Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:38, контрольная работа
Нация и национальная политика.Национальный вопрос и основные способы его решения. Межнациональные конфликты и сепаратизм. Нации и национальный суверенитет в эпоху глобализации. Особенности этнической структуры населения, национально-государственного устройства и национальной политики в России: исторический опыт (Россия до 1917 г., Россия в составе СССР).Достижения и проблемы современной национальной политики РФ
Правовые средства решения национального вопроса должны включать учет этнического фактора, например, в форме институционализации норм обычного права в вопросах приватизации земли, условий несения альтернативной военной службы, в регулировании семейно-бытовых и иных отношений. Однако это не должно противоречить базовым конституционным нормам о правах и свободах.
Политические и правовые методы решения национального вопроса должны включать механизмы гражданского общества и быть направлены на такую координацию деятельности органов исполнительной власти, которая придает эффективность управления процессом этноконфессионального согласия в стране. Это предполагает обеспечение прав граждан на удовлетворение этнокультурных, языковых и иных потребностей независимо от вероисповедания, национального происхождения и социального положения, поддержку культуры и языков народов страны, поддержку соотечественников за рубежом, гибкую миграционную политику.
Федеративное устройство нашей страны, сложившееся на основе ее национально-территориального деления, обусловливает императивную необходимость перенесения инициативы деятельности по решению национальных проблем в субъекты Российской Федерации. Технологии решения национальных проблем должны разрабатываться не в федеральном центре, а в регионах, обладающих наиболее полной информацией о содержании национальных конфликтов и противоречий, менталитете населения. Очевидно, что при этом политико-правовая деятельность должна оставаться в поле федерального законодательства, не противоречить конституционным нормам Федерации. К сожалению, выполнение данного требования не всегда осуществляется в полном объеме. В первую очередь нарушается конституционный принцип разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. законодательства являются ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
В заключение следует отметить, что политические и правовые способы решения национального вопроса есть комплекс мероприятий, определяемый политикой государства в национальной сфере, выражающий самобытный характер национальной жизни народов, населяющих страну и создающий институциональные условия для свободного исторического творчества наций, этносов и народностей. Эффективность действия данных средств обусловлена их направленностью на реализацию внутреннего потенциала гражданского общества по самоорганизации этнонациональной жизни в рамках конституционных норм государства.
Время, в которое мы живем, до предела насыщено самыми разными конфликтами. Но даже на таком фоне межнациональные конфликты занимают особое место и по остроте, и по масштабам, и по их последствиям для судьбы страны. К тому же они очень часто переплетены с конфликтами другого рода – политическими, экономическими. Порой они служат лишь каналом, усилителем, а то и прикрытием для противоборства политических и иных сил. В некоторых регионах местные мафиозные кланы и старые партийные элиты разыгрывают национальную карту в политиканских целях, в ходе борьбы за власть, хотя непосредственно вовлеченные в конфликт массы людей не осознают этой подоплеки. Думается, в подобных случаях правомерно говорить о национальной форме, которую приобрел тот или иной политический или даже криминальный конфликт.
Причины межнациональных конфликтов многообразны:
Политические причины. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР – крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств.
Другой, производной политической причиной конфликта является борьба как новых, так и старых политических элит за передел «имперского наследства» В этой борьбе национальный фактор используется без всякого стеснения. Ведется она в условиях фактического отсутствия правил политической «игры» (прежние правила отменены, а правила новые, новая политическая культура еще только начинают формироваться). Поэтому в ряде случаев можно наблюдать беззастенчивую спекуляцию на национальных чувствах, несмотря на очевидный ущерб, горе и даже кровь, которые подобные «игры» приносят населению всех национальностей Более того, национальную «карту» порой не без успеха разыгрывают даже откровенно криминальные, мафиозные структуры.
Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны, здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой – регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами или не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага, прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги.8
Стержневой проблемой обеспечения национальной безопасности, в том числе в вопросах противодействия сепаратизму, является укрепление государственности. Независимость и самостоятельность отдельных важнейших ее систем – законодательной власти, региональных властных структур в настоящее время носит в значительной мере символический характер. В этом уязвимость современной системы государственного управления. Более того, такая система в меньшей степени способна противостоять эволюционирующим угрозам со стороны сепаратистских тенденций. Другим важнейшим направлением противодействия сепаратизму в Российской Федерации в современных условиях является совершенствование государственного устройства России, ее федеративных основ.
Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России. Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров, воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо Ослабления ложного конфликта можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям. В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти. И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию.9 И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение – в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.
Национальный суверенитет
Однако следует отметить что, в
многонациональных
Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (статьи 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.
