Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:08, реферат
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас.
1. Мораль и политика……………………………………………………………………..2
Взаимное влияние политики и морали в истории ……………………………….2
Общее в политике и морали …………………………………………………………4
Различия и разногласия………………………………………………………………4
2. Политические взгляды Н. Макиавелли……………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………………..12
Содержание
Взаимное влияние политики и морали в истории ……………………………….2
Общее в политике и морали …………………………………………………………4
Различия
и разногласия……………………………………………
Список литературы…………………………………
Мораль
и политика
На взаимосвязь политики и
морали решающее влияние
Для западной культуры,
особенно с накоплением
потенциала индивидуализма и динамизма,
характерно нарастание разграничения
сфер политики и морали, их взаимодействие
как различающихся форм сознания
и деятельности. Спорят, сближаются
и расходятся две основные
позиции: единство морали и политики
и разделение границ политически
значимого, определение собственно политических
критериев политической деятельности.
Плутарх предъявлял нравственные
требования к правителю: доверять
бесчестному власть подобно безумному
дать меч. Для Аристотеля очевидно,
что в политике должны участвовать
достойные. Г. Мабли называл
политику общественной моралью, а мораль
– частной политикой. Хорошая
политика, по Мабли, не отличается от
здоровой нравственности. Руссо взывал
к соединению политики и морали: кто
захочет изучать отдельно политику
и мораль, тот ничего не поймет ни
в той, ни в другой, и все, что
является нравственным злом, является
злом и в политике. Т. Джефферсон считал,
что все искусство управления состоит
в искусстве быть честным.
Древняя традиция единства
Одновременно для западной
В жизни уже античного мира стали различаться “архе” и “анархе”, т.е. порядок, обеспечиваемый властью, и отсутствие власти и порядка.
Общественный
порядок в свою очередь имел как
бы два уровня, регулируемый
публичным правом и частным
правом. Политика идентифицировалась
с деятельностью публичной власти
и определением основ
функционирования частного права.
В политике регулирование идет
с акцентом на функцию, приобретаемую
носителем власти благодаря консолидации
разъединению групп, лидерству, рождению
социальных структур. В морали
– акцент делался на требования
к индивиду на основе представлений
о добре и зле, о долге,
справедливости, чести, бесчестии.
Во времена перерождения
феодальных отношений в
буржуазные и формирования новой
культуры политика и мораль
еще больше расходятся. Образуются
свои сферы влияния и средства воздействия.
Появление светских государств означало
узаконивание освобождения политики от
религиозных догм.
В теории провозвестником
разделения политики и морали
был Н. Макиавелли. К. Маркс
и Ф. Энгельс писали, что
начиная с Макиавелли “теоретическое
рассмотрение политики освобождало от
морали, и по сути дела,был выдвинут
постулат самостоятельной трактовки политики”.
Суть традиции, заложенной Н.
Макиавелли, заключалась в
том, что политические цели
достигаются политическими
средствами. Политик, руководствующийся
только принципами абсолютного добра,
пропадет, так как живет среди
людей, ориентирующихся на другие
принципы. Надо выбирать меньшее
зло в ситуации конфликта
с нравственными ценностями,
но использование зла неизбежно. Для
достижения выбранной политической
цели общепринятая мораль не может быть
препятствием. Макиавелли пришел к
выводу, что средства должны соответствовать
цели. В его идее обращения
к любым средствам воздействия выражено
осознание обусловленности средств
достижения цели характером цели.
В наше время очевидным
стало и другое: в макиавеллистском
откровении скрыт имморализм,
опасный и даже непредсказуемый
по своим последствиям. Цель может провоцировать
обращение к неправым средствам, если
цель неправомерна, утопична.
2. Общее
в политике и морали
Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
1. Мораль и политика относятся к наиболее ранним социальным регуляторам общественной жизни. Сближает их то, что и та и другая относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Их содержание обусловлено влияниями множества факторов, начиная от исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и случаями.
2. Мораль и политика – это
нормативные регуляторы жизнедеятельности
индивидов. Упорядочение поведения
людей осуществляется при
помощи нравственных и политико-правовых
норм (общих правил, эталонов,
образцов поведения), которые являются
общеобязательными для всех
людей. Однако нравственные и
политические нормы различаются
способом формирования и средствами
реализации.
3. Различия
и разногласия
Политика и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.
1. Сфера нравственных отношений – это в основном взаимосвязь между отдельными личностями, требованиями к индивиду со стороны общества в целом, отдельных групп, согласование личного интереса с общественным, утверждение социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но конкретно выражают групповые интересы. Мораль же выражает духовные и личностные потребности общества. Нормы морали складываются на основе представления людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые норма устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их опубликования им должны следовать все. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписания, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения.
Политико-правовым
нормам люди следуют добровольно
лишь в зрелом гражданском обществе,
понимая их справедливость. Однако для
их соблюдения государство вправе
применять средства принуждения.
2. Нравственные нормы выступают в виде обобщенных правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы – правила поведения членов организации и т.д.
Нет универсальной модели
Рима
действовал принцип, в соответствии
с которым убийца узурпатора
рассматривался добродетельным
гражданином. В этом Ш. Монтескье
видел проявление гражданства, право каждого
защищать республику. Признание
права на восстание против тирана
было характерно для мыслителей
17-18 веков Англии и Франции.
Свое влияние на политику
3. Мораль и политика различаются механизмом воздействия на общество.
Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения. На их основе обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов путем согласования личного интереса с общественным. Политика же обращена к общественным или групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей.
Однако
высокий уровень мотивации
Следовательно,
несмотря на известные различия, политика
и мораль дополняют и взаимообеспечивают
друг друга.
Основной источник
Политические
взгляды Н. Макиавелли
Николло Макиавелли /1469 – 1527 г.г./ - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он родился во Флоренции в эпоху складывания национально-сплоченных и политически независимых государств. Его иногда называют знаменитым итальянцем со времени Цезаря, он по праву считается «учителем учителей» политической науки. В его жизни было много «взлетов и падений» /14 лет активно занимался политической деятельностью, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота во Флоренции был отстранен от должности и выслан в свое поместье/.