Нации и национальные отношения и их роль в политической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:38, контрольная работа

Описание работы

Нация и национальная политика.Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм. Нации и национальный суверенитет в эпоху глобализации. Особенности этнической структуры населения, национально-государственного устройства и национальной политики в России: исторический опыт (Россия до 1917 г., Россия в составе СССР).Достижения и проблемы современной национальной политики РФ

Работа содержит 1 файл

Нации и национальные отношения.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

В целом концепция государственной  национальной политики имеет прогрессивный  характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности  в плане урегулирования и решения  многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Cуществует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика в принципе не может быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня, быть мерами временного характера, пусть и актуальными для страны.

Реализующаяся в настоящее  время в России концепция государственной  национальной политики составляет теоретическую  основу государственного регулирования  межнациональных отношений.

В целях создания законодательной базы, всесторонне обеспечивающей реализацию государственной национальной политики РФ в отношении всех народов, были разработаны и приняты федеральные законы “О национально-культурной автономии”, “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”, Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Национальная политика должна учитывать не только анализ диалектики национальных интересов  в их конкретности, но также и  учитывать меняющиеся национальные настроения. В проекте федерального закона “Об основах государственной национальной политики Российской Федерации” выделяются следующие основные принципы государственной национальной политики:

  • сохранение государственной целостности и федерального устройства Российской Федерации;
  • равенство прав граждан и народов РФ на национальное развитие;
  • признание единства российского общества;
  • свободное определение каждым гражданином своей национальной принадлежности;
  • соответствие законов и иных нормативных актов в сфере национальной политики, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ;
  • неотвратимость наказания за разжигание межнациональной вражды, оскорбление чести и достоинства по этническому признаку;
  • признание объединяющей роли русского народа, его языка и культуры;
  • взаимодействие органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с общественными объединениями, национально-культурными автономиями всех уровней, национальными этнокультурными общественными организациями, общинами.

Основной принцип современной  государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к  религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям.

Национальная политика только в том случае станет консолидирующим  фактором, если будет отражать всё  многообразие интересов народов  России, в том числе и самые  главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи:

  • формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма;
  • распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
  • сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
  • обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;
  • учёт взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Русский вопрос - самый  важный в рамках российского национального  вопроса. Межнациональные отношения  в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности. Это положение определяет историческую роль русского народа, который, в силу соответствующей национальной политики СССР, официально не считался объектом национальной политики.

Этнические проблемы тесно связаны с проблемами федерализма, что придает им особую актуальность. Жизнь, в том числе и опыт национальной политики в СССР, показали, что искусственное  нациестроительство ведёт к противоречиям между этносами и государством. Этнократические процессы наносят явный ущерб территориальной целостности России, затрагивая геополитические процессы. Проблемы федерализма относятся к числу наиболее сложных и многогранных. Но они являются ключевыми для дальнейшей судьбы России. Без оптимально построенной государственной национальной и региональной политики невозможно проводить любые социально-экономические и политические преобразования. Пока неустойчива ситуация в сфере федеративных и межэтнических отношений, невозможно преодолеть системный социально-экономический кризис, а межэтническое согласие всё-таки обеспечивает какой-то минимум стабильности и позволяет вести деятельность в направлении реформирования.

Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтаций со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России.

Гармоничное соотношение  двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной  национальной политики России в современных  условиях. 

 

 

Заключение

 

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции нашего национального  бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие  выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России. Политика в решении национального вопроса, таким образом, должна быть направлена на формирование полноценного гражданского общества, исключая монополию какого-либо одного органа государственной власти или общественной силы при решении национального вопроса.

Политические и правовые методы решения национального вопроса  должны включать механизмы гражданского общества и быть направлены на такую  координацию деятельности органов  исполнительной власти, которая придает эффективность управления процессом этноконфессионального согласия в стране. Это предполагает обеспечение прав граждан на удовлетворение этнокультурных, языковых и иных потребностей независимо от вероисповедания, национального происхождения и социального положения, поддержку культуры и языков народов страны, поддержку соотечественников за рубежом, гибкую миграционную политику.

Федеративное устройство нашей страны, сложившееся на основе ее национально-территориального деления, обусловливает императивную необходимость перенесения инициативы деятельности по решению национальных проблем в субъекты Российской Федерации. Технологии решения национальных проблем должны разрабатываться не в федеральном центре, а в регионах, обладающих наиболее полной информацией о содержании национальных конфликтов и противоречий, менталитете населения.

Основной принцип современной  государственной национальной политики - равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к  религии, принадлежности к социальным группам и общественным движениям.

Национальная политика только в том случае станет консолидирующим  фактором, если будет отражать всё  многообразие интересов народов  России, в том числе и самые  главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать обществом и государством следующие задачи: формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; сохранение исторического наследия, развитие национальной самобытности традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

Государственная национальная политика должна быть ориентирована  на создание условий, позволяющих каждому  народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время, национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие, М., 1996.
  2. Бжеников Р.Р. Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ : институционально-правовой анализ : дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 Ростов н/Д, 2006.
  3. Бочарников И. Основные направления противодействия сепаратизму в РФ // Власть,2008, № 11.
  4. Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.
  5. Гринин Л.Е. Глобализация и проблемы национального суверенитета//Полис, 2008, № 1.
  6. Зорин В.Ю. Этничность и власть: некоторые аспекты становления новой этнополитики в современной России // Свободная мысль.,2003, № 6.
  7. Ирхин Ю. В. Политология: Учебное пособие, М., 2002.
  8. Кокшаров Н.В. Современная национальная политика России//CREDO NEW,2009,№ 7.
  9. Кретов Б. И. Политология: Учебное пособие, М., 2002.
  10. Липкин А. И. К вопросу о понятии «национальной общности» и его применимости к России // Полис, 2008, № 6.
  11. Ступишин В. В. Русская нация и русская республика // Независимая газета. 1997,№ 2.
  12. Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм, 1997, № 3.

1 См.: Ирхин Ю. В. Политология: Учебное пособие, М., 2002.

2 См.:Ступишин В. В. Русская нация и русская республика // Независимая газета. 1997.№ 2

3 См.: Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7

4 См.: Липкин А. И. К вопросу о понятии «национальной общности» и его применимости к России // Полис, 2008, № 6

5 См.: Борисов Л.П. Политология: Учебное пособие, М., 1996

6 См.: Бжеников Р.Р. Национальный вопрос в России: институционально-правовой анализ : институционально-правовой анализ : дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 Ростов н/Д, 2006

7 См.: Зорин В.Ю. Этничность и власть: некоторые аспекты становления новой этнополитики в современной России // Свободная мысль.,2003, № 6

8 См.: Кретов Б. И. Политология: Учебное пособие, М., 2002

9 См.: Бочарников И. Основные направления противодействия сепаратизму в РФ // Власть,2008, № 11

10 См.:Гринин Л.Е. Глобализация и проблемы национального суверенитета//Полис, 2008, № 1

11 См.: Тишков В. А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм, 1997, № 3

12 См.: Кокшаров Н.В. Современная национальная политика России//CREDO NEW,2009,№ 7


Информация о работе Нации и национальные отношения и их роль в политической жизни