Мораль и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:08, реферат

Описание работы

На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас.

Содержание

1. Мораль и политика……………………………………………………………………..2
Взаимное влияние политики и морали в истории ……………………………….2
Общее в политике и морали …………………………………………………………4
Различия и разногласия………………………………………………………………4
2. Политические взгляды Н. Макиавелли……………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Мораль и политика……………………………………………………………………..2

    Взаимное влияние  политики и морали в истории ……………………………….2

     Общее в политике и морали …………………………………………………………4

     Различия  и разногласия………………………………………………………………4

  1. Политические взгляды Н. Макиавелли……………………………………………..7

Список литературы…………………………………………………………………………..12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мораль  и политика 

    1. Взаимное  влияние политики и морали в истории.
 

       На взаимосвязь политики и  морали решающее влияние оказывает   характер общества, переживаемая эпоха,  господствующая  социокультурная  среда.  Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное  –  это  инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом  в  эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и  в  морали,  и  в  политике  живут эпохи   особенности   культурного   наследия   и   традиций,    раскрываются биологические черты наций и  рас.  В  традиционном  обществе  нет  отдельных групп, все слиты коллективно. Осознание человека личностью,  членом  группы, противопоставления морали одного морали другого еще не происходит.  Различие личного и общественного отсутствует,  и  все,  что  было  вне  традиционного общества, было вне закона. В  эпоху  традиционных  обществ  была  характерна неразделенность политики и морали.  Особенно  четко  это  проявилось,  да  и продолжает проявляться в наиболее устойчивых районах  традиционализма  –  на Востоке. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего  управления, не верил в регулирующую силу закона. Он считал,  что  народ  будет  избегать его, при этом не испытывая стыда. Добродетель объявлялась единственным,  что может подчинять людей порядку, так как  с  добродетелью  народ  будет  знать стыд.  Лао  Цзы  классифицировал  типы  правления   на   основе   критериев, объединяющих   нравственность   и   результативность.   Лучшим    называлось правление,  которое  как  бы  не  замечается,   настолько   оно   плавно   и естественно. Уступает ему правление, поддерживаемое  восхвалениями  мудрости решений правителя.  Плохое  правление  основано  на  страхе  подчиненных.  И совсем негодное если вызывает презрение. Идея  полного  слияния  политики  с народной моралью  дошла  до  наших  дней.  Симптоматично  в  этом  отношении двенадцать правил Хо Ши Мина (шесть запретов и шесть наставлений) по  работе коммунистов среди  населения.  По  сути,  это  кодекс  поведения  в  народе, уважения его обычаев, даже кажущихся предрассудками, и  пути  просвещения  и ослабления предрассудков и завоевания  политиком  авторитета  среди  простых людей. 

       Для   западной   культуры,   особенно   с   накоплением    потенциала индивидуализма  и  динамизма,  характерно  нарастание   разграничения   сфер политики и морали, их  взаимодействие  как  различающихся  форм  сознания  и деятельности.  Спорят,  сближаются  и  расходятся  две   основные   позиции: единство морали  и  политики  и  разделение  границ  политически  значимого, определение собственно политических критериев политической деятельности. 

       Плутарх предъявлял  нравственные  требования  к  правителю:  доверять бесчестному власть подобно безумному дать меч. Для Аристотеля очевидно,  что в  политике  должны  участвовать  достойные.  Г.  Мабли   называл   политику общественной моралью, а мораль – частной  политикой.  Хорошая  политика,  по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Руссо взывал  к  соединению политики и морали: кто захочет  изучать  отдельно  политику  и  мораль,  тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и  все,  что  является  нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон считал,  что  все  искусство управления состоит в искусстве быть честным. 

       Древняя традиция единства политики  и морали приходит в новое  время, в ранний марксизм, во все современные идеологии, хотя понимание  самой  морали и политики дается разное. Так, в Учредительном Манифесте  I  Интернационала, подготовленном К. Марксом и Ф. Энгельсом, войны,  которые  вели  европейские государства,  называются  грабительскими,  цели  их   внешней   политики   – преступными.  Широко  известно  деление  войн   Гроцием  на  справедливые   и несправедливые. 

