Монархия в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Основными задачами в ходе исследования является определение понятия «монархия», рассмотрение ее положительных и отрицательных сторон, а также сравнение видов монархий на разных этапах эволюции монархической формы правления, и существующих ныне форм монархической власти на примерах некоторых государств.
Целью настоящей работы является изучение монархической формы правления на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие монархии и ее исторические разновидности 5 5
1.1 Понятие формы правления и сущности монархии 5
1.2 Исторические разновидности монархии 7
2 Виды современной монархии 12
2.1 Современная абсолютная монархия. 12
2.2 Современная конституционная монархия 13
3 Особенности монархии в некоторых странах 19 Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Приложения А 30
Б 32
В 33

Работа содержит 1 файл

Виды монархий в современном мире.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Великобритания – Король открывает ежегодную сессию парламента, выступая с ежегодной программой действий на предстоящий год. По указанию правительства может распустить палату общин (нижнюю палату парламента) с назначением даты новых выборов.

Испания – Король назначает выборы  в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать.

Япония – Император созывает парламент на сессии и распускает нижнюю палату, назначает дату выборов в парламент.

Роль  монарха в отношениях с Парламентом  во всех трех странах равнозначна. Королева Великобритании подписывает законы и теоретически обладает  правом абсолютного вето, которое состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Однако оно не применяется в настоящее время и рассматривается как резервное средство на случай серьезных политических кризисов.

Конституция Японии и Испании  права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента монарху не предоставляет.

Во внешнеполитической области – право назначать послов и иных дипломатических агентов, принимать дипломатических представителей иностранных государств, право подписания международных договоров и соглашений, право объявления войны и заключения мира, хотя для этого требуется санкция парламента.

Великобритания - Монарх – глава британского Содружества, поэтому промульгирует конституции стран, входящих в британское Содружество. Согласно королевской прерогативе, заключает договоры с иностранными державами, управляет зависимыми колониями, решает вопросы расширения физических границ суверенитета Короны.

Испания - В области внешних отношений Король объявляет о принятии Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные представители в Испании также аккредитованы при нем. В отличие от Японии, где руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранными государствами, в Испании, согласно ст.56 Конституции, «Король осуществляет высшее  представительство испанского государства в международных отношениях».(Приложение Б)

Япония - Император совершает действия внешнеполитического характера. На него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7)(Приложение А)

Иные  полномочия и прерогативы – право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора, право награждения орденами, медалями и иными знаками отличия, право присвоения почетных званий и титулов.

Как Великобритании, так в Испании и Японии монарх обладает правом на награждение орденами. В Великобритании и Испании – правом на присвоение почетных званий. Монарх Испании и Великобритании – осуществляет право помилования, Император Японии – подтверждает всеобщие и частичные амнистии, смягчения и отсрочки наказаний,  восстановления в правах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

     В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные  принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев  в отношениях между людьми.

 Вследствие  этих природных преимуществ монархии  она и составляла до сих  пор обычную норму государственной жизни человечества, В истории чаще всего мы встречаем именно ее, и величайшие эпохи национального творчества в большинстве случаев отмечаются именами монархов. Весьма вероятно предположение, что и современные запросы народов не будут на самом деле удовлетворены, пока не дорастут до всенародной ясности, при которой среди потомков наших наций получит возможность снова явиться монархия и совершить то, что не удается сделать демократиям. Современные монархические институты в Европе давно опираются на прочные демократические структуры, парламентские традиции, на высокую политическую культуру избирателей. Вот почему монарх — скорее символ общенационального единства, лицо, санкционирующее самые важные государственные акты, но не имеющее реальную рычагов для осуществления исполнительной власти.

     Итак, в целом в современном мире наблюдается преобладание парламентарной формы конституционной монархии, наиболее близкой прогрессу и демократии нашего времени.

          Из трех рассмотренных стран, наиболее отдаленной (на взгляд автора) от монархии, в том ее значении, которое исторически заложено в само понятие «Монархия», является Япония, а страной, где монарх обладает реальной властью - Испания.

