен статус «прописных истин».
Перечислим эти тезисы:
1. Миграционные процессы в России имеют ту же природу, что в Европе, США и других развитых странах.
2. Низкий уровень рождаемости в России остро ставит вопрос о дефиците «рабочих рук», главный (если не единственный) источник которых — население стран СНГ.
По данным исследования, проведенного Международным фондом сельскохозяйственного развития и Межамериканским банком развития, Россия является европейским лидером по масштабам трудовой миграции: на долю РФ приходится 48 процентов общего числа мигрантов. Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается.
Диаграмма 2. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, (тыс.чел)
По официальным данным, 40% трудовых мигрантов были заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности. Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.
Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%.
Средний возраст мигрантов - 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей.
Сильные «выталкивающие» факторы, которые в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию.
По данным обследования Международной организации миграции (МОМ) 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости на родине (были безработными, имели разовую или временную работу) (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию
К 2008 году появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии таких мигрантов было немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области - около 60%. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается.
Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области - уже более 80%.
Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык.
Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Уровень образования трудовых мигрантов.
За прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые используются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В отличие от традиционных диаспор эти сети обычно носят неформальный характер. Тем не менее, они не только заполняют вакуум, возникающий из-за отсутствия официальных сервисов, но часто работают эффективнее, чем официальные структуры, и там, где последние существуют.
Более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5% мигрантов.
IV.
Основные положения новой
Безусловно, наша критика нынешней миграционной политики и ее концептуальных основ не отменяет тех объективных проблем, на которые ссылаются некоторые сторонники миграционной открытости. Это и проблема снижения численности населения России, и проблема низкой плотности расселения в ее сибирских и дальневосточных регионах.
Предметом основных принципиальных разногласий является миграционная политика России в отношении стран СНГ. Между тем, основной источник угрозы в данной сфере фактически находится вне зоны полемики. Это китайская иммиграция. В данном случае не приходится вести речь о той или иной доктрине миграционной политики, но в чистом виде — о тотальной коррупции и бессилии регулирующих / правоприменительных органов. Адекватным в сложившейся ситуации было бы введение в регионах, прилегающих к КНР, чрезвычайного миграционного положения, предполагающего массированное систематическое применение санкций как к чиновникам, причастным к нарушениям миграционного режима, так и к его непосредственным нарушителям.
Перечислим те выводы из вышесказанного, которые могут и должны лечь в основу новой миграционной политики России.
- Россия, где существует проблема массовой безработицы, не нуждается в притоке значительного числа новых рабочих рук.
- Приоритетом
социально-экономического
- Необходимо
определение статуса
- Россия заинтересована
в притоке
- Проблема
дефицита рабочих рук в ряде
регионов Сибири и Дальнего
Востока должна решаться, в первую
очередь, за счет
- Нелегальные
иммигранты, которые не в состоянии
или не желают интегрироваться
в единое культурно-языковое
- Тотальная
легализация нелегальных
- В перспективе
значительными полномочиями в
вопросе определения
- Нелегальная
иммиграция в Россию и
- Россия должна
сохранить и/или установить
- Необходимо
активизировать
- Достижение
целей новой миграционной
Исходя из перечисленных тезисов, можно сформулировать следующие основные положения миграционного законодательства, отражающего концепцию новой, эффективной миграционной политики:
- документом,
регламентирующим
- ПВЖ предоставляется гражданину любой страны, независимо от его происхождения и прежнего опыта проживания на территории СССР/РСФСР/РФ, который удовлетворительно сдал три экзамена: по русскому языку; по русской истории; по основам государства и права РФ;
- правительство
РФ вправе устанавливать
- прием экзаменов
осуществляется в консульских
учреждениях МИФ РФ по всему
миру, а также в государственных
учреждениях на территории
- обладатели
ПВЖ пользуются всеми правами
граждан РФ, кроме прав избирать
и быть избранными в
- обладатели ПВЖ несут все обязанности граждан РФ, кроме воинской обязанности;
- ПВЖ может
быть отозван (аннулирован)
а) вступление в законную силу приговора суда, согласно которому держатель постоянного вида на жительство признан виновным в совершении уголовного преступления;
б) установленный судом факт фальсификации результатов экзаменов, на основании которых был получен постоянный вид на жительство.
- через 5 лет
после получения любой
- для выдающихся представителей научного, культурного, образовательного, спортивного, религиозного сообществ на основании индивидуальных ходатайств органов исполнительной власти РФ, Российской академии наук, Олимпийского комитета РФ, Русской Православной Церкви может устанавливаться льготный порядок получения ПВЖ — с отсрочкой сдачи экзаменов на срок до 18 месяцев; соответствующие решения принимаются МВД РФ индивидуально по каждому конкретному соискателю ПВЖ, за которого ходатайствуют вышеперечисленные организации;
- по запросу
министерства экономики (в
- обладатели
СВЖ могут сдать
- лица, нелегально находящиеся на территории РФ, могут в течение 6 месяцев с момента принятия правительством РФ соответствующего нормативного акта сдать экзамены и получить ПВЖ; в противном случае они обязаны покинуть страну;
- нарушители
режима трудовой миграции
Заключение
Совершенствование государственной миграционной политики, тесная увязка ее с насущными задачами социально-экономического развития страны, пристальное и каждодневное внимание к проблемам миграции – эти вопросы были определены Президентом Российской Федерации как чрезвычайно важные.
В условиях повышенного внимания к проблеме миграции со стороны Президента России, органов государственной власти, правозащитных организаций в новом правовом поле, сформировавшемся после вступления в силу нового миграционного законодательства, сложилась и полноценно функционирует централизованная система территориальных органов ФМС России. На нее возложены функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию миграционной политики. На основе соглашений ФМС России взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Среди основных задач, стоящих перед органами государственного управления в сфере миграционной политики, руководитель этой службы К.О. Ромодановский выделил следующие:
-формирование
в стране оптимальной
-дальнейшее
совершенствование