Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:29, реферат
Сорокин П.А. - один из выдающихся социологов ХХ века и один из основателей американской социологии, эмигрировавший в 20-х годах из СССР в США. Американский социолог русского происхождения. В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ………….……………………………4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА………………………………………………………………………..5
2.1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества…………………………………………………………………………..5
2.2. Теория истории и социокультурной динамики…………………………..8
2.3. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения………………….10
2.4. Теория социальной любви и творческого альтруизма…………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...15
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….16
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ………….……………………………4
ГЛАВА
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА……………………………………………………………
2.1. Концепция
социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности
общества…………………………………………………………
2.2. Теория истории и социокультурной динамики…………………………..8
2.3. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения………………….10
2.4. Теория социальной любви и творческого альтруизма…………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...15
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Сорокин П.А. - один из выдающихся социологов
ХХ века и один из основателей американской
социологии, эмигрировавший в 20-х годах
из СССР в США. Американский социолог
русского происхождения. В центре внимания
Питирима Сорокина всегда находились
человек, общество и культура. Будучи
по происхождению русским
Основные труды П.А. Сорокина: «Пережитки
анимизма у зырян» (1910), «Брак в
старину: (многомужество и многожёнство)
Начиная свой научный путь как позитивист, Сорокин во второй половине своего творчества уделяет большое внимание духовным, религиозным ценностям и создает выдающуюся интегральную теорию социальных систем, в которой важное место отводится праву. Правовые взгляды этого мыслителя во многих аспектах близки феноменологической социологии и имеют общую интегративную направленность.
ГЛАВА 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) — американский социолог и культуролог (коми по происхождению). Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 — приват-доцент).
В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента.
После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности.
В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения.
В 1921 г. работал в Институте
мозга, в Историческом и
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.А. СОРОКИНА АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА
2.1. Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества
Прежде всего, необходимо представить, как обозначаются разными социологами направления, теории и концепции разностороннего учения Питирима Александровича. Названий бесконечно много – «теория социальной стратификации и мобильности», «интегрализм», «концепция смены мировых цивилизаций» и т.д., необходимо выделить самые значительные и своеобразные теории.
Стержнем созданной им концепции социальных нарушений являются войны и революции. В первую очередь Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений.
Он выделяет 5 классов нарушений:1
- политические, способные вызвать изменение существующего политического режима
- социально-экономические, направленные на модификацию социального и экономического порядка
- национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве
- религиозные нарушения – раскол церковной жизни, конфликты конфессий и др.
- «смешанный тип», без лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации
Первым критерием
Вторым критерием является степень
опасности нарушений для
Третьим критерием Сорокин определяет историческое время существования групп и институтов. В зависимости от этого он выделяет две группы нарушений: напоминающие «болезни роста» бурно развивающегося организма или «недомогания» старческого.
Однако Сорокин не останавливается лишь на классификации нарушений и критикуя множественные и разнообразные определения социальных нарушений исследователей и историков, предлагает не «передавать эмоции в словах», а попытаться «измерить социальные штормы».2
Он опирается на «индикаторы социальных нарушений», которые собирались им за внушительный промежуток времени – с 60 века до н.э. до 20 века н.э. По четырехаспектной схеме делались замеры нарушений и сводились в общие списки, таблицы, графики; использовались фактические данные, собранные в многотомной Британской энциклопедии, в исторических хрониках, научных и историографических изысканиях. Всю эту информацию П. Сорокин очень интересно оформил: разбил «горизонталь» на отдельные исторические единицы в виде государств – Англию, Францию, Италию, Испанию, Нидерланды, Россию и две пары Германию-Австрию и Польшу-Литву. «Вертикаль» разбил на временные отрезки по 25 и 100 лет. Таким образом, все эти сведения раскрывали увеличение и уменьшение социальных нарушений «по горизонтали» – от страны к стране, от цивилизации к цивилизации, и «по вертикали»- от периода к периоду.
Этот объем информации собирался
и обрабатывался многими
Пытаясь определить причину появления
процессов социальных нарушений, он
приводит «гипотезу транзита», суть
ее в следующем: Она раскрывает происхождение
флуктуации и пики роста социальных
нарушений. Внутренние социальные нарушения
есть одна из форм имманентной борьбы
«интегральных», «неинтегральных» и
«полуинтегральных» элементов за очередное
лидерство в обществе и культуре.
Центральная причина появления
социальных нарушений в неизбежном
имманентном изменении любой
системы, когда ее доминирующие формы
достигнув предела своих
Исходным условием «извержения» социальных нарушений Сорокин считал «неустроенность» социальной и культурных систем, однако определяющую роль в его построениях оставалась за значимостью ценностей и их систем. «Неустроенность» определялась им как расшатанность, несовместимых как главных и духовных ценностей, так и социальных отношений, либо только главных духовных ценностей.
Сорокин пришел к выводу, что войны
и революции имеют одинаковую
сущность, они лишь проявляют себя
на разных уровнях: революция – следствие
дезинтеграции общей системы
ценностей какого-либо общества (внутренний
процесс), война – следствие
2.2.
Теория истории и
В отношении рассматриваемых
В этой статье Сорокин привлекает
внимание читателей к «…иной, цикличной
концепции социальных перемен и
исторического процесса». Исторический
обзор этих теорий, проходящих через
всю историю социальной мысли, он
начинает с древней астрологии, древней
мысли Индии, Персии, даосизма в Китае
и пр. Также он подчеркивает что
среди греческих и римских
авторов идея цикличной концепции
исторического процесса была довольно
обычной, в то время как линейная
практически отсутствовала. После
небольшого застоя в средние века,
циклическая концепция
В XIII в. не находит ничего интересного в этом смысле и переходит сразу к теориям XIX и XX вв., подводя эти теории в рамки следующих видов: вечно повторяющиеся идентичные циклы, линейные или спиральные циклы, стремящиеся к определенной цели, которые могут быть периодичными и непериодичными, циклы и ритмы, которые неидентичны и не стремятся к определенной цели и могут быть периодичными и непериодичными. Свои собственные теории циклов революции, «ритмов увеличения и уменьшения государственного вмешательства», а также «циклов в жизни догмы, веры или идеологии» он относит к непериодичным циклам.3
В заключение статьи он приводит несколько заявлений, по сути являющимися постановкой проблемы дальнейшего «достоверного обобщения», поиска реального социологического знания, подтвержденного фактическим материалом, что собственно он и воплощает в «Социальной и культурной динамике».
Проблемы социокультурной
Человеческие культуры состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством комбинаций, так как люди вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого ряда факторов.
Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг центральных ценностей, которые придают им порядок и единство. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода. «Суть этого метода… нахождение центрального смысла, который пропитывает все составные части, придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов».4
Сорокин выделил 3 группы культуры. Две чистые их формы – идеациональная и чувственная, третью – смесь обоих, он называл идеалистичной. В книге «Социальная и культурная динамика», Сорокин исследует «культуру» – понятие более широкое, чем «общество» и включающее его в себя. Основное понятие, которым при этом пользуется Сорокин, – понятие «социокультурной системы».
Рассматривая исторический процесс как смену трех социокультурных типов при доминировании одного из них, Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, экономической, социальной, культурной, религиозной и ментальной организацией, системой ценностей и типом личности.
2.3. Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения
Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце его творческого пути.
Концепция интегрализма Сорокина представляет
собой сложную систему, включающую
в себя понятие Интегральной Истины,
Человека как интегральное существо,
интегрального
Можно отметить, что понятие интеграции Сорокина подобно понятию интеграции Эмиля Дюркгейма как «…степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений».
Информация о работе Научная деятельность П.А. Сорокина в США