Новая миграционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:49, реферат

Описание работы

Миграционная политика, которую с начала 2000-х годов последовательно проводит действующее руководство страны, опирается на ряд тезисов, которым правящей элитой де-шфакто присвоен статус «прописных истин».
Перечислим эти тезисы:
1. Миграционные процессы в России имеют ту же природу, что в Европе, США и других развитых странах.
2. Низкий уровень рождаемости в России остро ставит вопрос о дефиците «рабочих рук», главный (если не единственный) источник которых — население стран СНГ.

Работа содержит 1 файл

миграционная политика.docx

— 157.28 Кб (Скачать)

По данным исследования, проведенного Международным  фондом сельскохозяйственного развития и Межамериканским банком развития, Россия является европейским лидером по масштабам трудовой миграции: на долю РФ приходится 48 процентов общего числа мигрантов. Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается.

Диаграмма 2. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, (тыс.чел)

 

По официальным данным, 40% трудовых мигрантов были заняты в  строительстве, 30% - в торговле, 10% - в  промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности. Реальная структура  занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%.

Средний возраст мигрантов - 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют  собственную семью и детей.

Сильные «выталкивающие»  факторы, которые в основном носят  экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию.

По данным обследования Международной организации  миграции (МОМ) 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости на родине (были безработными, имели разовую или временную работу) (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Занятия мигрантов  на родине перед выездом на работу в Россию

 

 

 

К 2008 году появилась  устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии таких мигрантов было немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области - около 60%. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается.

Все больше мигрантов  прибывает из малых городов и  сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области - уже более 80%.

Растет культурная дистанция между мигрантами и  местным населением. Они все хуже знают русский язык.

Снижается образовательный  уровень трудовых мигрантов (диаграмма 4).

Диаграмма 4. Уровень образования  трудовых мигрантов.

За прошедшие  с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые используются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В отличие от традиционных диаспор эти сети обычно носят неформальный характер. Тем не менее, они не только заполняют вакуум, возникающий из-за отсутствия официальных сервисов, но часто работают эффективнее, чем официальные структуры, и там, где последние существуют.

Более 70% мигрантов  находят работу через родственников  и знакомых, с помощью сложившихся  неформальных мигрантских сетей. В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5% мигрантов.

 

IV. Основные положения новой миграционной  политики РФ

Безусловно, наша критика нынешней миграционной политики и ее концептуальных основ  не отменяет тех объективных проблем, на которые ссылаются некоторые  сторонники миграционной открытости. Это и проблема снижения численности населения России, и проблема низкой плотности расселения в ее сибирских и дальневосточных регионах.

Предметом основных принципиальных разногласий является миграционная политика России в отношении стран СНГ. Между тем, основной источник угрозы в данной сфере фактически находится вне зоны полемики. Это китайская иммиграция. В данном случае не приходится вести речь о той или иной доктрине миграционной политики, но в чистом виде — о тотальной коррупции и бессилии регулирующих / правоприменительных органов. Адекватным в сложившейся ситуации было бы введение в регионах, прилегающих к КНР, чрезвычайного миграционного положения, предполагающего массированное систематическое применение санкций как к чиновникам, причастным к нарушениям миграционного режима, так и к его непосредственным нарушителям.

Перечислим  те выводы из вышесказанного, которые  могут и должны лечь в основу новой  миграционной политики России.

- Россия, где  существует проблема массовой  безработицы, не нуждается в  притоке значительного числа  новых рабочих рук. 

- Приоритетом  социально-экономического развития  России является создание ёмкого внутреннего рынка, т.е. повышение благосостояния трудящихся и производительности труда. Масштабный приток дешевой низкоквалифицированной рабочей силы прямо противоречит этим целям.

- Необходимо  определение статуса соотечественника, в соответствии с которым правом  на репатриацию и получение  российского гражданства будут  наделены представители коренных  народов России.

- Россия заинтересована  в притоке высококвалифицированных  кадров, способных внести свой  вклад в реиндустриализацию страны, восстановление ВПК, фундаментальной и прикладной науки, становление и развитие постиндустриального сектора отечественной экономики.

- Проблема  дефицита рабочих рук в ряде  регионов Сибири и Дальнего  Востока должна решаться, в первую  очередь, за счет экономического  и пропагандистского стимулирования  внутренней миграции, а не иммигрантов  из сопредельных стран.

- Нелегальные  иммигранты, которые не в состоянии  или не желают интегрироваться  в единое культурно-языковое пространство  России, должны в ближайшем будущем  вернуться в страны происхождения  / страны, с чьей территории они  проникли в РФ; формальной базой  их репатриации должны стать  соглашения о реадмиссии, которые  надлежит подписать со странами  — источниками нелегальной миграции  на российскую территорию.

- Тотальная  легализация нелегальных иммигрантов,  находящихся в настоящее время  на территории РФ, недопустима  и должна рассматриваться как  преступление против России, русского  народа.

- В перспективе  значительными полномочиями в  вопросе определения конкретных  параметров пребывания мигрантов  должны быть наделены власти  субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

- Нелегальная  иммиграция в Россию и использование  рабочей силы нелегальных иммигрантов  должны быть сопряжены с неприемлемым  риском как для самих иммигрантов, так и для их работодателей (необходимо введение уголовной ответственности за содействие нелегальной иммиграции и, в частности, использование труда нелегальных мигрантов).

