Национальная политика Республика Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:12, доклад

Описание работы

Казахстан – унитарное, светское государство, объединяющее на исконной казахской земле государствообразующую казахскую нацию и диаспор.
В течение веков казахи и другие этнические группы стремились жить в согласии и солидарности, межэтнические отношения прошли через многие исторические испытания.
Национальная политика российской империи и советского периода сопровождалась многочисленными нарушениями прав народов, фактами прямого геноцида и экологической катастрофой. Власть подозрительно относилась к этнонациональным ценностям и стремилась их унифицировать. Мир и согласие народов, о которых у нас десятилетиями говорили как о совершившемся факте, не всегда соответствовали действительности. Более того, они в основном утверждались силой или в лучшем случае упорным идеологическим давлением, что в свою очередь негативно отражалось на межнациональных отношениях.

Работа содержит 1 файл

Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики срс6.docx

— 32.50 Кб (Скачать)

I. Современная ситуация

Казахстан – унитарное, светское государство, объединяющее на исконной казахской  земле государствообразующую казахскую нацию и диаспор.

В течение веков казахи и другие этнические группы стремились жить в  согласии и солидарности, межэтнические  отношения прошли через многие исторические испытания.

Национальная политика российской империи и советского периода  сопровождалась многочисленными нарушениями  прав народов, фактами прямого геноцида и экологической катастрофой. Власть подозрительно относилась к этнонациональным ценностям и стремилась их унифицировать. Мир и согласие народов, о которых у нас десятилетиями говорили как о совершившемся факте, не всегда соответствовали действительности. Более того, они в основном утверждались силой или в лучшем случае упорным идеологическим давлением, что в свою очередь негативно отражалось на межнациональных отношениях.

После обретения независимости, казахстанским  народом прожит непростой исторический период. Развитие межнациональных отношений  сопровождалось коренными изменениями  роли государства и политических институтов, экономическими реформами, преобразованиями духовно-идеологической жизни. На межнациональные отношения  серьезное негативное воздействие  оказывали безработица, бедность, .правовой нигилизм, проявления бюрократизма и масштабные миграционные процессы

В этих условиях национальная политика РК была направлена на смягчение последствий  доставшегося от прежнего наследия противоречий и новых социально-экономических  проблем. Приоритетное внимание уделялось адаптации диаспор, оказавшихся за пределами России и других бывших советских республик, к новым политическим реалиям, удовлетворению их этнокультурных запросов, развитию образования на государственном и других языках, возрождению духовно-культурного наследия.

Разрешение противоречий было направлено в русло мирного решения. Государственная  политика опиралась на гуманистические  традиции ненасилия, толерантности, многовековой опыт совместного проживания народов.Усилия государства не позволили деструктивным силам использовать пробудившееся национальное самосознание казахов и диаспор в неблаговидных целях. Тем самым было обеспечено единство общества.

Однако социально-экономические  и культурно-языковые противоречия, доставшиеся от тоталитарной системы, не нашли своего разрешения.

II. Необходимость новой  национальной политики

В начале ХХI века в Казахстане сместился фокус проблем отношений между людьми различных этнических общностей. Миграционный отток из страны потерял свою остроту, набирает силу процесс консолидации, формируются основы гражданского общества. Произошли серьезные этнодемографические изменения: Казахстан из государства с двумя доминирующими этническими общностями (казахи, русская диаспора) превратился в государство с доминирующими одним, казахским этносом

Как и во всём мире, в Казахстане идет информационная борьба за умы  людей, внедрение в сознание казахов  и казахстанцев чуждых их образу жизни стандартов, что болезненно сказывается на национальном самосознании.

По существу впервые за постсоветский  период общество поставлено перед необходимостью по-новому осмыслить вопросы нациестроительства, которые находят отражение в общественном сознании, СМИ и научных форумах.

Демократическая партия Казахстана “АК  ЖОЛ” рассматривает принятую “Доктрину  национального единства Казахстана”  как попытку осмыслить на доктринальном  уровне сложные процессы нациестроительства и межнациональных отношений в новую историческую эпоху. Вместе с тем мы понимаем, что лишь этим одним документом не могут быть определены все аспекты этой сложнейшей проблематики.

