Монархия
абсолютная — абсолютизм, как по
смыслу понятия, так и по смыслу исторического
факта, означает власть ничем не созданную,
ни от чего, кроме самой себя не зависящую,
ничем, кроме самой себя, не обусловленную.
Когда народ сливается с государством
— власть государственная, выражая
самодержавие народа, делается абсолютной.
Тут монарх обладает всеми властями,
все их в себе сосредоточивает, но
власти верховной не представляет.
Все власти, у него сосредоточенные,
суть власти народные, ему только переданные
временно или на веки, или наследственно.
Но как бы ни давалась эта власть,
она все-таки есть народная, по тому
самому, что она абсолютна.[7]
Монархия
Монархия
- форма государственного устройства
(или самое государство,в котором
господствует такая форма), обыкновенно
противополагаемаяреспублике. По обычному
представлению, они различаются тем, что
в М.верховная государственная власть
принадлежит одному лицу, пользующемусяею
по собственному праву, не делегированному
ему никакой другой властью,тогда как
в республике она делегируется одному
или нескольким лицам,всегда на определенный
срок, народом или какой-либо его частью,
которомуили которой принадлежит суверенитет.
Какое определение может считатьсяверным
разве только в применении к современным
цивилизованнымгосударствам. В течение
тысячелетий государственной жизни человечестваформы
государственного устройства вообще и
М. в частности были докрайности разнообразны;
обнять всю их совокупность несколькими
стройнымиформулами не представляется
возможным. Слово М. происходит от греческихmonoV
(один) и arch (власть) и обозначает единовластие,
единодержавие;между тем, существовали
М. с двумя царями во главе (Спарта); иногдаговорят
(Полибий) о власти двух консулов, как о
монархическом элементегосударственного
устройства Рима. В некоторых государствах
лицо,обозначаемое именем монарха, иногда
бывало настолько лишено реальнойвласти,
что самое отнесение государства к типу
М. или республикивызывает серьезные сомнения
(Спарта, Рим периода царей).Противоположение
М. и республики есть создание нового времени;
у древних(Аристотель) государства делились
на М., аристократ и политии, М. же всвою
очередь делились на правильные и неправильные,
т. е. на собственноМ. и тирании, смотря
по тому, стремится ли монарх к осуществлениюличного
или общего блага. При всей распространенности
в настоящее времяклассификации государств
на М. и республики, она не является безусловнообщепризнанным;
многие пытаются удержать деление Аристотеля,
снекоторыми поправками, другие ищут принципа
классификации не ворганизации власти,
а в ее отношении к личности, обществу
или своимзадачам, и потому говорят даже
о "республиканских М." (Кант). В историипостоянной
смены государственных форм можно отметить
следующиеглавнейшие типы М., рядом с которыми,
однако, существовали и многиедругие.
В начале государственной жизни всех арийских
народов мы находимМ., но с властью монарха
до чрезвычайности ограниченной общенароднымисобранием
или собранием старейшин, или тем и другим
вместе (сенат иcomitiacariata в Риме); обязанности
монарха - преимущественно военные, ккоторыми
часто присоединяются жреческая и судебная.
Принципнаследственности власти в это
время является далеко не установленным,так
как главным основанием власти является
личное достоинство(наследственность
конкурирует с избранием). В дальнейшем
своему развитиюМ. или уступает место
республике, или, напротив, крепнет; в таком
случаеограничении отпадают и власть
делается наследственной. Своеобразнымтипом
монархии является Римская империя, в
которой республиканскиеучреждения долгое
время сочетались с весьма сильной властью
главыгосударства, формально не носившего
титула монарха, а возлагавшего насебя
лишь различные республиканские должности;
но в последующий периодimperator и prinсeps обратился
в настоящего неограниченного, внаследственного
монарха. В феодальную эпоху монархическая
властьосновывается на крупном землевладении
и является весьма слабой. В этовремя вырабатывается
тип М. с правильно избираемым пожизненно
монархом(Польша, свящ. Римская империя;
сюда же нужно причислить избрание папы,бывшего
светским главой Церковной области). Император
свящ. Римскойимперии жалует герцогскиe
и другие титулы, дающие монархическую
власть,основанием которой, рядом с приобретением
по наследству и избранием,является, таким
образом, пожалование. На рубеже средних
и новых вековвозникают сильные абсолютные
М.; их правители постепенно уничтожаютостатки
сословно-представительных учреждений.
В XIX в. власть монархов вЗап. Европе понемногу
ограничивается, но уже не сословным, аобщенародным
представительством. В настоящее время
все М. резко делятсяна неограниченные
и ограниченные или конституционные. Черты,
общие М.обоих видов: во главе государства
стоит монарх, пользующийся своейвластью
по наследству (избирательный М. отошли
в область истории; дажелицо, являющееся
основателем династии, приобретает власть
нанаследственном начале), т. е по собственному
праву, "милостью Божией",как это
обыкновенно говорится в его титуле, или
же "милостью Божией иволей народа".
В силу этого монарх является юридически
неответственным(неответственным за свои
политические действия может быть и президентреспублики).
Монарху принадлежит вся полнота верховной
государственнойвласти: он является источником
всякого права (другими словами, только
сего соизволения постановление может
приобрести силу закона); он стоит воглаве
исполнительной власти; его именем отправляется
правосудие; емупринадлежит, в более или
менее значительной степени, право помилования;в
международных отношениях только он один
представляет государство.Монарх пользуется
титулом (императора, короля, герцога,
князя), получаетзначительное содержание
из государственного казначейства, имеет
право наособенную охрану своей личности.
