Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть общее понятие государственных и муниципальных программ.
2. Рассмотреть порядок разработки, рассмотрения и реализации программ.
3. Рассмотреть основные задачи оценки и мониторинга программ.
4. Проанализировать итоги проведения Государственных и муниципальных программ
Объектом исследования являются государственные и муниципальные программы.
Предметом исследования является процесс мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава I. Теоретические основы программного управления…………………. 5
1. Понятие и сущность государственных и муниципальных программ .. 5
2. Порядок разработки, рассмотрения и реализации программ ………... 8
Глава II. Оценка и мониторинг программ…………………………………… 18
1. Основные задачи и методы оценивания программ……………………18
2. Виды мониторинга программ…………………………………………...20
3. Анализ итогов проведения государственных и муниципальных программ……22
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список источников и литературы…………………………………………….. 33
Приложение…………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ.doc

— 184.00 Кб (Скачать)
fy">- порядок участия в них юридических лиц;

- составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;

- протоколы заседаний конкурсных комиссий;

- порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками.

 

Глава 2. Оценка и мониторинг программ.

2.1.Основные задачи и методы оценивания программ

Оценка программ - аналитический инструмент или процедура, предназначенная для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации государственных программ, отраслевых политик, ассессмента воздействия, а также программ развития, проектов некоммерческого сектора, корпоративных программ. Соответственно, "оценочное исследование" – междисциплинарное исследование, использующее экономические, социологические, политологические методы в соответствии с признанными открытыми стандартами («руководящими принципами») национальных и международных обществ по оценке.

Основные задачи оценивания:

- Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации государственной программы, воздействия законопроекта (на этапе разработки);
- Обеспечить обратную связь (т.н. «сопровождающие исследования»);
- Оценить степень достижения намеченных целей;
- Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведёнными мероприятиями программы / политики;
- Предоставить в распоряжения заказчика доказательную информацию для усиления «политической поддержки» данной программы/политики.

 

Методологические сложности оценивания

                    Трудности в определении целей, особенно вследствие того, что мероприятия реформ проводятся, как правило, не по отдельности;

                    Трудности в переводе целей в измеримые показатели;

                    Сложности в получении достоверных эмпирических данных для описания показателей, чем более значим показатель, тем сложнее получить данные;

                    Чем более отдалена цель, тем сложнее придать показателям конкретную форму;

                    Сложность прогнозирования побочных эффектов и непреднамеренных последствий.

 

Для преодоления этих сложностей используются следующие ходы:

                    Оценка с опорой на факты / сопровождающий мониторинг;

                    Использование смешанных методов (количественные, качественные, статистические, peer review, анализ издержек-выгод и т.д.);

                    Формирование исследовательской команды из представителей различных секторов (экономисты, социологи, политологи, отраслевые эксперты);

                    Адаптация лучшего иностранного опыта к местным реалиям / бенчмаркинг.

 

 

2.2.Виды мониторинга программ.

С методологической точки зрения мониторинг программ можно рассматривать как процедуру по оценке, целью которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин.  В контексте концепции о волнах в развитии Оценки как дисциплины, мониторинг можно считать базовым элементом, присущим «третьей волне» развития оценки.  Мониторинг выступает в качестве внутренней процедуры, основанной на индикаторах и результатах, а также как инструмент сбора информации и отчетности. Если подходить к программе как к деятельности, направленной на достижение определенной цели за ограниченное время при использовании заранее определенных ресурсов, то нельзя забывать, что важным элементом разработки программы является планирование процесса ее выполнения. Для осуществления программы необходимы ресурсы, под которыми можно понимать материалы, людей, технологии и.т.д. Каждой программе для нормального функционирования требуется отслеживание и анализ полученных результатов. Мониторингом программ является функция отслеживания хода и результатов работы программы.

 

[8]Виды индикаторов мониторинга:

1.    Мониторинг ресурсов – измерение количества потребляемых ресурсов

2.    Мониторинг продуктов – измерение количества предоставляемых услуг.

3.    Мониторинг результатов – измерение результатов от реализации программы для предоставления услуг.

4.    Мониторинг эффективности – сопоставление полученных продуктов или результатов и затраченных ресурсов.

Важно различать такие понятия как «продукт» и «результат». Под первым подразумевается то, что делается по программе, а под вторым то, что получают клиенты.

Виды мониторинга:

1.      Реализация программ. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы.

2.      Анализ качества предоставленных услуг. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи».

3.      Финансовый менеджмент. Финансовый мониторинга используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов.

4.      Мониторинг оборудования - программа для мониторинга и управлением оборудованием - датчиками и приборами, например на предприятии. Позволяет управлять процессами дистанционно с использованием Интернет или локальных сетей.

5.      Определение степени удовлетворенности клиентов. Данный вид мониторинга тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и.т.д.

При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы:

1.    использование ресурсов ( соответствие потраченных ресурсов плану)

2.    процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур):

3.    результаты проведения программы ( на сколько достигаются поставленные цели):

4.    влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние).