Актуальность разработки и принятия “Концепции” национальной политики Республики Казахстан (далее “Концепции”) обусловлена необходимостью определения  конкретных целей, принципов и задач  государственной политики на 2011-2020 годы, нацеленной на упрочение единства казахстанского народа в новых этнодемографических, социальных и геополитических условиях, возрастания этнического и религиозного самосознания.

Новая национальная политика направлена на налаживание отношений между  различными этническими сообществами, путем учета их особенностей. Она  определяет средства и методы, при  помощи которых достигается межэтническое  и межрелигиозное согласие на основе экономических, политических и социальных рычагов, культуры и языка.

III. Основные принципиальные  идеи новой национальной политики

Казахстанцы дорожат общественным согласием, единством страны. Но единство нельзя формировать директивным путем. Оно формируется через реализацию конкретных и четких внутренне взаимосвязанных между собой принципиальных идей, являющихся фундаментом прочного единства народа Казахстана.

УЧЕТ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВА

Этнический состав страны формировался исторически на стыке нескольких цивилизаций. Ныне на территории Казахстана можно выделить несколько этнических общностей:

1. Казахи – потомки древней  тюркской народности, живущие на  своей исконной земле;

2. Этнические группы славянского  и европейского происхождения  в разное время и разными  способами участвовавшие в судьбе  Казахстана;

3. Диаспоры близких по культуре  и языку казахам восточных  этносов;

4. Представители этносов, депортированных  в Казахстан, в 30-40-е годы  ХХ века;

5. Малые этнические группы бывшего  Союза и дальнего зарубежья.

Как видно, процесс формирования этнического  состава страны далеко непростой. Потомки  многих диаспор после распада  Союза возвращаются на историческую родину.

А представители всех этнических общностей, проживающих ныне в Казахстане, имеют  полное право называться гражданином  Казахстана.

Этнические общности различаются  по численности, следовательно и по потенциалу, географическому расположению, языку, религии, психологии, степени ассимиляции. Разнотипность культур, социально-психологические особенности, историческая память и другие факторы влияют на атмосферу межэтнических отношений и определяют особенности национальной политики.

ЕДИНСТВО ОБЩЕКАЗАХСТАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ  И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Идентичность казахстанцев – довольно сложное явление, в котором присутствует и новая гражданская, вместе с тем этническая, регионально земляческая, родоплеменная, религиозная, социальная, ностальгическая советская идентичности.

Гражданская и этническая идентичности, их сочетание демонстрирует связанность  человека как с Казахстаном, как  и со своей этнической общностью. Если для казахов совмещение казахстанской  гражданской и этнической идентичности не сопряжено со сложностями, то для  диаспор, значительная часть которых  имеет историческую родину, совмещение гражданской и этнической идентичности является актуальным. Диаспоры в основном Казахстана выбрали для себя гражданство  Казахстана, считают себя гражданами Казахстана, одновременно считая себя представителем определенной этнической общности.

Политические, социально-культурные и экономические изменения в  обществе находят отражение в  государственной и этнической идентичности. Об единстве казахстанской и этнической идентичности можно судить по степени единства общества и направлении его развития. Сама идентичность является социальным ресурсом государства и общества, барометром общественного согласия.

ЗАЩИТА ЭТНИЧЕСКИХ, РЕЛИГИОЗНЫХ  И ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАСПОР

Важным условием согласия является удовлетворение потребностей различных  этнических групп. Интересы диаспор  должны защищать как институты власти, так и гражданского общества. Это  требует создания системы мер  по отражению, учету и реализации этнонациональных интересов.

Сегодня в Казахстане повышается политическое самосознание диаспор. Помимо удовлетворения этнокультурных потребностей, диаспоры заинтересованы в равном представительстве  не только в законодательном органе, но и исполнительной власти. Все  эти проблемы необходимо решать на правовой основе, принципах уважения, добра и толерантности. Абсолютизация  этнической идентичности во вред гражданской  также опасна, как и признание  только гражданской идентичности. Только учет и согласование всех этих моментов способствуют порядку и стабильности.

ОПОРА НА ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО И  ЦЕННОСТИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Как история любой страны история  Казахстана также полна примеров жестоких межнациональных конфликтов. Но это история и межэтнического взаимовлияния, населяющих его этнических общностей во всех сферах жизни –  язык, образ жизни, труд, мировоззрение  и культура. При осуществлении  национальной политики необходимо опираться  на этот позитивный опыт нашей истории. Важно понять уроки прошлого, корни  единства, возродить новое историческое сознание. Существенное значение имеет  также знание казахами, всеми казахстанцами истории страны, на массовом уровне осмыслить историческую связь и преемственность национальной государственности казахов с древнейших времен до наших дней.

