Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:51, реферат
Мораль и право их общие черты и их разница
1. Социальные нормы и их виды
2. Взаимоотношение права и морали
3. Моральные нормы юриста-профессионала
В чем же совпадают
право и мораль? Говоря о взаимоотношении морали
и права, необходимо, в первую очередь,
отметить, что их требования в решающих
сферах отношений по содержанию совпадают.
То, с чем борется право, как правило, осуждает
и мораль. Ряд юридических норм вытекает
из религиозно-нравственных постулатов
("не убий", "не укради" и т.п.).
Закрепляя в законе запреты на совершение
аморальных, наиболее вредных и опасных
для общества деяний, право подкрепляет
их юридическими санкциями, применяемыми
к нарушителям общественного порядка.
С другой стороны, то, что право разрешает
и поощряет, как правило, приветствует
и мораль.
Любое противоправное поведение обычно
является и аморальным поступком. Право
требует соблюдать закон, это же предписывает
и мораль.
Право и мораль постоянно связаны при
осуществлении правосудия, охраны общественного
порядка. Без использования нравственных
критериев невозможно объективно и справедливо
решать дела о хулиганстве, клевете, выселении
за невозможностью совместного проживания,
лишении родительских прав, судьбе детей
и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат
важным инструментом воспитания людей,
вытеснения из их сознания устаревших
и вредных моральных обычаев и убеждений
(кровная месть, свадебный калым, умыкание
невесты и т.п.).
В чем же право и
мораль противоречат друг другу? Тесное
взаимодействие между правом и моралью
не исключает наличия в некоторых случаях
между ними противоречий, расхождений,
несогласованностей. Так, мораль в принципе
отвергает смертную казнь как вид наказания.
Между тем во многих странах мира она предусмотрена
законом. Как известно, закон не запрещает
молодой матери оставлять своего ребенка
в роддоме, хотя в большинстве случаев
окружающие нравственно осуждают ее.
Для возникновения таких противоречий,
несогласованностей имеется несколько
причин. Одна из них - это большая подвижность,
динамизм морали, достаточная гибкость
ее принципов. Она движется как бы впереди
права, которое более консервативно в
силу своей формальной природы, необходимости
оформлять свои требования в официальных
правотворческих актах. Другая причина
- конъюнктурные, политические, лоббистские
и иные факторы, которые всегда присутствуют
в правотворческой работе, а также и просто
ошибки законодателя.
Эффективность законодательства будет
несравненно выше, если его предписания
будут опираться не только на власть, но
и на общечеловеческие моральные постулаты
и принципы. Известно положение, обоснованное
еще русским дореволюционным философом
В.С. Соловьевым, что право есть минимум
нравственности, равно для всех обязательный.
Чем выше нравственная обоснованность
права, чем ближе ее содержание к моральным
постулатам, выработанным мировой цивилизацией
на протяжении веков, тем оно более демократично,
гуманно, справедливо.