Различие между ограниченными инеограниченными
монархиями заключается в том, что в последних
всемиперечисленными правами монарх пользуется
безусловно и независимо откакой бы то
ни было иной власти, а в первых - при посредстве
илиобязательном содействии органов или
властей, имеющих существованиенезависимое
от его личности. Попытки различать собственно
М. от деспотийили тираний продолжаются
и поныне, но в замен психологического
основанияАристотеля признается необходимым
основание юридическое. Монтескьенаходит
его в признаке полной неограниченности
власти монарха в деспотиии ограничении
ее неотъемлемыми привилегиями какого-либо
сословия вмонархии; но эта классификация
применима не ко всем неограниченныммонархам.
Другие видят признак деспотизма в смешении
законодательной,судебной и исполнительной
власти (Кант). Наконец, в самое новейшее
времявыдвигают (Градовский) господство
принципа законности впротивоположность
произволу; в деспотиях, по этой теории,
основанием длярешения всякого вопроса
может явиться воля монарха, выражаемая
ad hoc,тогда как монархи управляются, как
это выражено в основных законахРоссийской
империи, "на твердых основаниях законов,
учреждений иустановлений, от самодержавной
власти исходящих" - законов обязательныхдля
самой верховной власти, пока они не будут
отменены в общем порядке,ею же законно
установленном. Это различение, выдвигающее
правильный, сюридической точки зрения,
принцип, на практике имеет не всегдаодинаковое
значение. Монархии конституционные, в
свою очередь, делятсяна два вида: М. представительные
или дуалистические и М. парламентарный.И
в тех, и в других М. делит власть с парламентом,
но в первых за нимостается вся исполнительная
власть, тогда как во вторых он и ееотправляет
через посредство министров, ответственных
перед парламентом.Обычным юридическим
способом ограничения власти монарха
являетсяпостановление, что никакое его
повеление не имеет силы, пока оно неконтрасигновано
соответственным министром. В М. первого
типа министрыответственны только перед
самим монархом, назначаются и смещаются
им;обязанность монарха подчиняться парламентам
в законодательной сферегарантируется
в таких государствах (хотя весьма недостаточно,
как этодоказывает пример Пруссии в эпоху
конфликта 1862 - 66 г.) правомпарламента вотировать
бюджет. В М. второго типа министры ответственныперед
парламентом, и хотя назначаются монархом,
но низвергаютсяпарламентскими вотумами
недоверия. В государствах последнего
типа умонарха осталось очень мало реальной
власти. Никакое его желание, дажетакое
частное, как относительно помилования
преступника, de facto неможет быть исполнено,
если оно вызывает недовольство парламента;парламенты
ограничивают даже свободу монархов в
чисто личных делах(браки, дворцовые служители).
Между тем de iure за монархом остаетсягромадная
власть: и окончательное утверждено законов,
и их исполнение, иназначение и смещение
всех чиновников, и объявление войны, и
заключениемира - все это лежит на нем,
но он может исполнять все это лишь всогласии
с волей народа, выражаемого парламентом.
Монарх "царствует, ноне управляет";
однако и он представляет свое государство,
является егосимволом. Было бы неправильно
сказать, что в таких государствах активнаяроль
монарха сведена к нулю. Если монарх желает,
он может тормозитьправильный ход государственной
машины, вызывая министерские кризисы,отказывая
в своей санкции парламентским постановлениям,
распускаяпарламент, производя давление
на него или на избирателей и проч. (лучшийпример
- Сербия). Еще значительнее его роль, если
он хочет действоватьконституционно;
являясь главным представителем государства
иисполнителем воли народа, он несет различные
функции, важные вособенности в области
иностранной политики, а также в моменты
кризисов иконфликтов в области внутренней.
Наиболее яркими образцами государствдуалистических
могут служить германские государства,
в особенностиБавария и Прусcия, также
Австрия; образцами государств парламентарных
-Англия и Бельгия. Особенное место в ряду
М. занимают М. вассальные исоюзные государства.
В вассальных М. (Болгария) власть монарха
являетсянеполной, так как он лишен существенного
нрава, представляет своегосударство
в международных отношениях. Типом монархического
союзногогосударства является в настоящее
время Германия. По конституции, онаесть
вечный союз государств, в котором прусск.
королю принадлежитпрезидентство со званием
императора; но фактически Германия есть
именносоюзное государство, в котором
император пользуется властью впрерогативами
монарха, властью хотя и неполной, но суверенной.
Ср. всеобщие сочинения по государственному
праву и специально Масchiаvelli, "Ilprincipe";
Lor. Stein, "Das Konigthum, die Republik und die Souveranitat der
franzosischen Gesellschaft seit der Febraarrevolution" (2 изд.,1885);
J. von Held, "Das Kaisertum als Rechtsbegriff" (Вюрцб.,
1879);Hinrichs, "Die Konige" (Лиц., 1852); Fischer, "Das
Becht des deutschenKaisers" (Б., 1894); Ficker, "Deutsches
Konigtum u. Kaisertum"(Иннсбрук, 1862); Artom, "II
re costituzionale" (Турин, 1884); Cimia,"II capddio stato
nel governo costituzionale" (Typ., 1885); Brunialti,"La monai'cbia
representativa" (Вeченца, 1879); Campanella, "Monarchia
erepublica" (Флоренция, 1881); Брайса, "Священная
Римская Империя"(Москва) 1891) и др., а
также сочинения, указанные при слове
Король(XVI, 317). Для истории М. важны сочинения
Фюстель де Куданжа. В. В - в.