Монархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:43, доклад

Описание работы

Монархия (от греч. monarchía — единовластие, единодержавие), в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Монархическая форма правления существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, она сохранилась и в ряде буржуазных государств.

Работа содержит 1 файл

Монархия.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

     Монархия  

     Монархия (от греч. monarchía — единовластие, единодержавие), в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Монархическая форма правления существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, она сохранилась и в ряде буржуазных государств. 

     В рабовладельческих государствах М. выступала главным образом как  неограниченная деспотия (иногда как  теократия). Наиболее типична М. для  феодализма — первоначально как  раннефеодальная М. (иногда принимала  форму обширных феодальных империй), затем — как М. периода феодальной раздробленности, характеризующейся  слабой центральной властью, позднее  — как ограниченная сословно-представительная М. (см. Сословная монархия) и неограниченная — абсолютная М. (см. Абсолютизм, Государство). В буржуазных монархических государствах М. существует, как правило, в виде ограниченной, конституционной М., сложившейся  в результате компромисса буржуазии  с дворянством. В современной  буржуазной М. власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодательные  функции переданы парламенту, исполнительные — правительству. В конституционной М. монарх юридически считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, формально он назначает правительство, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодательной инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках правительства, а монарх "царствует, но не управляет". В. И. Ленин отмечал, что "монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение"

     Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.

     Признаки  монархии 

     Основными признаками классической монархической  формы правления являются:

     существование единоличного главы государства, пользующегося  своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)[1];

     наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной  власти;

     монарх  олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

     юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

     Виды  монархий

     По  объему ограничений

     Абсолютная  монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При  абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

     Конституционная монархия — монархия, при которой  власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время  существует в Марокко, Иордании, Кувейте  и, с некоторыми оговорками, также  в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

     Парламентарная  монархия — вид конституционной  монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед  парламентом, который обладает большей  властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может  различаться).

     Дуалистическая  монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

     По  традиционному устройству

     Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

     Феодальная  монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три  периода своего развития: раннефеодальная  монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия[2]. Часть  исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной  монархии[3][4].

     Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды  создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности[5].

     Вотчинная монархия — монархия, при которой  верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт  зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

     Сословно-представительная монархия — монархия, при которой  власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как  при вотчинной монархии, но и представителями  третьего сословия. Впоследствии, с  переходом к наёмной армии  и ликвидацией уделов, преобразуется  в абсолютную монархию.

     Абсолютная  монархия — монархия, при которой  продолжают существовать сословные  привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы  и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

     Теократическая  монархия — монархия, при которой  политическая власть принадлежит главе  церкви или религиозному лидеру. В  таких странах отсутствует свобода  совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным  законом. Выделяют христианскую (Ватикан), исламскую (Саудовская Аравия) и буддистскую (Бутан до 2008 года) и др. теократическую монархию.

     Выборная  монархия — монархия, при которой  следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или  окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма  правления между монархией и  республикой.

     Преимущества  и недостатки 

     Преимуществами  монархии как формы правления  обычно называют:

     Монарх, как правило, с детства воспитывается  с учётом того, что в будущем  он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать  качества, необходимые для такой  должности и гарантирует, что  власть в ходе псевдодемократических  махинаций не получит человек  некомпетентный или злонамеренный;

     Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что  снижает возможность проникновения  во власть людей, для которых власть является самоцелью. 

     По  сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

     Монархия  обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

     Монарх  в силу своего положения выше любой  политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

     При монархии больше возможности осуществить  какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

     При монархии больше возможности осуществить  кардинальные преобразования, необходимые  в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

     Монарх  гораздо больше, чем избранный  руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое  им государство. 

     По  сравнению с республиканской  диктатурой выделяют также следующие  преимущества:

     Монархи обычно более уверены в прочности  своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

     После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений. 

     Недостатками  монархии называют:

     Если  в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в  монархии — после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения  власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа.

     Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную  власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

     Монарх  не несет юридической ответственности  перед кем-либо за своё правление, что  может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам  государства;

     При монархии больше теоретической возможности  для возникновения диктатуры[6];

     При монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при республике;

     Теория  монархии 

     Монархия  с точки зрения монархистов —  это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего  свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где  верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит  меньшинству знатнейших представителей общества)[6]. Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной»  формой государственного устройства, в то время как республика нередко  — «выдумкой дьявола».

     Виды  монархий по качеству монархической  власти 

     Истинная  монархия — Это именно есть та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной  силы, а власти верховной. Это же может случиться, во вполне чистом виде, только при одном условии: когда  монарх, вне сомнения для нации  и самого себя, является назначенным  на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла  быть действительно Верховной властью  Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана  истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

     Монархия  деспотическая, или Самовластие  — отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха  не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха  подчинена Богу, и притом очень  ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но и как  реальное содержание народной души, с  которой пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но как исключительное и недолговременное явление. Его существованию противодействуют все силы, какими живёт нация и сам Монарх. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию. Это — власть Верховная, но совершенно произвольная.

Информация о работе Монархия