       Одновременно для западной культуры  было характерно и  противоположное направление политической мысли и практики: разделение политики  и  морали  и спор об их первенстве. В этом нашло  выражение  сложного  и  противоречивого процесса  деления  власти,  контроля  и  оценки  одной   власти   другой   и предотвращение абсолютной власти в обществе, а  также  способности  западной культуры к движению и истоков драматизма ее развития. 

       В жизни уже античного мира  стали различаться “архе” и  “анархе”,  т.е. порядок,  обеспечиваемый   властью,   и   отсутствие   власти   и   порядка.

Общественный  порядок в свою очередь имел как  бы  два  уровня,  регулируемый публичным  правом  и   частным   правом.   Политика   идентифицировалась   с деятельностью  публичной  власти  и  определением   основ   функционирования частного права.  В  политике  регулирование  идет  с  акцентом  на  функцию, приобретаемую носителем власти благодаря  консолидации  разъединению  групп, лидерству, рождению социальных  структур.  В  морали  –  акцент  делался  на требования к индивиду на основе  представлений  о  добре  и  зле,  о  долге, справедливости, чести, бесчестии. 

       Во  времена  перерождения  феодальных  отношений   в   буржуазные   и формирования  новой  культуры  политика  и  мораль  еще  больше  расходятся. Образуются свои сферы влияния и  средства  воздействия.  Появление  светских государств означало узаконивание освобождения политики от религиозных догм. 

       В  теории  провозвестником   разделения  политики  и  морали  был   Н. Макиавелли.  К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс  писали,  что  начиная  с  Макиавелли “теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути  дела,был выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики”. 

       Суть традиции, заложенной  Н.  Макиавелли,  заключалась  в   том,  что политические   цели   достигаются   политическими    средствами.    Политик, руководствующийся только принципами абсолютного  добра,  пропадет,  так  как живет  среди  людей,  ориентирующихся  на  другие  принципы.  Надо  выбирать меньшее  зло  в  ситуации   конфликта   с   нравственными   ценностями,   но использование зла неизбежно.  Для  достижения  выбранной  политической  цели общепринятая мораль не может быть препятствием. Макиавелли пришел к  выводу, что средства должны соответствовать цели.  В  его  идее  обращения  к  любым средствам воздействия выражено осознание обусловленности средств  достижения цели  характером  цели.  В  наше  время  очевидным   стало   и   другое:   в макиавеллистском   откровении   скрыт    имморализм,    опасный    и    даже непредсказуемый по своим последствиям. Цель может провоцировать обращение  к неправым средствам, если цель неправомерна, утопична. 
 
 

2. Общее  в политике и морали 

       Являясь сферой  социального   выбора  групп,  индивидов,  организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов  желаемого  будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств  и  методов  их достижения основывается  на  моральных  представлениях  человека,  группы  о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

       1.  Мораль  и  политика  относятся   к  наиболее   ранним   социальным регуляторам общественной жизни. Сближает их то, что и та и другая  относятся к сфере социального выбора, поэтому  достаточно  подвижны  и  изменчивы.  Их содержание   обусловлено   влияниями   множества   факторов,   начиная    от исторических и социокультурных  и  кончая  субъективными  представлениями  и случаями.

       2. Мораль и политика – это  нормативные  регуляторы  жизнедеятельности индивидов.  Упорядочение   поведения   людей   осуществляется   при   помощи нравственных и политико-правовых  норм  (общих  правил,  эталонов,  образцов поведения),  которые  являются  общеобязательными  для  всех  людей.  Однако нравственные  и  политические  нормы  различаются  способом  формирования  и средствами реализации. 
 

3. Различия  и разногласия 

       Политика и мораль  различаются   способом  формирования  и   средствами реализации.

