Мораль и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:08, реферат

Описание работы

На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас.

Содержание

1. Мораль и политика……………………………………………………………………..2
Взаимное влияние политики и морали в истории ……………………………….2
Общее в политике и морали …………………………………………………………4
Различия и разногласия………………………………………………………………4
2. Политические взгляды Н. Макиавелли……………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

  Свои  политические взгляды Макиавелли изложил и работах «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Эти произведения являются единственными в своем роде трактатами о практической политике. Макиавелли сформулировал и реализовал на практике метод сравнительного анализа политических учреждений /Франция. Германия и Итальянские государства/.

  По  Макиавелли высшее право политики и  главная ее проблема найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и обстоятельствам в момент принятия решения.

  Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввел термин «государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город, империя, королевство, республика, княжество…

  Главная цель – сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный государь. Его главной целью было /государя/ быть стремление к постоянному укреплению своей власти в государстве, он должен был использовать любые средства и при необходимости проявляет жестокость, но в этом случае если это на благо общества. В дальнейшем политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали ради достижения политических целей, получила название «макиавелизм». Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие, он принимает во внимание законность любой цели /выражение «цель оправдывает средства» не абсолютно/. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства, это создание и сохранение государства. 
 

  Глава I: Скольких видов  бывают государства  и как они приобретаются.

  Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными – если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом /Милан для Франческо Сфорца/; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания /Неапольское королевство для Испании/. Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искали жили свободно. 
 

  Глава II: О наследственном единовластии.

  Наследному  государю, чьи подданные успели сшиться с правящим домом, гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого ему достаточно не преступать обычая предков и впоследствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам.

  При таком  образе действий даже посредственный правитель не утратит власти, если только не будет свергнут особо могущественной и грозной силой, но и в этом случае он отвоюет власть при первой же удаче завоевателя. Например: в Италии герцог Феррарский удержался у власти после поражения, нанесенного ему венецианцами в 1484 г и папой Юлием в 1510 г, только потому что его род исстари правил в Феррари. 

  Глава III: О смешанных  государствах.

  Очень трудно удержать власть новому, даже наследному государю, присоединившему новое владение – т.к. государство становится как бы смешанным. Трудно удержать над ним власть прежде всего той же причины, которая вызывает перевороты во всех новых государствах: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, восстают против старого, но вскоре убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель оказывается хуже старого. Это естественно, т.к. завоеватель притесняет подданных. И таким образом наживает себе врагов. Например: Людовик XII быстро занял Милан и так же быстро его лишился, а герцогу Людовика удалось занять свое место собственными силами /с помощью народа/.

  Завоевание  и унаследование владения могут  принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. Например: Британия, Бургундия, Португалия и Гаскони, которые давно вошли в состав Франции; правда языки их несколько различаются. Но если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут трубно будет удерживать власть. Одно из самых верных средств для этого – переселиться туба на жительство. Например: турецкий султан перенес столицу в Грецию, с целью удержания власти.

  Другое  средство – учредить в одном-двух местах колонии, связующие новые  земли с государством завоевателя. Колонии дешево обходятся государю, верно ему служат и разоряют лишь немногих жителей, которые оказавшись в бедности и рассеянности, не смогут повредить государю. 

  Глава IV: О том, как государи должны держать слово.

  Государь  должен следить за тем, что бы с языка его не сорвалась не исполнительного слова. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстанет как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие. Пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу, какими бы средствами ни пользоваться, их сочтут достойными и одобрят. 

  Макиавелли  пишет, что в чужой по обычаям  и языку стране завоевателю следует  сделаться также главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных. Кроме того новый государь должен следить за тем, чтобы в страну не проник такой же сильный, как и он, чужеземный правитель. "Таких всегда призывают недовольные внутри страны по избытку честолюбия или из страха". Потому что когда могущественный государь входит в страну, менее сильные государства сразу примыкают к нему. Обычно это происходит из-за зависти к тем, кто превосходит их силой. Сильному государю нет нужды склонять жителей в свою пользу, они сами охотно присоединятся к созданному им государству. Так что если государь обо всём этом не позаботится, он скоро лишится завоёванного.

  Макиавелли  сравнивает "недуг" в государстве  с чахоткой: "если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что  всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет".

  Что говорится  об удержании государств, живших до завоевания свободно: "Если завоёванное  государство с незапамятных времён живёт свободно и имеет свои законы, то есть три способа его удержать. Первый-разрушить; второй-переселиться туда на жительство; третий-предоставить гражданам право жить по своим  законам, при этом обложив их данью  и вверив правление небольшому числу  лиц, которые ручались бы за дружественность  города государю". Сам автор отдаёт предпочтение первому способу, потому как: "Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит  его, того город не пощадит. Там всегда отыщется повод для мятежа во имя  свободы и старых порядков, которых  не заставят забыть ни время, ни благодеяния  новой власти". Но, пишет Макиавелли, если город или страна привыкли состоять под властью государя, а род  его истреблён, то жители города не так-то легко возьмутся за оружие, ибо, с одной стороны, привыкнув  повиноваться, с другой- не имея старого  государя, они не сумеют ни договориться об избрании нового, ни жить свободно.

