Мыслители французского Просвящения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:18, реферат

Описание работы

Просвещение - эпоха безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестройки общества на разумных основаниях, эра крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием. Просвещение тесно связано с Возрождением и унаследовало от Ренессанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Однако, идеология Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифеодальной борьбы. Поэтому просветительская критика феодализма была острее и глубже ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Они выступили против всего феодального строя с его системой сословных привилегий.

Содержание

Содержание.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1. Краткая биография политических мыслителей французского Просвещения.. 5
2. Представления о разделении властей…………………………………………… 7
Заключение………………………………………………………………………… 12
Список литературы……………………………………………………………….. 14

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….. 3

1. Краткая биография политических мыслителей французского Просвещения.. 5

2. Представления о разделении властей…………………………………………… 7

Заключение………………………………………………………………………… 12

Список  литературы……………………………………………………………….. 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 Просвещение -  эпоха безграничной  веры  в человеческий  разум, в возможность перестройки  общества  на разумных  основаниях,  эра  крушения  теологического  догматизма,  торжества науки над средневековой схоластикой  и  церковным  мракобесием. Просвещение тесно связано с  Возрождением и  унаследовало  от  Ренессанса гуманистические  идеалы, преклонение перед  античностью,  исторический оптимизм, свободомыслие.  Однако,  идеология Просвещения возникла на  более  зрелой  стадии  формирования   капиталистического  уклада  и  антифеодальной  борьбы.  Поэтому  просветительская  критика  феодализма  была  острее  и  глубже  ренессансной,  затрагивала  всю  структуру  общества  и  государства.  Они  выступили  против  всего феодального  строя  с  его  системой  сословных  привилегий.

 Во  Франции в это время происходили  огромные экономические,  идейные  и  политические  сдвиги. Шёл  процесс постепенного разложения феодально-крепостнических отношений, процесс зарождения  и развития буржуазной экономики внутри  феодализма, отягощённого абсолютистским монархическим  строем  государства, под жёсткой  духовной  властью  католической  церкви.

 В  это  время  во  Франции  уже  действовали  крупные  мануфактурные  предприятия. Усиленно  развивалась  внутренняя  и  внешняя  торговля. Были основаны торговые компании, при  посредстве которых французская буржуазия  проникала  в  Северную Америку, Вест-Индию,  на Мадагаскар и в другие страны. Растущая  экономическая  мощь  буржуазии вступала  в противоречие  с господствующей  политической системой. Феодально-абсолюстская  власть  вмешивалась в производство  и  торговлю,  душила  свободную  конкуренцию,  налагала  на  буржуазию  высокие  налоги.

 Дальнейший  рост  внутреннего  рынка, без  которого немыслима окончательная победа  капиталистической экономики, упирался в низкую  покупательную способность широких масс населения. Огромный вред наносили экономике  многочисленные  авантюристические  войны, которые  вело  королевское  правительство.

 Так  называемые  свободные  крестьяне  продолжали  платить  оброки  сеньорам,  оплачивали судебные функции феодалов, вносили  специальный сбор за дороги и мосты. Закон  обязывал крестьян везти зерно на мельницы, принадлежащие  сеньорам, и печь хлеб в помещичьих  пекарнях, за что также взималась высокая плата. Крестьяне,  арендовавшие  землю  у  помещиков,  платили за неё  натурой большую часть урожая.  Тяжело  было  положение  ремесленников,  рабочих, городской бедноты. Они подвергались  двойному гнёту -  со стороны молодой буржуазии  и  феодально-абсолютистской  власти.   

 В  17  и  18  столетиях  во  Франции  систематически  происходят  массовые  восстания  в  деревнях  и  городах.  Если  крестьяне  и  ремесленники выступали против феодально-крепостнического  режима  при помощи  методов непосредственной  революционной расправы  с привилегированными  сословиями  (их  было  два - дворянство и духовенство), то буржуазия была  неоднородна и её  наиболее  зажиточная  торгово-промышленная и финансовая верхушка, связанная экономически с абсолютистским государством,  предпочитала умеренную оппозиционную  деятельность.