После того как программа разработана и определены элементы, которые будут входить в систему мониторинга программы. Данные элементы, как правило, зависят от содержания программы. Однако общая схема построения системы мониторинга программы включает в себя семь элементов. Во-первых, необходимо определить показатели (индикаторы) на основе которых будет проводиться мониторинг программы, то есть будет отслеживаться ход программы. Во-вторых, определить источники сбора информации для проведения мониторинга. Затем выбрать методику сбора информации, определить с какой периодичностью будет получаться информация о программе. Для исключения получения лишней информации нужно в качестве индикатора для отбора информации ввести необходимость четкой аргументации собранной информации. От периодичности получения информации о программе зависит стоимость мониторинга. Необходимым условием является создание группы, которая будет получать, поставлять и обрабатывать полученную информацию. В процессе мониторинга важна методика обработки и анализа информации, а также определение лиц, которые получат данную информацию.

2.3.Анализ итогов проведения государственных и муниципальных программ.

 

Важными целями экономической, социальной и региональной политики государства, решаемой посредством государственных и муниципальных  программ, являются:

1.обеспечение прогрессивных структурных сдвигов;

2.реформирование утяжеленной, ресурсоемкой, разбалансированной экономической структуры;

3.повышение общей конкурентоспособности российской экономики;

4.реализация ее преимуществ в условиях глобализации мировой экономики.

Основной результат проделанной работы заключается в повышении эффективности реализации программ, обусловленной, в том числе, сокращением количества государственных программ, финансируемых из федерального бюджета, обеспечившим концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, и значительном росте объемов финансирования программ из федерального бюджета, что позволило приблизить объемы бюджетных назначений к объемам финансирования, предусмотренным при утверждении программ. В результате более последовательного использования одобренных Правительством Российской Федерации приоритетов и критериев отбора программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета, реализация утвержденных в установленном порядке Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ была направлена прежде всего на развитие социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, обеспечение внутренней и внешней безопасности, активизацию инструментов стимулирования инновационной активности.

Правительством Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на совершенствование работы с федеральными целевыми программами, даны конкретные поручения по повышению эффективности их реализации:

на заседании Правительства Российской Федерации. специально рассматривался вопрос о совершенствовании работы с федеральными целевыми программами и было отмечено, что одним из основных элементов оценки качества управления реализацией федеральных целевых программ должна стать углубленная оценка их результативности;

Правительством Российской Федерации одобрен подготовленный Минэкономразвития России макет (с соответствующими формами) доклада о реализации федеральных целевых программ.

Постановлением Правительства Российской Федерации введен ряд существенных положений, связанных с реализацией федеральных целевых программ. К числу важнейших относятся:

внесение положения о том, что в случае, если государственный заказчик не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минфин России и Минпромнауки России вправе вносить в Правительство Российской Федерации предложения о сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств федерального бюджета, о корректировке их целей и срока реализации или о целесообразности дальнейшей реализации программы;

уточнение функций государственного заказчика - координатора;

подробная регламентация необходимых сведений, которые должны включаться в состав раздела "Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы", включая конкретные показатели, применяемые для оценки ожидаемой социально-экономической эффективности программы;

определение порядка продления срока действия программы;

определение порядка представления статистической отчетности о реализации федеральных целевых программ за прошедший год и ответственности в случае непредставления информации в срок, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В рамках реализации положений данного постановления в Минэкономразвития России создан информационный Web-сервер ФЦП в системе Интернет в составе сайта Министерства с целью обеспечения более оперативного и четкого взаимодействия Минэкономразвития России с заинтересованными министерствами и ведомствами - государственными заказчиками федеральных целевых программ.

МНС России с целью повышения эффективности использования средств, выделяемых из всех источников финансирования, получения объективных и оперативных данных по результатам реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие налоговых органов" разработан и утвержден "Порядок контроля за ходом реализации программных мероприятий". Указанным документом регламентированы формы, сроки, периодичность и структура представления отчетных материалов, установлена строгая вертикаль осуществления контроля. Ежеквартальный мониторинг за ходом реализации мероприятий позволит, по мнению МНС России, оперативно контролировать сроки их реализации, целевое и эффективное использование средств.

Минатом России разработал предложения по созданию механизма контроля и оперативного управления за реализацией подпрограммы "Ядерные технологии нового поколения" федеральной целевой программы "Национальная технологическая база". Схема управления подпрограммой утверждена руководством Минатома России.

Однако, работа государственных заказчиков, несмотря на предпринимаемые меры по совершенствованию работы с федеральными целевыми программами, имеет недостатки.

Проведенный анализ отчетных материалов государственных заказчиков по реализации федеральных целевых программ показал, что:

в ряде случаев они подготовлены без учета требований, изложенных в нормативных документах, определяющих работу с федеральными целевыми программами;

часть из них представлена с нарушением установленных Правительством Российской Федерации сроков. Так, МЧС России и Минсвязи России почти на месяц задержали представление в Минэкономразвития России свои материалы;

Информация о работе Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