      В последние годы все чаще наблюдаются попытки отреставрировать монархию. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой-то степени и  России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной, на восстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий 
 

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Государство политическая  организация общества, опирающаяся  на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так  и общечеловеческих задач на определенной территории
2 Дуалистическая монархия форма правления, при которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная  – парламенту, который фактически подчинен монарху
3 Империя сложное государство, созданное насильственным путем
4 Конституционная монархия форма правления, при которой имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом - парламентом
5 Конституция в материальном смысле представляет собой писаный  акт, совокупность актов или конституционных  обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой.
6 Контрассигнатура скрепление  акта монарха подписью главы правительства  или министра, означающее, что юридическую  и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр
7 Монархия форма правления, при которой верховная государственная  власть сосредоточена в руках  одного главы государства – монарха  и передается по наследству
8 Парламентарная  монархия форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена, а законодательная власть  полностью принадлежит парламенту, исполнительная  - правительству, ответственному перед парламентом
9 Престолонаследие переход  власти монарха от одного представителя  царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке
10 Регент в монархических  государствах - временный правитель  вместо монарха
11 Форма государства структурный, территориальный  и политический способ организации  государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
12 Форма правления способ организации  верховной государственной власти и порядок ее образования
13 Цивильный лист сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в  конституционных монархиях

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников

     Нормативно-правовые акты 

1  Конституция  Японии, Современные зарубежные конституции. М. МЮИ.1992

2 Конституция Испании, Современные зарубежные конституции. М. МЮИ.1992

      

     Научная литература 

1 Венгеров  А.Б. «Теория государства и  права: учебник для вузов». М.: 4-е изд.стереотипное. – М.: Омега-Л, 2007.

2 Комаров  С.А. «Общая теория государства  и права».  Юриспруденция, 2000

2 Марченко М.Н.  Теория государства и права.  М.: ТК Велби, Проспект 2007

4 Конституции  государств Центральной и Восточной  Европы, М.,2001.

5 Михалева Н.А.  Конституционное право зарубежных  стран СНГ. М.,2001

6 Конституционное  право зарубежных стран. / Под  ред. М.В. Багяая, Ю.И.  

   Лейбо,  Л.М. Энтина. М., 1999.

7 К. Валишевский.  «Роман императрицы». С.-П. 1908.

8 “Теория государства  и права”. Учебник для ВУЗов.  М. 1999.

9 “История государства и права России”. Под. ред. пр. Ю.  П.  Титова.

    М. 1998.

10 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность - СПб. Российский   

     Имперский  Союз-Орден, 1992. 
 

     Приложение  А  

     Конституция Японии

Промульгирована 3 ноября 1946 г., вступила в силу 3 мая 1947 г. 

Глава 1. Император

Статья 1. Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Статья 2. Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Статья 3. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность.

Статья 4. Император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены настоящей Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. 
Император, в соответствии с законом, может поручать кому-либо осуществление своих действий, относящихся к делам государства.

Статья 5. Если в соответствии с Законом об императорской фамилии устанавливается регентство, Регент осуществляет действия, относящиеся к делам государства, от имени Императора. В этом случае применяется абзац первый предыдущей статьи.

Статья 6. Император назначает Премьер-министра по представлению Парламента. Император назначает главного судью Верховного суда по представлению Кабинета.

Статья 7. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет от имени народа следующие действия, относящиеся к делам государства: промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв Парламента; роспуск Палаты представителей: объявление всеобщих парламентских выборов; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах; пожалование наград; подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом; прием иностранных послов и посланников; осуществление церемониала.

Статья 8. Никакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  Б

     Конституция Испании, выдержка

Раздел второй: О Короне

Статья 56

1 Король - глава государства, символ его  единства и преемственности, арбитр  и примиритель в постоянной  деятельности государственных органов, - осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях , особенно с народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами.

2 Его  звание - Король Испании, однако он может также пользоваться другими званиями, которые соответствуют Короне.

Информация о работе Монархия в современном мире