 В предреволюционный  период буржуазные  идеологи,  действительно  враждебные феодальному строю,  придавали особое значение идейной  борьбе, подготовке умов к будущим революционным  битвам. Так родилось французское просвещение, оставившее  глубокий след в мировой истории.   
 
 
 

1. Краткая биография  политических мыслителей  французского Просвещения.

1.1. Шарль Луи де Монтескье (18 января 1689 — 10 февраля 1755).

 Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел».

 Монтескье вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 г. он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла Бред, верно, сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескье в 1728—1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок.

 В трудах и  воззрениях Монтескье усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адам Смита. Незадолго перед смертью в 1753 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757). 
 

 1.2. Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712 — 2 июля 1778).

 

 Французский писатель, мыслитель, композитор. Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию), которая используется, и по сей день, например в Швейцарии.

 Жан Жак Руссо  родился в семье часовщика. Робкий по натуре и неуклюжий по отсутствию воспитания, с прошлым, из-за которого ему приходилось краснеть в «салоне» или объявлять «предрассудками» обычаи и понятия современников, Руссо в то же время знал себе цену, жаждал славы литератора и философа, и потому одновременно и страдал в обществе, и проклинал его за эти страдания.

 Главные философские  произведения Руссо, где изложены его  общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный  договор».

 Руссо впервые  в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу.

 Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.

 Закон как  выражение общей воли выступает  гарантией индивидов от произвола  со стороны правительства, которое  не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства.

2. Представления о разделении властей.

2.1. Шарль Луи де Монтескье.

 Основные  положения теории разделения властей  следующие:

  1. разделение властей закрепляется конституцией;
  2. согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
  3. все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
  4. никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  5. судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

 Теория  разделения властей в государстве  призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало  бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим  образом — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

 Теоретическое развитие принцип разделения властей  получил в средние века. Прежде всего — в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей.

 Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ  и просветитель Шарль Луи Монтескье  в главном труде своей жизни  — «О духе законов», над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей.

 Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать  общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. «Если, — писал он, — власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Монтескье принадлежит также развитие положения  о системе сдержек различных  властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах. 

2.2. Жан-Жак Руссо.

 Опираясь  на методологию школы естественного  права, Руссо по-новому трактует вопросы  естественного состояния и общественного договора, развивая теорию народного суверенитета. В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство существует здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба между богатыми и бедными.

 Выход из создавшегося положения - договор  о создании государства - явился, с  точки зрения Руссо, обманом со стороны  богатых. Потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Государство и законы, созданные путем договора, "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету".

 Для исправления ситуации Руссо предлагает создание Политического организма на основе подлинного договора между народами и правителями. Главная задача - построить государство, превратить скопление людей в суверенный народ, а каждого человека в гражданина.

 В результате заключения справедливого общественного  договора создаётся Целое, состоящие из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Бывшая Гражданская община теперь именуется Республикой, или Политическим организмом. Когда этот организм пассивен, его называют Государством, когда активен - Сувереном, а при сопоставлении его с ему подобными - Державою.

   Члены ассоциации в совокупности  именуются Народом, которому принадлежит  суверенная власть. В основе общественного  договора лежит воля. Общая воля  отличается от воли всех: первая  имеет в виду общие интересы, вторая - частные, сумму изъявлений воли частных лиц. Руссо не допускает, чтобы партии, группы и объединения вступали в конкуренцию с сувереном. Власть суверена должна быть абсолютной. Суверенитет, по мнению Руссо, неотчуждаем и неделим. Его нельзя передать какой-то части народа.

 Руссо критикует теории разделения властей  и представительной демократии. Законодательная  власть может принадлежать только народу как целому. При этом, суверен  не связан собственными законами. Народ  может расторгнуть общественный договор, может изменить форму правления.

Информация о работе Мыслители французского Просвящения