Глобализация — это очень разноплановый процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа интегрирующихся обществ; сильнее осознается, что проблемы отдельных стран соединяются в единый клубок. Однако признание каких-то процессов как прогрессивных ни в коем случае не предполагает однозначной положительности каждого их аспекта. Напротив, прогресс всегда означает, что определенная часть изменений ухудшает ситуацию по сравнению с тем, что было раньше. Соответственно и процесс глобализации не во всем имеет положительный эффект. Как и любой другой крутой перелом, он несет в себе массу негатива, например, ослабление таких качеств, как патриотизм. Да и открытость границ в чем-то благо, а в чем-то зло, например, в плане распространения терроризма.
Не останавливаясь на сущности глобальных проблем человечества, не могу не отметить, что в них, как ни в каких других, видны коллизии между национальными интересами и мировыми тенденциями. Особенно это касается некоторых аспектов экологической проблемы, которые либо вызваны производственной деятельностью, либо могут быть усугублены ею. Кроме того, в любом случае даже естественные колебания климата представляют собой общую очень сложную проблему для человечества. Решить самостоятельно эти и другие проблемы, развивающиеся страны в большинстве случаев не смогут, значит, необходима помощь им. Но дело не просто в деньгах. С учетом их всеобъемлющей отсталости нужны международные контролирующие и направляющие развитие органы, а в целом ограничение их суверенитета во многих отношениях. Ведь найти путь к постепенной региональной и общемировой выработке правил природопользования немыслимо без того, чтобы международное право не возобладало над национальным.10
Все глобальные проблемы связаны между собой, а такие, как демографическая и экологическая, во многом — две стороны одной медали. И, следовательно, регулирование численности населения также все более становится не только национальным, но и общим делом. Чтобы решить многие глобальные проблемы, необходимо осознать, что развитие не может идти все время вширь, что требуется сознательное ограничение в потреблении, а также механизмы, способные заставить большинство стран принять такие ограничения.
Глубина изменений суверенитета, а также и степень пересмотра самого этого понятия недопонимаются и недооцениваются. Да, государство (развитое и централизованное) было и в главном еще остается высшей единицей исторической и политической жизни. Однако сегодня появились новые и мощные факторы, которые, в конечном счете, ведут к тому, что оно перестает быть пределом выражаемой воли, уступая это предельное место более крупным образованиям. Ведь в последние несколько десятков лет все более важным становится процесс интеграции государств в надгосударственные объединения. При этом все яснее обнаруживается тенденция к ограничению и постепенному отказу от части национального суверенитета в пользу наднациональных и мировых сообществ, международных организаций и третейских судов. И поскольку эта тенденция в огромной степени обусловливается развитием современной экономики, постольку она будет нарастать.
В целом процесс постепенного перехода мира к нового типа устойчивым наднациональным политическим (политико-экономическим) объединениям должен поставить заслон национальному сепаратизму. Однако это верно только в общем плане. В начальной же стадии процесса, как это нередко бывает, интеграция в чем-то даже усиливает и поощряет национализм. Дело в том, что любое созидание ведет к большим или меньшим разрушениям. Следовательно, формирование надгосударственных систем может быть связано с разрушением прежних крупных многонациональных государственных. И такой распад в известной мере выполняет объективно прогрессивную роль, облегчая региональную и мировую интеграцию. Но это очень болезненный и разрушительный прогресс.
Утверждение политического принципа национализма, что политическая и национальная единицы должны совпадать (Э. Геллнер), постепенно привели к тому, что наиболее типичным кажется именно национальное (даже мононациональное) государство. Это явилось также одной из мощных причин усиления национальных движений. Но то, что последние возникли и в странах, которые, казалось бы, давно и прочно сформировались, где нет и речи о национальном неравноправии, показывает, что государство как главная единица и субъект исторического процесса начинает постепенно уступать место более крупным единицам.
А если наднациональные
сообщества становятся более привлекательными
для некоторых, чем национальные,
то в ряде случаев может временно
усилиться и тенденция к
Таким образом, объяснение причин сепаратизма в развитых государствах на первый взгляд может показаться парадоксальным: национализм усиливается потому, что ослабевают как системы государства. Однако парадоксальности здесь нет. К тому же нации — это не вечные сущности, а более или менее сплоченные определенным сходством, условиями (и внешними рамками) общности. Причем при определенных условиях их сплоченность и однородность усиливаются, а при других, напротив, ослабевают.
Но обе мировые тенденции — интеграция и сепаратизм — не будут вечно идти параллельно. По мере нарастания интеграции сепаратизм начнет ослабевать, так как он несет в себе слишком много проблем для региональных и мирового сообществ. По мере все более ясного движения к интеграции накал национализма и сепаратизма станет остывать. Это можно сравнить с тем, как исторически прогрессивная роль революций со временем уменьшалась по мере того, как их результат мог быть воспроизведен эволюционно, без крутой общественной ломки.
Какие условия сегодня
способствуют росту национализма? В
отсталых или малых нациях действуют
во многом еще прежние причины: развиваясь,
они экономически и культурно
дорастают до уровня, когда уже
могут иметь собственные идеоло
Информация о работе Нации и национальные отношения и их роль в политической жизни