Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:29, реферат
Сорокин П.А. - один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения. В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ………….……………………………4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА………………………………………………………………………..5
2.1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества…………………………………………………………………………..5
2.2. Теория истории и социокультурной динамики…………………………..8
2.3. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения………………….10
2.4. Теория социальной любви и творческого альтруизма…………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...15
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….16
Человек также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…»5, «..он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил, который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества». Сорокин также намерено проводи параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религиях.
По Сорокину, Истина, полученная с
помощью интегрального
Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на физический и/или жизненный компоненты».7 Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смыслв, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора». Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу».
Среди смысловых ценностей
Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее - распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.
2.4 Теория социальной любви и творческого альтруизма
Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».8
Основа его концепции в
Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями, основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы, около 500 американцев – «добрых и хороших соседей»
Как всякое общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно. Сорокин выделяет пять измерителей силы любви – интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается получить сводный измеритель энергии альтруистической любви.10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Питирим Александрович Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.
Общество для Сорокина – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».
Сорокин внес огромный вклад в разработку области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.
Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать границы исследования рамками названых теоретических направлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сорокин П.А.
1 Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИС. – 1996. - №5. – С. 12.
2 Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // Социологические исследования. 1999. № 7.
3 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – с. 59.
4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – с. 20-23.
5 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. – с. 51.
6 Сорокин П.А. Моя философия – интегрализм // СОЦИС. 1992. №10, с.135
7 Там же, с.135
8 Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //СОЦИС. 1991. №8, с.119
9 Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина //СОЦИС. 1999. №6, с.9
10 Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС. 1999. №6, с.10
Информация о работе Научная деятельность П.А. Сорокина в США