Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть общее понятие государственных и муниципальных программ.
2. Рассмотреть порядок разработки, рассмотрения и реализации программ.
3. Рассмотреть основные задачи оценки и мониторинга программ.
4. Проанализировать итоги проведения Государственных и муниципальных программ
Объектом исследования являются государственные и муниципальные программы.
Предметом исследования является процесс мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 2
Глава I. Теоретические основы программного управления…………………. 5
1. Понятие и сущность государственных и муниципальных программ .. 5
2. Порядок разработки, рассмотрения и реализации программ ………... 8
Глава II. Оценка и мониторинг программ…………………………………… 18
1. Основные задачи и методы оценивания программ……………………18
2. Виды мониторинга программ…………………………………………...20
3. Анализ итогов проведения государственных и муниципальных программ……22
Заключение…………………………………………………………………….. 32
Список источников и литературы…………………………………………….. 33
Приложение…………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ.doc

— 184.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………… 2

Глава I. Теоретические основы программного управления…………………. 5

1.      Понятие и сущность государственных и муниципальных программ .. 5

2.      Порядок разработки, рассмотрения и реализации программ ………... 8

Глава II. Оценка и мониторинг программ…………………………………… 18

1.      Основные задачи и методы оценивания программ……………………18

2.      Виды мониторинга программ…………………………………………...20

3.      Анализ итогов проведения государственных и муниципальных программ………………………………………………………………… 22

Заключение…………………………………………………………………….. 32

Список источников и литературы…………………………………………….. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению  мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. Актуальность темы связана с увеличением роли государственного стратегического планирования в достижении целей, поставленных Правительством.  Государственные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем.

Важно различать такие понятия как оценка и мониторинг программ. Сущность этих понятий одинакова – отслеживание хода и результатов программ и выдача информации лицам, принимающим решение. Однако между ними существуют и различия, которые заключаются в вопросах, на которые должны ответить проведение мониторинга или  оценки.   Мониторинг программ призван ответить на вопрос «как идут дела?». Он базируется на отслеживании текущей ситуации и сравнении реального положения дел с раннее разработанным планом.

 

Целью курсовой работы является изучение мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.      Раскрыть общее понятие государственных и муниципальных программ.

2.      Рассмотреть порядок разработки, рассмотрения и реализации программ.

3.      Рассмотреть основные задачи оценки и мониторинга программ.

4.      Проанализировать итоги проведения Государственных и муниципальных программ

Объектом исследования являются государственные и муниципальные программы.

Предметом исследования является процесс мониторинга и оценки государственных и муниципальных программ.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения.

  В первой главе раскрыты основные понятия, сущность государственных и муниципальных программ. 

Во второй главе раскрыты основные задачи оценки, виды мониторинга программ и проанализированы итоги их проведения.

Для достижения поставленной цели  курсовой работы использовались следующие материалы:

1.      Коллоквиум “Оценивание программ”

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации

3.      Постановления правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы программного управления.

  1.1. Понятие и сущность государственных и муниципальных программ.

 

Государственные программы это – комплекс  научно - исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и экономического, экологического, социально-культурного развития Российской Федерации  увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Федеральная целевые программы – взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение проблем федерального или совместного ведения в развитии инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный частично или полностью финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении Российской Федерации.

Областные целевые программы – это комплекс производственных, социально – экономических, организационно – хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение территориальных проблем, увязанных  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

      характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

      основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;

      обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

      оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

      специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

      достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

      измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

      привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы. Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов. В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

1.2. Порядок разработки, рассмотрения и реализации программ

 

Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации[1].

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение, о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации[2].

В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов)[3].

Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

 

Реализация федеральных целевых программ

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации целевой программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации[4].

Руководитель федерального органа исполнительной власти, определенного государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы, является руководителем целевой программы. Руководитель целевой программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы, возглавляет научно-координационный совет программы.

Информация о работе Мониторинг и оценка государственных и муниципальных программ