Национальные интересы страны в области экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Образ жизни и функции личности, общества и государства, как объект национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.
Национальный интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

Национальные интересы страны в области экономики.............................................4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................................15

Работа содержит 1 файл

kovalenko_s_a_353gr_kr.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Южно-Уральский государственный  университет

Институт открытого  и дистанционного образования

Кафедра «Управления  и права»

 

 

 

 

 

 

Национальные  интересы страны в области экономики

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономическая безопасность»

 

 

Руководитель,

____________Т.А. Карачарова

__________________2012г.

 

 

Автор работы,

Студент группы ИОДО-353

__________________С.А.Коваленко

___________________2012 г.

 

 

Работа защищена с оценкой


 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................3

 

Национальные  интересы страны в области экономики.............................................4

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................14

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образ жизни  и функции личности, общества и государства, как объект национальной безопасности, задают их общие интересы — национальные интересы. Они выступают как некоторый баланс или компромисс между в целом очень противоречивыми интересами отдельных личностей, социальных организаций и государственный органов.

Национальный  интерес формируется на основе рациональных потребностей, ценностных предпочтений и реальных условий, в которых  находится в настоящий момент общество. При этом этот процесс (формирование национального интереса) на уровне отдельной страны субъекты визируется теми социальными силами, которые располагают реальными возможностями и, следовательно, определенной властной субстанцией, позволяющими реализовать тот или иной интерес. Это потребности общества и государства в понимании действующих политиков. Другими словами, национальный интерес выступает как субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом обстоятельств. И весь вопрос в данном случае заключается в том, насколько общество и государство взаимосвязаны в процессах воспроизводства своих функций. Другими словами, «интерес — это то, что сцепляет друг с другом членов гражданского общества».

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Реализация  национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

 

Национальные  интересы страны в области экономики.

Реализуя  свои внешнеполитические функции, каждое государство проводит определенную политику за пределами своей страны на международной арене. Внешняя политика государства – это комплекс действий, направленных на установление и поддержание отношений с международным сообществом, защиту собственных интересов и расширение своего влияния на других субъектов международных отношений. Внешняя политика государства связана с внутренней, и в каждой конкретной ситуации приоритет внутренней или внешней политики определятся отдельно, хотя обычно внутренняя политика является приоритетной и именно она определяет внешнюю политику, так как ради внутренних интересов проводится внешняя политика. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный потенциалы государства; их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на отдельных направлениях, создает иерархию приоритетов в постановке и реализации целей внешней политики. Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений между государствами, открытие представительств государств при международных организациях или членство в них. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание средств и методов внешнеполитической деятельности, осуществлять регулярный обмен информацией, визитами на разных уровнях, заключать договора, по разным вопросам. Внешняя политика государства определяется множеством детерминант, включая уровень общественно-политического, социально-экономического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета, безопасности и т.д. В переложении на внешнюю политику эти факторы фокусируются в концепции национального интереса и содержание внешней политики определяется тем, что каждое национальное государство на международной арене стремится реализовать свой интерес. И хотя внешняя политика большинства государств в различные эпохи в значительной степени определялась тем, что теперь называют национальным интересом, само понятие «национальный интерес» вошло в научный оборот только в первой половине ХХ века. Среди основоположников разработки этого термина принято рассматривать американских ученых Р.Нибура, Ч.Бирда, Г.Моргентау. Концепция национального интереса, несмотря на свою достаточную разработанность, до сего времени остается категорией абстрактной и субъективной, так как ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в определенном обществе и государстве. Национальные интересы формируются в соответствии с геополитическими параметрами, ресурсными возможностями государства, уровнем экономического развития страны, ее места в мировом сообществе, национально-культурными традициями. Формирование национальных интересов представляет собой длительный исторический процесс, осуществляющийся в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данной страны. Потому национальные интересы не могут существовать независимо от сознания их носителей, они имеют тесную взаимосвязь с идентичностью конкретной нации[1].

 

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Национальные  интересы обеспечиваются институтами  государственной власти, осуществляющими  свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы  личности состоят в реализации конституционных  прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы  государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики[2].

Национальные  экономические интересы в структуре  национальных интересов - это экономическая  компонента, представленная, в свою очередь, целым спектром интересов таких субъектов хозяйствования, как национальные компании во всем многообразии их взаимосвязей.

Первая группа решаемых проблем связана с определением места национальных экономических  интересов в структуре национальных интересов страны. Согласно законодательству РФ, национальные интересы - это объективные потребности нации как внутренне целостного и самобытного социального организма в единстве его этнических свойств, аккумулирующих отношение ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.

Национальные интересы позволяют  идентифицировать нацию в среде  мирового сообщества.

Основным государственным  интересом в структуре национальных интересов является обеспечение  национальной безопасности как «состояния, тенденций развития и условий жизнедеятельности нации, при которых защищены ее жизненно важные интересы; гарантируется, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное, независимое функционирование и процветание при сохранении своих фундаментальных ценностей и основных институтов».

