Новая миграционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:49, реферат

Описание работы

Миграционная политика, которую с начала 2000-х годов последовательно проводит действующее руководство страны, опирается на ряд тезисов, которым правящей элитой де-шфакто присвоен статус «прописных истин».
Перечислим эти тезисы:
1. Миграционные процессы в России имеют ту же природу, что в Европе, США и других развитых странах.
2. Низкий уровень рождаемости в России остро ставит вопрос о дефиците «рабочих рук», главный (если не единственный) источник которых — население стран СНГ.

Работа содержит 1 файл

миграционная политика.docx

— 157.28 Кб (Скачать)

Новая миграционная политика

I. Введение

Миграционная политика, которую  с начала 2000-х годов последовательно  проводит действующее руководство  страны, опирается на ряд тезисов, которым правящей элитой де-шфакто присвоен статус «прописных истин».

Перечислим эти тезисы:

1. Миграционные процессы  в России имеют ту же природу,  что в Европе, США и других  развитых странах.

2. Низкий уровень рождаемости  в России остро ставит вопрос  о дефиците «рабочих рук», главный  (если не единственный) источник  которых — население стран  СНГ.

3. Иммигранты не занимают  чужие рабочие места, а делают  ту работу, от которой отказываются  избалованные местные жители.

4. Россия — многонациональная  страна, следовательно, проблемы  эрозии сложившихся этнических пропорций для нее не существует.

5. Выходцы из стран  СНГ являются для коренного  населения России «соотечественниками»: родились с ними в одном государстве (СССР), владеют русским языком, имеют сходный менталитет, бытовые привычки и т.д.

К сожалению, в нашей стране сегодня отсутствует политическая и экспертная дискуссия по вопросу о миграции, в ходе которой эти положения проходили бы проверку на соответствие действительности. В лучшем случае обсуждаются последствия миграционной политики российского руководства. В числе таковых последствий обычно называют:

1. Огромное (в разы и  десятки раз) преобладание нелегальной  иммиграции над легальной. Неуклонный рост нелегальной иммиграции свидетельствует о потере государством контроля над положением в миграционной сфере, что является прямой угрозой национальной безопасности России.

2. Формирование крупного  сегмента теневой экономики, контролируемого  мигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и её граждан.

3. Рост миграции, особенно  нелегальной, из зарубежных стран,  является важнейшим фактором  постоянного ухудшения криминогенной  обстановки во многих регионах  России, что создаёт угрозу жизни,  здоровью и имуществу граждан,  правам человека и гражданина, авторитету государства. Некоторые  этнические диаспоры, черпая ресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положение центров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваются с последними, усугубляя их коррумпированность.

4. Неуправляемые миграционные  процессы в ряде регионов России  формируют атмосферу социальной напряжённости, часто приобретающей этническую окраску и перерастающей в острые конфликты.

С недавних пор, руководство  страны охотно признает наличие негативных последствий проводимой в настоящее время миграционной политики. Более того, декларируется готовность предпринять меры по их устранению («наведение порядка на рынках», «борьба с игорным бизнесом», «приоритет интересов коренного населения на рынке труда» и т.д.).

Однако целостная концепция  государственной миграционной политики в современной России отсутствует. Основным элементам новой концепции миграционной политики посвящен настоящий доклад.

Современная миграционная политики в Российской Федерации

Изменения политической и социально-экономической систем на пространстве, которое ныне принято  называть постсоветским, более всего  сказались на рынке труда, жизненных условиях, индивидуально-личностном статусе и семейных связях.

Значительные  изменения претерпели миграционные процессы.

В советский  период проводилась довольно четкая миграционная политика, в основе которой  лежали внеэкономические методы регулирования, предусматривавшие ограничения прописки в крупнейших городах, прикрепление населения к месту жительства и работы, контроль за перемещением (за счет жесткой паспортной системы), насильственное переселение в экстремальных случаях, привлечение населения в районы нового освоения. Существовало и идеологическое подкрепление миграционной политики. Миграционная политика, которая была интегрирована в политику развития и размещения производительных сил, подробнейшим образом прорабатывалась в Генеральной схеме развития и размещения производительных сил и Генеральной схеме расселения. В качестве самых общих ставились цели более равномерного размещения производительных сил, ограничения роста крупнейших городов, более равномерного развития сети опорных центров расселения.

С 1990 года Россия стала одной из наиболее «принимающих»  стран не только на постсоветском  пространстве, но и в Европе. Хотя за это время иммиграция на Запад и увеличилась, ее рост был относительно ограниченным и представлял собой менее значимое явление для страны, чем перемещения по территории бывшего СССР (в большей части в сторону Российской Федерации и через нее), а также иммиграция в Россию из стран Ближнего и Среднего Востока, Азии и Африки. Россия превратилась в своего рода буферную зону на пути мигрантов в Европу. Как подчеркивают некоторые ученые, за годы реформ страна выдвинулась в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в период 1992 - 2002 годов (в течение каждого года) США «впитывали» 924 тыс. человек, Германия - 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 609 тыс. человек.

Необходимо отметить, что  год от года определенным образом  менялись предпочтения мигрантов при выборе принимающих регионов России.

Внеэкономические  методы регулирования миграции стали  меняться на экономические, и управляемость миграционными процессами была утрачена. Старая система регулирования миграции была разрушена, а новая фактически не была создана.

