Научная деятельность П.А. Сорокина в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:29, реферат

Описание работы

Сорокин П.А. - один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения. В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ………….……………………………4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА………………………………………………………………………..5
2.1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества…………………………………………………………………………..5
2.2. Теория истории и социокультурной динамики…………………………..8
2.3. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения………………….10
2.4. Теория социальной любви и творческого альтруизма…………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...15
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

самостоятельная сорокин.docx

— 139.95 Кб (Скачать)

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ………….……………………………4

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА………………………………………………………………………..5

2.1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества…………………………………………………………………………..5

2.2. Теория истории и социокультурной динамики…………………………..8

2.3. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения………………….10

2.4. Теория социальной любви и творческого альтруизма…………………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...15

ПРИЛОЖЕНИЕ  ……………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сорокин П.А. - один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах  из СССР в США. Американский социолог русского происхождения. В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком  П.Сорокин уделял России огромное внимание.

Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в  старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика  и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система  общей социологии» (1947), «Восстановление  гуманности» (1948), «Альтруистическая  любовь» (1950), «Социальные философии  в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм — моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная  конвергенция Соединённых Штатов и  СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня  и завтра» (1968).

Начиная свой научный путь как позитивист, Сорокин во второй половине своего творчества уделяет большое внимание духовным, религиозным ценностям  и создает выдающуюся интегральную теорию социальных систем, в которой  важное место отводится праву. Правовые взгляды этого мыслителя во многих аспектах близки феноменологической социологии и имеют общую интегративную  направленность.

 

ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

 

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) — американский социолог и культуролог (коми по происхождению). Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 — приват-доцент).

В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции  участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской  революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства  А.Ф. Керенского, член предпарламента.

После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности.

В 1919 г. становится одним из организаторов  кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института  народного хозяйства. В 1920 г. совместно  с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого  поведения.

 В 1921 г. работал в Институте  мозга, в Историческом и Социологическом  институтах. В 1922 г. выслан из  Советской России. В 1923 г. работал  в Русском университете в Праге.  В 1924 г. переезжает в США.  В 1924-1930 профессор университета  Миннесоты, с 1930 до конца жизни  — профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру  социологии, а в 1931 г. — социологический  факультет.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА

2.1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества

Прежде всего, необходимо представить, как обозначаются разными социологами  направления, теории и концепции  разностороннего учения Питирима Александровича. Названий бесконечно много – «теория социальной стратификации и мобильности», «интегрализм», «концепция смены мировых цивилизаций» и т.д., необходимо выделить самые значительные и своеобразные теории.

Стержнем созданной им концепции  социальных нарушений являются войны  и революции. В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений.

Он выделяет 5 классов  нарушений:1

- политические, способные вызвать изменение существующего политического режима

- социально-экономические, направленные на модификацию социального и экономического порядка

- национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве

- религиозные нарушения – раскол церковной жизни, конфликты конфессий и др.

- «смешанный тип», без лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации

Первым критерием дифференциации Сорокин определяет социумный уровень  и выделяет в этом отношении нарушения, которые могут иметь место  на персональном, групповом и уровне суперсистемы.

Вторым критерием является степень  опасности нарушений для целостности  социального порядка. Здесь выделяются совсем неопасные (несоблюдение машинами правил дорожного движения) и нарушения, грозящие разрушением (бунт, революция).

Третьим критерием Сорокин определяет историческое время существования  групп и институтов. В зависимости  от этого он выделяет две группы нарушений: напоминающие «болезни роста» бурно развивающегося организма или «недомогания» старческого.

Однако Сорокин не останавливается  лишь на классификации нарушений  и критикуя множественные и разнообразные  определения социальных нарушений  исследователей и историков, предлагает не «передавать эмоции в словах», а попытаться «измерить социальные штормы».2

Он опирается на «индикаторы  социальных нарушений», которые собирались им за внушительный промежуток времени – с 60 века до н.э. до 20 века н.э. По четырехаспектной схеме делались замеры нарушений и сводились в общие списки, таблицы, графики; использовались фактические данные, собранные в многотомной Британской энциклопедии, в исторических хрониках, научных и историографических изысканиях. Всю эту информацию П. Сорокин очень интересно оформил: разбил «горизонталь» на отдельные исторические единицы в виде государств – Англию, Францию, Италию, Испанию, Нидерланды, Россию и две пары Германию-Австрию и Польшу-Литву. «Вертикаль» разбил на временные отрезки по 25 и 100 лет. Таким образом, все эти сведения раскрывали увеличение и уменьшение социальных нарушений «по горизонтали» – от страны к стране, от цивилизации к цивилизации, и «по вертикали»- от периода к периоду.

Этот объем информации собирался  и обрабатывался многими людьми, по объему данных этот анализ беспрецедентен.

