Научная деятельность П.А. Сорокина в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

Сорокин П.А. - один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения. В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ………….……………………………4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА………………………………………………………………………..5
2.1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества…………………………………………………………………………..5
2.2. Теория истории и социокультурной динамики…………………………..8
2.3. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения………………….10
2.4. Теория социальной любви и творческого альтруизма…………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...15
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

самостоятельная сорокин.docx

— 139.95 Кб (Скачать)

Человек также постигается как  «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…»5, «..он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил, который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества». Сорокин также намерено проводи параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религиях.

По Сорокину, Истина, полученная с  помощью интегрального использования  всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более  полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. «История человеческого  знания – это кладбище, заполненное  неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга».6

Также Сорокин  определяет «новое царство реальности», которое состоит из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем «…явления  культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения), который  накладывается на физический и/или  жизненный компоненты».7 Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смыслв, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора». Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу».

Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет высшую интегральную ценность – «истинную вершину  добра» - «невидимое триединство Истины, Добра и Красоты».

Но Сорокин  не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального  общества, он идет дальше и подробным  образом исследует стратегию, которая  могла бы этому способствовать. В  основе ее - распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему  изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая  в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.

 

2.4 Теория социальной  любви и творческого альтруизма

Для Сорокина общество – результат  объединенного действия миллионов  индивидов, и если общество хочет  устранить социальное зло и достичь  интегрального равновесия, нужно  делать людей лучше, то есть ступить  на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему  живому, ко всему миру, любви безусловной  и постоянной».8

Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая  является мобилизирующей силой позитивной поляризации и служит созидательной  энергией исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она  была и остается реальной силой, которая  может: остановить межличностную и  межгрупповую агрессию; преобразовать  враждебные отношения в дружеские; они [исследования] также показали : что любовь порождает любовь, а  ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную  политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь  сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем  эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально  дефективными; что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она  является самой возвышенной и  самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что  она является сердцем и душой  свободы и всех основных моральных  и религиозных ценностей; что  минимум любви абсолютно необходим  для продления существования  любого общества, и особенно для  гармоничного социального порядка  и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».9

Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями, основанных на анализе тысячелетней истории  и нескольких тысяч жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы, около 500 американцев  – «добрых и хороших соседей»

Как всякое общественное явление, энергия  любви может быть измерена количественно. Сорокин выделяет пять измерителей  силы любви – интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность альтруистических целей  с их объективными результатами, также  пытается получить сводный измеритель энергии альтруистической любви.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Питирим Александрович Сорокин  внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему  удалось ассимилировать некоторые  религиозные понятия и ценности в корпус науки.

Общество для Сорокина – результат  объединенного действия миллионов  индивидов, и если общество хочет  устранить социальное зло и достичь  интегрального равновесия, нужно  делать людей лучше, то есть ступить  на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему  живому, ко всему миру, любви безусловной  и постоянной».

Сорокин внес огромный вклад в разработку области этики, которая до этого  казалась полем деятельности проповедников  и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия  и ценности в корпус науки.

Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать границы исследования рамками названых теоретических направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7.
  2. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИС. – 1996. - №5. – С. 12-16.
  3. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – с. 51.
  4. Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм // СОЦИС. 1992. №10, с.135
  5. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //СОЦИС. 1991. №8, с.119
  6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – с. 20-23.
  7. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. 1999. №6, с.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сорокин П.А.

1 Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИС. – 1996. - №5. – С. 12.

2 Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7.

3 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – с. 59.

4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – с. 20-23.

5 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – с. 51.

6 Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм // СОЦИС. 1992. №10, с.135

7 Там же, с.135

8 Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //СОЦИС. 1991. №8, с.119

9 Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина //СОЦИС. 1999. №6, с.9

10 Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. 1999. №6, с.10


Информация о работе Научная деятельность П.А. Сорокина в США