- Россия должна  сохранить и/или установить безвизовый  режим для стран, связанных с нашей страной специальными Соглашениями о стратегическом партнерстве (ССП, см. также концепцию Содружества стран-союзников России, СССР); со всеми другими странами должен быть введен визовый режим; остаточные институты СНГ следует упразднить.

- Необходимо  активизировать геоэкономическое  сотрудничество со странами-союзниками  России для поддержания в них  устойчивого спроса на избыточную  рабочую силу и для закрепления позиций России в соответствующих регионах.

- Достижение  целей новой миграционной политики  невозможно без качественного  улучшения инфраструктуры российской  государственной границы (что  не тождественно признанию Российской Федерацией незыблемости сегодняшних границ).

Исходя из перечисленных тезисов, можно сформулировать следующие основные положения миграционного законодательства, отражающего концепцию новой, эффективной миграционной политики:

- документом, регламентирующим трудоустройство  на территории России лиц, не  являющихся ее гражданами, является  «постоянный вид на жительство» (ПВЖ); система рабочих въездных виз упраздняется;

- ПВЖ предоставляется  гражданину любой страны, независимо  от его происхождения и прежнего опыта проживания на территории СССР/РСФСР/РФ, который удовлетворительно сдал три экзамена: по русскому языку; по русской истории; по основам государства и права РФ;

- правительство  РФ вправе устанавливать ежегодные  пострановые квоты на получение ПВЖ в соответствии с текущими приоритетами внешней и миграционной политики;

- прием экзаменов  осуществляется в консульских  учреждениях МИФ РФ по всему  миру, а также в государственных  учреждениях на территории России  на основе утвержденной стандартизованной формы тестирования;

- обладатели  ПВЖ пользуются всеми правами  граждан РФ, кроме прав избирать  и быть избранными в федеральные  и региональные органы власти; в частности, держатель постоянного вида на жительства может свободно перемещаться по территории РФ, трудоустраиваться в любом месте России, а также участвовать в качестве избирателя в муниципальных выборах по месту своей постоянной регистрации;

- обладатели  ПВЖ несут все обязанности  граждан РФ, кроме воинской обязанности;

- ПВЖ может  быть отозван (аннулирован) органами  МВД РФ в следующих двух  случаях:

а) вступление в законную силу приговора суда, согласно которому держатель постоянного вида на жительство признан виновным в совершении уголовного преступления;

б) установленный  судом факт фальсификации результатов  экзаменов, на основании которых  был получен постоянный вид на жительство.

- через 5 лет  после получения любой обладатель  ПВЖ, который в течение этого  срока не привлекался к уголовной ответственности, может стать гражданином РФ и получить соответствующий документ — паспорт гражданина России;

- для выдающихся  представителей научного, культурного,  образовательного, спортивного, религиозного сообществ на основании индивидуальных ходатайств органов исполнительной власти РФ, Российской академии наук, Олимпийского комитета РФ, Русской Православной Церкви может устанавливаться льготный порядок получения ПВЖ — с отсрочкой сдачи экзаменов на срок до 18 месяцев; соответствующие решения принимаются МВД РФ индивидуально по каждому конкретному соискателю ПВЖ, за которого ходатайствуют вышеперечисленные организации;

- по запросу  министерства экономики (в настоящее  время — министерство экономического развития и торговли) РФ выдаваться специальные виды на жительство (СВЖ) для иностранных специалистов, трудящихся по найму в российских корпорациях либо в структурах иностранных корпораций на территории России; число приглашаемых таким образом работников ограничено квотами, зависящими от объективной потребности экономики РФ в специалистах подобного профиля и страны происхождения работника; компании выкупают лицензии на право приглашения иностранных специалистов, платят специальный налог на каждого иностранного работника — держателя СВЖ и несут ответственность в случае возможных правонарушений с их стороны;

- обладатели  СВЖ могут сдать соответствующие  экзамены и обменять визы на  ПВЖ в течение 12 месяцев с  момента получения СВЖ; 

- лица, нелегально  находящиеся на территории РФ, могут в течение 6 месяцев с  момента принятия правительством РФ соответствующего нормативного акта сдать экзамены и получить ПВЖ; в противном случае они обязаны покинуть страну;

- нарушители  режима трудовой миграции несут  уголовную ответственность, их  депортация осуществляется сразу после установления судом факта нарушения.

Заключение

Совершенствование государственной  миграционной политики, тесная увязка ее с насущными задачами социально-экономического развития страны, пристальное и каждодневное внимание к проблемам миграции –  эти вопросы были определены Президентом  Российской Федерации как чрезвычайно важные.

В условиях повышенного внимания к проблеме миграции со стороны Президента России, органов государственной  власти, правозащитных организаций  в новом правовом поле, сформировавшемся после вступления в силу нового миграционного законодательства, сложилась и полноценно функционирует централизованная система территориальных органов ФМС России. На нее возложены функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию миграционной политики. На основе соглашений ФМС России взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Среди основных задач, стоящих перед органами государственного управления в сфере миграционной политики, руководитель этой службы К.О. Ромодановский выделил следующие:

-формирование  в стране оптимальной миграционной  ситуации;

-дальнейшее  совершенствование миграционного  законодательства с тем, чтобы  оно было ориентировано, в первую  очередь, на положительные социальные  результаты, а также соответствовало  основным международным стандартам;

Информация о работе Новая миграционная политика