Пытаясь определить причину появления  процессов социальных нарушений, он приводит «гипотезу транзита», суть ее в следующем: Она раскрывает происхождение  флуктуации и пики роста социальных нарушений. Внутренние социальные нарушения  есть одна из форм имманентной борьбы «интегральных», «неинтегральных» и  «полуинтегральных» элементов за очередное  лидерство в обществе и культуре. Центральная причина появления  социальных нарушений в неизбежном имманентном изменении любой  системы, когда ее доминирующие формы  достигнув предела своих потенциальных  возможностей, «лимита», начинают клонится к упадку, а идущие им на смену формы только еще складываются.

Исходным условием «извержения» социальных нарушений Сорокин считал «неустроенность» социальной и культурных систем, однако определяющую роль в его построениях оставалась за значимостью ценностей и их систем. «Неустроенность» определялась им как расшатанность, несовместимых как главных и духовных ценностей, так и социальных отношений, либо только главных духовных ценностей.

Сорокин пришел к выводу, что войны  и революции имеют одинаковую сущность, они лишь проявляют себя на разных уровнях: революция – следствие  дезинтеграции общей системы  ценностей какого-либо общества (внутренний процесс), война – следствие дезинтеграционных  процессов в отношениях каких-либо двух или более обществ (вешний процесс  для каждого из них). Кроме того, характерно, что война стимулирует  революцию, и наоборот.

 

2.2. Теория истории и социокультурной  динамики

В отношении рассматриваемых Сорокиным  проблем исторического процесса и социокультурных перемен интересна  его статья «Обзор циклических концепций  социально-исторического процесса» (1927), которую совместно с работой «Социальная и культурная мобильность» (1927), можно назвать целеполагательным этапом работы над «Социальной и культурной динамикой».

В этой статье Сорокин привлекает внимание читателей к «…иной, цикличной  концепции социальных перемен и  исторического процесса». Исторический обзор этих теорий, проходящих через  всю историю социальной мысли, он начинает с древней астрологии, древней  мысли Индии, Персии, даосизма в Китае  и пр. Также он подчеркивает что  среди греческих и римских  авторов идея цикличной концепции  исторического процесса была довольно обычной, в то время как линейная практически отсутствовала. После  небольшого застоя в средние века, циклическая концепция возрождается в трудах Макиавелли, Кампанеллы и  Вико.

В XIII в. не находит ничего интересного в этом смысле и переходит сразу к теориям XIX и XX вв., подводя эти теории в рамки следующих видов: вечно повторяющиеся идентичные циклы, линейные или спиральные циклы, стремящиеся к определенной цели, которые могут быть периодичными и непериодичными, циклы и ритмы, которые неидентичны и не стремятся к определенной цели и могут быть периодичными и непериодичными. Свои собственные теории циклов революции, «ритмов увеличения и уменьшения государственного вмешательства», а также «циклов в жизни догмы, веры или идеологии» он относит к непериодичным циклам.3

В заключение статьи он приводит несколько заявлений, по сути являющимися постановкой проблемы дальнейшего «достоверного обобщения», поиска реального социологического знания, подтвержденного фактическим материалом, что собственно он и воплощает в «Социальной и культурной динамике».

Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются Сорокиным также в книге «Социальная  и культурная мобильность». Этот труд считается классическим учебником  по теории социальной мобильности и  стратификации. В нем впервые  введены такие термины, как «социальное  пространство», «вертикальная и  горизонтальная мобильность», ставшие  затем общеупотребительными.

Человеческие культуры состоят  из миллионов индивидов, предметов  и событий, связанных воедино  бесчисленным множеством комбинаций, так как люди вступают в систему  социальных взаимоотношений под  влиянием целого ряда факторов.

Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг центральных  ценностей, которые придают им порядок  и единство. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода. «Суть этого метода… нахождение центрального смысла, который пропитывает все составные части, придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов».4

Сорокин выделил 3 группы культуры. Две  чистые их формы – идеациональная и чувственная, третью – смесь  обоих, он называл идеалистичной. В  книге «Социальная и культурная динамика», Сорокин исследует «культуру» – понятие более широкое, чем «общество» и включающее его в себя. Основное понятие, которым при этом пользуется Сорокин, – понятие «социокультурной системы».

Рассматривая исторический процесс  как смену трех социокультурных  типов при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.

2.3. Интегрализм – парадигмальная  основа мировоззрения

Ранее уже  было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих  позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную  философию интегрализма в конце  его творческого пути.

Концепция интегрализма Сорокина представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие Интегральной Истины, Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности.

Можно отметить, что понятие интеграции Сорокина подобно понятию интеграции Эмиля Дюркгейма как «…степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании  разделяемых норм, ценностей, убеждений».

Информация о работе Научная деятельность П.А. Сорокина в США