Казахстанцев должен объединить не только территориально-административный признак, но главным образом, общее историческое прошлое, единое государство, гражданская ответственность за судьбу страны, защита окружающей среды, то есть важные жизненные позиции.

КАЗАХИ КАК ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩАЯ  НАЦИЯ

Важным фактором консолидации казахстанского общества является государствообразующая казахская нация.

Меняется мир, меняются и формы  проявления этнического. Ни одно государство  не формировалось без нации. Но при  этом всегда был государствообразующий этнос, который либо подавлял, либо ассимилировал или объединял остальных. Все это зависит от методов обеспечения единства. Соответственно и возрождение казахского народа как государствообразующей нации – ключевая проблема для устойчивого развития Казахстана. В этом сегодня должны быть заинтересованы все этнические общности.

Хотя тезис о первичности  прав гражданина по сравнению с правами  социальной, этнической и любой другой группы считается универсальным  требованием демократии, тем не менее странообразующая нация в условиях глобальных общественных, экономических перемен, должна осознавать не только свою роль в становлении гражданского общества, но и характер этнических взаимоотношений со всеми этническими группами, строящими новое государство. Игнорирование государствообразующей роли казахов ориентировало бы наше государство на вненациональную модель развития государственности, государство отстранялось бы от решения проблем казахов, а это лишило смысла нашей важнейшей ценности - Независимости.

Независимость приобретена Казахстаном  не по причине развала СССР, а  потому что казахи веками стремились на исконной земле создать свое государство. Это стремление было поддержано всеми  этническими общностями страны.

Достижения независимости Казахстана в 1991 году – это важнейший результат  более чем двухвековой борьбы, примером чему могут служить национально-освободительные  движение Кенесары Касымова, движение Алаш-Орды в начале ХХ века, первое казахское правительство в 1917 году.

Сегодня казахи как этнос отвечают всем международным стандартам государствообразующей нации как в политическом, так и в этническом аспекте: живет на исконной земле, составляет численное большинство и защищает права диаспор. Акцентирование государствообразующей роли казахов не закрывает путь к единству народа Казахстана, а подчеркивает их консолидирующую роль. Именно государствообразующая нация несет ответственность за равные права всех этнических общностей, проживающих в стране, в тоже время казахи нуждаются в поддержке со стороны диаспор.

Казахи как государствообразующая нация являются основой и связывающей нитью между всеми населяющими Казахстан диаспорами.

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ КАЗАХСКОЙ НАЦИИ.

ХХ век стал для казахов веком  трагических событий, превративших их в меньшинство на своей родине, они чуть было не лишились родного  языка, традиций и истории. Сегодня  казахи заслужили право на компенсацию  травмы, нанесенной национально-государственным  неравноправием, строительство своей  государственности, культуры, языка, традиций, возрождение исторического наследия.

Глобализация сегодня возлагает  на казахстанское общество особую ответственность. Речь идет не только о том, что в  перспективе казахская нация  должна стать конкурентоспособной  нацией, но и о том, что сегодня  без духовных ценностей государствообразующая казахская нация не будет чувствовать себя уверенной в будущем.

Внутренние и внешние факторы  обуславливают необходимость придания в Казахстане приоритетов казахскому языку и культурных ценностей  казахов. Язык и культура диаспор  всесторонне развиваются на их исторической родине. Такой дифференцированный подход не ограничивает гражданские права  людей, принадлежащих к различным  этническим группам, их стремление сохранить  свою этническую идентичность и занять достойное место в обществе. Это  уточнение отражает реально исторически  сложившее положение вещей.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ  С ТРАДИЦИОННЫМИ РЕЛИГИЯМИ.

Национальные и религиозные  ценности в духовной культуре в прошлом  и сегодня неотделимы друг от друга. Традиционные религии служат реальным механизмом сохранения национальных культур. Национальная политика Казахстана как  светского государства должна учитывать  эти тенденции. Признавая и уважая равенство всех традиционных конфессий, государство не допускает деятельность экстремистских организаций.

Информация о работе Национальная политика Республика Казахстан