Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:43, доклад
Монархия (от греч. monarchía — единовластие, единодержавие), в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Монархическая форма правления существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, она сохранилась и в ряде буржуазных государств.
Монархия
Монархия
(от греч. monarchía — единовластие, единодержавие),
в эксплуататорских государствах форма
правления, при которой верховная государственная
власть формально (полностью или частично)
сосредоточена в руках единоличного главы
государства — монарха. Монархическая
форма правления существовала в рабовладельческом
и феодальном обществе, она сохранилась
и в ряде буржуазных государств.
В рабовладельческих государствах М. выступала главным образом как неограниченная деспотия (иногда как теократия). Наиболее типична М. для феодализма — первоначально как раннефеодальная М. (иногда принимала форму обширных феодальных империй), затем — как М. периода феодальной раздробленности, характеризующейся слабой центральной властью, позднее — как ограниченная сословно-представительная М. (см. Сословная монархия) и неограниченная — абсолютная М. (см. Абсолютизм, Государство). В буржуазных монархических государствах М. существует, как правило, в виде ограниченной, конституционной М., сложившейся в результате компромисса буржуазии с дворянством. В современной буржуазной М. власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные — правительству. В конституционной М. монарх юридически считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, формально он назначает правительство, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодательной инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках правительства, а монарх "царствует, но не управляет". В. И. Ленин отмечал, что "монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение"
Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д. и т. п.) и, как правило, передаётся по наследству. Также это может быть сконцентрированная власть страны (империи) именно в центре, то есть столице. Подобное видно в политическом строении Киевской Руси: Властитель (монарх) был в столице.
Признаки
монархии
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)[1];
наследственный
(согласно закону о престолонаследии)
порядок преемственности
монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
юридический
иммунитет и независимость
Виды монархий
По объему ограничений
Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).
Конституционная
монархия — монархия, при которой
власть монарха ограничена конституцией
или неписаным правом или традициями.
Конституционная монархия существует
в двух формах: дуалистическая монархия
(Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг.,
Япония 1889—1945 гг., в настоящее время
существует в Марокко, Иордании, Кувейте
и, с некоторыми оговорками, также
в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная
монархия (в настоящее время
Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
По традиционному устройству
Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия[2]. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии[3][4].
Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности[5].
Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
Теократическая
монархия — монархия, при которой
политическая власть принадлежит главе
церкви или религиозному лидеру. В
таких странах отсутствует
Выборная монархия — монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой.
Преимущества
и недостатки
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:
Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;
Замещение
власти проходит не по способностям кандидата,
а по случайности рождения, что
снижает возможность
По
сравнению с республикой
Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;
Монарх
гораздо больше, чем избранный
руководитель государства, осознает свою
ответственность за управляемое
им государство.
По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:
Монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;
После
смерти монарха практически всегда
известен преемник, что снижает риск
политических потрясений.
Недостатками монархии называют:
Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии — после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа.
Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
Монарх
не несет юридической
При
монархии больше теоретической возможности
для возникновения диктатуры[6]
При монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при республике;
Теория
монархии
Монархия
с точки зрения монархистов —
это принцип Верховной Власти,
основывающийся на исполнении монархом
Воли Бога, и от этого обретающего
свою власть. Монарх, в соответствии
с такой концепцией, получает власть
от Бога. По этому признаку монархисты
отличают монархию от республики (где
верховная государственная
Виды монархий по качеству монархической власти
Истинная
монархия — Это именно есть та монархия,
в которой одно лицо получает значение
Верховной власти: не просто влиятельной
силы, а власти верховной. Это же
может случиться, во вполне чистом виде,
только при одном условии: когда
монарх, вне сомнения для нации
и самого себя, является назначенным
на государственное управление от Бога.
Но для того, чтобы она могла
быть действительно Верховной
Монархия деспотическая, или Самовластие — отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но и как реальное содержание народной души, с которой пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но как исключительное и недолговременное явление. Его существованию противодействуют все силы, какими живёт нация и сам Монарх. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию. Это — власть Верховная, но совершенно произвольная.