Россия, в  отличие от Советского Союза, - страна открытых границ и свободных миграционных перемещений. Произошедшие изменения, прежде всего упрощение порядка въезда в Россию, «прозрачность» государственных границ, привели к резкому увеличению масштабов иммиграции, прежде всего нелегальной

Сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших  в Россию иностранных граждан  над количеством выехавших. Так, в 2000 году в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн. иностранных граждан, а выехали 17,9 млн. человек. Соответствующие цифры для 2004 года – 21,2 и 20,8 млн. человек, для 2005 года – 20,9 и 19,8 млн. человек, для 2006 года – 21,2 и 19,9 млн. человек. Большинство иностранцев, въехавших в Россию на законных основаниях, впоследствии остаются на российской территории с нарушением установленных правил и переходят в категорию нелегальных мигрантов.

Основная  масса незаконных мигрантов прибывала  в Россию из Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, стран Африки, а  также государств - участников СНГ, прежде всего Закавказья и Средней  Азии. Обращает на себя внимание и довольно непростая ситуация, сложившаяся  с незаконными мигрантами из Китая  и Вьетнама.

В 2006 году численность  китайцев, проживающих в дальневосточном  регионе, составляла, по оценке специалистов, от 400-700 тысяч до 3 млн. чел. В приграничных районах происходило интенсивное формирование китайских общин, которые по своей численности и влиянию постепенно вытесняли коренные этнические группы. Здесь сформировались и действовали организованные преступные группировки (ОПГ) и наблюдалась их кооперация с российскими криминальными группами.

Существуют  также серьезные проблемы вынужденных  переселенцев и беженцев, а также  внутренних мигрантов.

В январе-сентябре 2007 года в территориальных органах  Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС) статус вынужденного переселенца или беженца получили 6 154 человека (в январе - сентябре 2006 года - 5 161 человек). По данным, которые опубликовал Росстат, доля иммигрантов в общей численности прибывших из-за пределов Российской Федерации составила 0,11%.

 

По данным ФМС России, на 1 октября 2007 года в  стране насчитывалось 91,6 тыс. вынужденных  переселенцев и беженцев.

Около 35% из них (31,8 тыс.) составляли бывшие жители Казахстана, 16% (14,3 тыс.) - Грузии, 13% (11,4 тыс.) - Узбекистана, 6,8% (6,2 тыс.) - Таджикистана.

Более 21 тыс. человек (23%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой.

Одним из факторов, оказывающих негативное влияние  на современную миграционную ситуацию в стране, является избыточная концентрация мигрантов в густонаселенных центральных и южных районах России на фоне устойчивого сокращения численности населения в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Избыточную миграционную нагрузку испытывают Республика Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область. При этом меняется этнический состав населения. Так, характерными чертами этнической структуры миграционного прироста Ставрополья в последние десятилетия стал интенсивный рост ее полиэтнизации, который сочетается с быстрым снижением в миграционном приросте доли русских и увеличением доли кавказских народов (армяне, чеченцы). Большое количество иностранных мигрантов сосредоточено в пределах Центрального федерального округа.

Во многих экономически развитых странах миграция выполняет функцию восполнения трудовых ресурсов и замещения населения в связи с падением рождаемости. Россия также нуждается в рабочей силе, и с учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников пополнения ее населения и формирования рынка труда.

С начала 90-х  годов Россия вступила в период депопуляции, и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности ее населения (без нее с 1992 по 2000 год численность сократилась бы до 142,8 млн. человек, на деле же к 2000 году численность населения составила 145,9 млн. человек, в 2009 году – 141 млн.).

Во многих регионах страны локальные рынки  труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит  рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы России сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му — на 18–19 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек (диаграмма 1).

Однако, несмотря на позитивный аспект - частичное восполнение  трудовых ресурсов России - миграция неизбежно порождает проблемы, сопряженные с такими серьезными вещами, как государственная безопасность.

Диаграмма 1. Изменение общей  численности населения и численности  населения в трудоспособном возрасте в 1990-2010 гг. и по прогнозу на 2011-2025 гг.

 

Иммигранты, прибывшие в качестве туристов, затем  переходят на нелегальное положение. Возрос и незаконный приток иностранных граждан, часть которых использует Россию в качестве перевалочной базы для последующей иммиграции в государства старого зарубежья. По некоторым оценкам, около 40% иммигрантов - это транзитники.

Нелегальная иммиграция оказывает существенное воздействие на экономическую ситуацию в России, ее социальную сферу. Незаконные мигранты, не занимая официальных рабочих мест, негативно влияют на рынок труда, преимущественно заняты в теневой экономике.

Как упоминалось  выше, по данным ФМС в 2006 году на территории Российской Федерации находилось около  десяти миллионов незаконных мигрантов. Ущерб от неуплаты налогов, причиненный  незаконной миграцией, оценивался более  чем в 200 миллиардов рублей в год. При этом объем ежегодного вывоза денежных средств из России, производимый в обход системы государственного контроля, составлял порядка 260 млрд. рублей.

Незаконная  миграция также способствует росту  организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, терроризму, ухудшению эпидемиологической ситуации.

С учетом тенденции роста  эти виды преступности представляют определенный фактор риска, тем более что для нелегальной миграции характерна высокая степень латентности.

Среди незаконных мигрантов  на территории Российской Федерации  число выходцев из стран СНГ наиболее велико. Пропорционально их числу  и количество административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами государств Содружества.

В качестве каналов  незаконной миграции используются:

  • для въезда – российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы;
  • для выезда в страны Западной Европы – российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница.

Незаконная  миграция в своей основе имеет  три составляющих элемента – незаконное пересечение государственной границы, незаконное пребывание на территории Российской Федерации и нелегальная трудовая деятельность.

Чаще всего  нелегальные мигранты целенаправленно  ищут работу в теневом секторе  экономики, поскольку там не требуется  регистрации, знания языка и высокого уровня образования. Достаточно крупным работодателем для нелегальных иммигрантов является сфера торговли, а местами приложения труда - рынки крупных городов.

Информация о работе Новая миграционная политика