Национальные  экономические интересы, представляющие собой сложнейший комплекс отношений между национальными, иностранными и международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления валового внутреннего продукта страны, направленные на долгосрочное развитие национального хозяйства как целостного и конкурентоспособного организма в условиях глобализации, нельзя рассматривать вне национальных интересов в целом.

Национальные компании можно  определить как основную организационную форму деятельности национального государственного и частного капитала. Их деятельность, направленная на производство ВВП, охватывает весь реальный сектор экономики, который включает материальное производство во всем наборе его отраслей, а также торговлю и сферу услуг. Кроме того, к числу национальных компаний относятся финансовые структуры, вносящие свой вклад в ВВП в виде банковской и страховой прибыли. Таким образом, в рамках национальных экономических интересов интересы финансовой и нефинансовой сферы принимают единое направление — обеспечение устойчивого расширенного национального воспроизводства и национальной экономической безопасности посредством сохранения целостности народного хозяйства и перспектив его развития в глобализующемся мире.

Целесообразно отметить, что деформация народохозяйственных пропорций, имеющая место в экономике современной России, приводит к существенной зависимости нашей страны от своего сырьевого сектора, который в перспективе не сможет обеспечивать высокие темпы роста. Российские экспортеры получают скрытое субсидирование за счет средств внутренне ориентированных отраслей через механизм инфляционного перераспределения добавленной стоимости, так как в противном случае экспорт большинства видов энергосырьевых ресурсов оказался бы убыточным в силу повышенных» по мировым меркам, производственных и транспортных издержек. Компенсация повышенных издержек требует более низких, чем мировые, относительных цен на факторы производства, покупаемые экспортерами на внутреннем рынке, которыми являются электроэнергия, услуги транспорта и труд [3].

Для преодоления  зависимости от сырьевых секторов экономики  и создании условий устойчивого  экономического роста экономическая  политика должна быть направлена на обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия, повышение уровня жизни населения, подъем конкурентоспособности отечественной продукции, защиту интересов российских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, стимулирование научно-технического прогресса, инновационной и инвестиционной активности, привлечение зарубежных инвестиций в Российскую Федерацию и обеспечение деятельности российских инвесторов за рубежом в интересах отечественной экономики.

Реализация этих целей  возможна на основе наличия устойчиво  функционирующего многоотраслевого высокотехнологического производства, способного на конкурентной основе обеспечить ведущие отрасли  экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами. Кроме того, необходимо сохранение контроля за стратегическими ресурсами страны, а также поддержание научного потенциала России и сбережение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса. Масштабы, структура и территориальное размещение производства должны быть нацелены на обеспечение рабочими местами экономически активное население во всех регионах страны, а рост технического уровня производства должен способствовать дальнейшему росту квалификации и образования работников. Крайне важно обеспечить доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг [4].

Все больше закрепляется неэффективная структура народного  хозяйства, ориентированная на производство продукции с низкой добавленной стоимостью, в то время как приток капитала в развитие отраслей, определяющих постиндустриальную структуру экономики, недостаточен, сокращается доля высокотехнологичных отраслей. Кроме того, российские банки не только неконкурентоспособны на мировых финансовых рынках, но и не могут адекватно удовлетворять инвестиционный спрос отечественной экономики, который достигает как минимум 150 млрд. долл. в год, что в три раза больше объема фактически предоставляемых предприятиям и организациям банковских кредитов.

Следовательно, в объеме интересов национальных компаний наибольший удельный вес имеют интересы энергосырьевого сегмента предприятий топливно-энергетического комплекса, что обусловлено превалированием его показателей в структуре народного хозяйства РФ. Вектор данных интересов направлен в сторону дальнейшей, более глубокой интеграции РФ в мировое хозяйство с целью извлечения максимальной прибыли на мировых рынках, где до сегодняшнего кризиса наблюдалась благоприятная конъюнктура. Это соответствовало общему направлению национальных экономических интересов только до тех пор, пока в стране наблюдался экономический рост и обеспечивается национальная экономическая безопасность. Сегодня приоритеты и вектор развития экономики страны должен измениться: в сферу глубокой промпереработки сырья, в товары с высокой добавочной стоимостью, а свободные в данный момент инвестиционные ресурсы должны быть сконцентрированы в промышленности, сельском хозяйстве и научной сфере. Более того развитие производства и разумная протекционистская политика позволит сохранить положительный торговый баланс, а государственные гарантии ограничат отток капитала из страны. Однако, учитывая нестабильность конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров, высокие издержки на добычу нефти в российских условиях и ее качество, а также стремительное сокращение запасов стратегических энергоресурсов (нефть, газ) на всем земном шаре, необходима скорейшая диверсификация структуры национальной экономики за счет перераспределения дифференциальной природной ренты. В противном случае, интересы энергосырьевого сектора будут противопоставлены национальным экономическим интересам. Осуществить меры по диверсификации народного хозяйства под силу только государству. Экономическим базисом, определяющим роль государства в защите высших национальных интересов, является его участие в процессе общественного воспроизводства, в обеспечении экономического могущества страны, ее безопасности и благополучия граждан[3].

Информация о работе Национальные интересы страны в области экономики