  Государство, по Макиавелли, можно приобрести собственным  оружием или доблестью. В новых  же государствах удержать власть бывает легче или труднее в зависимости  от того, насколько велика доблесть государя". Может показаться, что  если частного человека приводит к  власти либо доблесть(virtu), либо милость  судьбы(фортуна), то они же в равной мере помогут ему преодолеть многие трудности впоследствии". Однако сам автор отмечает, что тот, кто  меньше полагался на милость судьбы, тот дольше продерживался у власти. Тому, кто следует доблести, трудно завоевать власть, но легко её удержать. Основная трудность же заключается  в том, что им приходится вводить  новые установления и порядки, без  чего нельзя основать государство и  обеспечить себе безопасность. А ведь замена старых порядков новыми- дело не благодарное: "Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает  враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны  новые".

  Новое государство также можно приобрести благодаря чужому оружию или просто благодаря "милости судьбы". Власть может достаться за деньги или  быть пожалованной в знак милости. В  этих случаях её легко приобрести, но трудно удержать, ведь государь "всецело  зависит от воли и фортуны тех, кому обязан властью, то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых". Удержаться же у власти он не умеет, потому как человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться править, и не может, потому как не имеет союзников и надёжной прочей опоры. Макиавелли пишет, что только тот, кто обладает истснной доблестью, при внезапном возвышении сумеет не упустить того, что фортуна сама вложила ему в руки, то еть сумеет, став государём, заложить те основания, которые другие закладывали до того, как достигли власти.

  Макиавелли  отмечает, что жестокость в политике - вещь неоднозначная. "Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях - если позволительно  дурное назвать хорошим, - когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней  и по возможности обращают на благо  подданных; и плохо применена  в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно удержать власть; действуя вторым - невозможно". "Обиды  нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них  вреда; благодеяния же полезно оказывать  мало - помалу, что бы их распробывали как можно лучше".

  В случае, когда человек делается государём  своего отечества не путём злодеяний  и беззаконий, а в силу благоволения сограждан. Такого рода единовластие можно  назвать гражданским, так как  учреждается оно по требованию народа, либо знати в зависимости от того, кому первому представится удобный  случай. Но тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привёл к власти народ, так как если государь окружён  знатью, которая почитает себя ему  равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тот же, кого привёл к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал  бы ему повиноваться. Так что если государь пришёл к власти с помощью  народа, он не должен угнетать его, тем  самым, удерживая его дружбу. Народ  надо взять под свою защиту, так  как даже в тех случаях, когда  государь является ставленником знати. Макиавелли пишет: "… государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе  в трудное время он будет свергнут". "…мудрому государю надлежит принять  меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах  имели потребность в государе и в государстве, - только тогда  он сможет положиться на их верность".

  Каким же должен быть сам государь, какими личными качествами он должен обладать? Главное моральное качество, которое  объединяет у Макиавелли все прочие и является самоцелью - к нему он наиболее расположен - это честь. Этический  смысл чести вытекает из того, что  она мыслима только у человека, только в обществе, и проявляется  преимущественно в государственных  делах. Она продукт мнения, косвенно выражающий зависимость человека от общества. Как известно у всех людей  есть свои пороки, и государи здесь  не исключение. Основная же мысль Макиавелли состоит в том, что благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства. "Пусть государи не боятся навлечь  на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у  власти…" "Государь, если он хочет  сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности". Заложенный здесь нравственный принцип можно сформулировать так: признание творимого зла действительным злом и оправдание его неизбежности злом окружающим. Однако, раскрывая свою мысль, Макиавелли придаёт ей совершенно другой оборот. Поскольку мораль - область мнения, людям приписывают качества, выражающие оценку (хвалу или порицание). Хотя на первый взгляд два ряда противоположенных качеств однозначно противопоставлены друг другу, в их трактовке Макиавелли отходит от понятия абсолютного блага или зла: качества, почитаемые хорошими, невозможно сохранить полностью (элементы нравственного релятивизма).

  Среди людей, занимавшихся политическими  концепциями, найдётся немного таких, которые бы вызывали столь бурные споры. Действительно наследие великого флорентийца весьма противоречиво. Может быть объяснение этому можно  найти в самой личности писателя, во влиянии на него сложной эпохи. Как я уже говорил в начале, Макиавелли не мог смирится с положением дел в Италии. Его "Государь" написан как явный призыв объединить Италию (об этом говорит даже наличие  отдельной главы под названием "Призыв овладеть Италией и освободить её из рук варваров") Волею судьбы, объединение Италии произошло лишь в середине 19 века, но в работах  Макиаелли мы можем найти основную тенденцию общеевропейского политического  развития того времени, которая заключалась  в образовании единых государств, построенных на национальном признаке. Эти государства зачастую создавались  властной рукой одного единственного  суверена и именно "макиавелльевскими  методами", то есть хитростью и  силой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы   

  1. Политология. Учебное пособие – СПб: Бизнес-Пресса, 1998, 420с.
  2. http://www.neuch.ru
  3. http://www.bestreferat.ru

Информация о работе Мораль и политика