       1. Сфера нравственных отношений  – это в  основном  взаимосвязь   между отдельными личностями, требованиями к индивиду со стороны общества в  целом, отдельных групп, согласование личного интереса с  общественным,  утверждение социального в индивидуальном. Политические отношения  не  призваны  выражать индивидуальность каждого, но конкретно выражают групповые  интересы.  Мораль же  выражает  духовные  и  личностные  потребности  общества.  Нормы  морали складываются  на  основе  представления  людей  о  добре  и  зле,   совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по  мере  осознания  и признания их большинством членов общества.  Политические  и  правовые  норма устанавливаются государством  и  обычно  фиксируются  в  законах,  после  их опубликования им должны  следовать  все.  Нормы  морали  не  закрепляются  в специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев  они соблюдаются  добровольно  на  основе  понимания  людьми  справедливости   их предписания, благодаря внутреннему убеждению и  силе  общественного  мнения.

Политико-правовым нормам люди следуют добровольно  лишь в зрелом  гражданском обществе, понимая их справедливость. Однако для  их  соблюдения  государство вправе применять средства принуждения. 

       2. Нравственные нормы выступают  в виде обобщенных  правил  поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические  и  правовые  нормы  определяют правила  взаимоотношений  государства  и  гражданского  общества;  партийные нормы – правила поведения членов организации и т.д.

       Нет универсальной модели связи,  разграничений и противоречий  морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали  и  политики.  Одно дело, когда основой морали является конфуцианство, для  которого  характерно принятие мира таким, каким он есть, другое дело – христианская  и  исламская мораль,  основой  которых  является  принятие  мира   и   одновременно   его улучшение. Характерно, что на Западе обосновалась идея как подчинения  любой власти, так и право народа на восстание. Устойчивой является  идея  о  праве сопротивления неправому делу, произволу властителя. В республиках  Греции  и

Рима  действовал  принцип,  в  соответствии  с  которым  убийца   узурпатора рассматривался  добродетельным  гражданином.  В  этом  Ш.  Монтескье   видел проявление гражданства, право каждого защищать республику.  Признание  права на восстание против  тирана  было  характерно  для  мыслителей  17-18  веков Англии и Франции. 

       Свое влияние на политику оказывает  и мораль  буддизма.  В  ее  основе лежит идея ненасилия. В 20 веке философия ненасилия проникает в  российскую, западную, американскую культуры. 

       3. Мораль и политика различаются  механизмом воздействия на  общество.

Мораль  является разновидностью  индивидуального  регулирования,  утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил  поведения.  На их основе обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов путем  согласования личного интереса с общественным. Политика же  обращена  к  общественным  или групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных  потребностей.

Однако  высокий уровень мотивации политического  участия  граждан  достигается благодаря  эффективности  политики  как  социального  института  в   решении актуальных  проблем,  поскольку   она   опирается   на   институты   власти.

Следовательно, несмотря на известные различия, политика и  мораль  дополняют и взаимообеспечивают друг друга. 
 

       Основной источник противоречий  политики и морали состоит  в  том,  что один социокультурный тип  политической  воли  сталкивается  с  другим  типом нравственного  императива.  Поэтому  в  масштабах  общества  политические  и нравственные  отношения  сами  по  себе  внутренне  противоречивы.  Источник противоречий  политики  и  морали  заключается  не  только   в   их   разном функциональном назначении, но и в том, что политическая  жизнь  складывается из столкновений разных идеологических течений,  правительственного  курса  и оппозиции ему, традиций, инноваций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политические  взгляды Н. Макиавелли 

  Николло Макиавелли /1469 – 1527 г.г./ - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он родился во Флоренции в эпоху складывания национально-сплоченных и политически независимых государств. Его иногда называют знаменитым итальянцем со времени Цезаря, он по праву считается «учителем учителей» политической науки. В его жизни было много «взлетов и падений» /14 лет активно занимался политической деятельностью, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота во Флоренции был отстранен от должности и выслан в свое поместье/.

Информация о работе Мораль и политика