Национальные интересы страны в области экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объект национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.
Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

Национальные интересы страны в области экономики.............................................4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................................15

Работа содержит 1 файл

kovalenko_s_a_353gr_kr.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Национальным достоянием России является единство экономического пространства и наличие большого и разнообразного внутреннего рынка. Их сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет огромное общенациональное значение.

Во внешнеэкономической  сфере национальные интересы России заключаются в установлении таких мирохозяйственных экономических связей, которые должны обеспечить устойчивый приток в страну валюты за счет экспорта и покрытие внутренних потребностей в товарах за счет импорта в количествах, не допускающих возможность нанесения ущерба экономике России в результате внешне-торговой экспансии зарубежных государств.

Для защиты этих национальных интересов необходимо обеспечение  определенного уровня государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. В правовой литературе под государственным регулированием внешнеэкономической деятельности понимается совокупность функций органов государственной власти и управления в области развития внешнеэкономических связей. Любое государство оставляет за собой основные рычаги управления этим сектором экономики.

Специфические внешнеэкономические  интересы вытекают из общенациональных интересов, но более переменчивы  и мобильны, определяют конкретное содержание внешнеполитической деятельности на направлениях, связанных экономической интеграцией и при решении конкретных проблем, связанных с международной торговлей. Эти интересы могут видоизменяться под влиянием как внутренних, так и внешнеполитических обстоятельств, общих тенденций развития национальной и мировой экономики, в результате изменения общественно-экономической системы, появления новых политических союзников, смены политического режима, в тех или иных регионах и т.д. Тем не менее, в любом случае специфические внешнеэкономические интересы служат целям достижения главных интересов государства, подчинены им и не могут вступать с ними в противоречие. В противном случае причины этих противоречий рано или поздно ликвидируются и как показывает практика не всегда мирным путем.

Помимо этого, поскольку  в современном мире основная борьба за сферы влияния ведется экономическими средствами, укрепление экономической  мощи и достижение комплекса необходимых  для этого внешнеэкономических условий (в частности таких, как обеспечение доступа к источникам сырья и энергии, защита торгового судоходства, выгодных инвестиций за рубежом, завоевание рынков сбыта для отечественной продукции и т.д.), т.е. по существу экономическая экспансия становится одним из способов реализации национальных интересов. Кроме того, выделяют такие способы усиления мощи и могущества государства, как его информационная, культурно-цивилизационная, политическая экспансия в другие мировые регионы.

Решение этих задач, в  целом отвечающих национальным интересам страны, объективно сталкиваются с важнейшей тенденцией процессов глобализации, связанных с усилением роли транснациональных корпораций (ТНК) и соответствующим ослаблением государства, по крайней мере в той форме, как оно сложилось в рамках «проекта Модерна» (Ю. Хабермас).

В системе международных  экономических отношений процессы глобализации выражаются в резком увеличении масштабов и темпов транснационального перемещения капитала, в опережающем  росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП всех стран, в развитии транснациональной организованной преступности и перемещении сферы ее основных интересов в область финансово-экономической деятельности.

Для позитивного разрешения указанного выше противоречия в интересах государства должен быть принят комплекс мер по совершенствованию правового регулирования внешнеэкономической деятельности государства и важнейших субъектов внешнеэкономической деятельности. Современное регулирование внешнеэкономической деятельности государств, участвующих в этих связях обладает рядом особенностей: во-первых, значительно расширяется сфера регулирующих мероприятий, которые давно вышли за пределы тарифной политики, охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни; во-вторых, возросла роль согласованныx международных действий, координированных усилий разных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового обмена; в-третьих, странам удалось достичь снижения общего «уровня помех» развитию внешних связей.

Деятельность по совершенствованию правовых механизмов этого регулирования должна иметь в качестве главного ориентира укрепление национального экономического суверенитета государства. Понятие экономического суверенитета предполагает ведущую роль государства в качестве субъекта международных экономических отношений, способного проводить активную и самостоятельную внешнеэкономическую политику и определять в интересах России деятельность других субъектов внешнеэкономической деятельности, включая и иностранных лиц, с помощью мер правового и политического характера, с учетом рыночных механизмов.

В современных  условиях основная цель государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности состоит в установлении и обеспечении государством общих  правил поведения субъектов этой деятельности и своевременной, оптимальной корректировке в зависимости от изменяющихся условий в мире глобализации. Данная цель конкретизируется в ряд задач, направленных на преодоление зависимости от сырьевого сектора, обеспечение стабильного экономического роста, стимулирование инновационной деятельности, правовую защиту российской интеллектуальной собственности, обеспечение эффективной государственной социально-экономической политики, поддержу и стимулирование роста среднего класса, защиту национальной экономики от проникновения транснациональной организованной преступности и т.п. [4].

  •  

     

    Заключение

     

    Национальные интересы - это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

    Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

    Постановка задач и их реализация — это трезвый экономический расчет, учитывающий реальные экономические возможности страны.  
          Национальные цели, с которыми должны быть связаны стратегические решения государства, с одной стороны обусловлены общности интересов различных слоев и групп, а с другой – внешнеполитическими интересами государства и его экономической безопасностью. Наличие общих интересов, стоящих выше интересов отдельных классов, социальных групп, зачастую не исключает многообразия интересов и их внутренней противоречивости.

    Важно, что проводимая институтами власти политика экономической безопасности должна быть направлена на поддержание всего комплекса макроэкономических показателей.

    Библиографический список

    1. Политология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://all-politologija.ru/ru/vneshnyaya-politika-gosudarstva-kak-otobrazhenie-ego-nacionalnyxinteresov-sushhnost-vidy-nacionalnye-interesy-ukrainy
    2. Национальная безопасность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nationalsecurity.ru/library/00002/00002concept2.htm
    3. Батищев, Д. Г. Некоторые аспекты реализации национальных экономических интересов России в условиях кризисных явлений мировой экономики [Электронный ресурс] / Д. Г. Батищев // - Режим доступа: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2009/X/uch_2009_X_00003.pdf
    4. Ефремова, Н. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности государств и проблемы обеспечения национальных  интересов  России [Электронный ресурс] / Н. А. Ефремова // - Режим доступа: http://pravorggu.ru/2009_13/efremova_5.shtml

     

     


    Информация о работе Национальные интересы страны в области экономики