Монархия в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Основными задачами в ходе исследования является определение понятия «монархия», рассмотрение ее положительных и отрицательных сторон, а также сравнение видов монархий на разных этапах эволюции монархической формы правления, и существующих ныне форм монархической власти на примерах некоторых государств.
Целью настоящей работы является изучение монархической формы правления на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1 Понятие монархии и ее исторические разновидности 5 5
1.1 Понятие формы правления и сущности монархии 5
1.2 Исторические разновидности монархии 7
2 Виды современной монархии 12
2.1 Современная абсолютная монархия. 12
2.2 Современная конституционная монархия 13
3 Особенности монархии в некоторых странах 19 Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
Приложения А 30
Б 32
В 33

Работа содержит 1 файл

Виды монархий в современном мире.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Одним из  представителей современной  дуалистической монархии является Таиланд. Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий. Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX - является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия.

В Конституции  Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год. В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи - 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак.  В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати, сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.

      В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах мира (Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада и др.). Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты. При условии,  что в парламенте ни одна политическая  партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм.  Такая  ситуация  традиционно   имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.  Чем шире партийная коалиция,  сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами  по  коалиции  относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства,  как оно утрачивает  необходимое  большинство  в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада,  Австралия и др.) или  многопартийная система с  одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные,  парламентарная  модель отношений  между парламентом и правительством практически превращается в свою  противоположность.  Юридически  парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой  государственный  режим  получил название системы кабинета, или министериализма.

     Следовательно, при  одной и той же форме  правления - парламентарной монархии - возможны  два  государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в   стране    партийной   системы.

     Из  развивающихся  стран  к  числу  парламентарных монархий можно отнести  Малайзию,  Таиланд,  Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха,  здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Парламентарная  монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь  значительных полномочий.

Главный отличительный признак парламентарной монархии политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство».

Полномочия  монарха могут включать в себя и некоторые «резервные», так называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидерланды). Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется «цивильным листом». 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Особенности монархии в некоторых странах 

     Для начала определим признаки,  характерные  абсолютно для всех монархий:

1. Власть  монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.

2. Власть  монарха не ограничена сроками  полномочий.

3. Монарх  обладает внешними атрибутами  власти, он имеет право на трон, на

мантию, на корону, на скипетр, державу и  на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, например, монарх именуется «Король – Лев». В международных отношениях обращение к монарху начинается с титула.

4. Монарх  не несет ответственности перед народом.

      Рассмотрим  статус монарха, способ осуществления  полномочий, ограничение королевской власти на примере 3-х стран: Великобритании, Японии, Испании. Во всех трех странах   глава государства -  монарх, именуемый в каждой стране по-разному - в Испании и Великобритании это Король (Королева), в Японии – Император.

      В Великобритании и Испании действует кастильская система наследования.

      Великобритания - трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо, если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, то есть он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

      Испанская Корона наследуется преемниками  Его Величества Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии. Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед последующими, в той же ветви — более близкой степени родства, при той же степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед младшим. Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской Короны. В случае, если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее подходящей для интересов Испании форме.

      В Японии же - салическая система – трон наследуют только мужчины. «Императорский трон является династическим и наследуется в соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом».(5)

      Конституция Великобритании запрещает брак с католиком, Конституция Испании ограничивает обладателя права на наследование Короны  в свободе выбора, при заключении брака  ст.57 п.4. «Тот, кто обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или Генеральных Кортесов, лишается, равно как и его потомки, права на наследование Короны».(5) (см. Приложение В)

      Во  всех трех странах монарх является символом единства нации (государства) и осуществляет функции, предоставленные ему Конституцией и законами. Лицо неприкосновенное и не несущее какой-либо ответственности.

      Наиболее  «бесправен», на взгляд автора - Император Японии. Он не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, не занимается государственной политикой и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета. Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями внешнеполитического характера, присутствует на официальных торжествах, национальных праздниках, подписывает документы, представляемые ему премьер-министром. Действующий император и его супруга ведут демократический образ жизни: помогают обслуживающему персоналу раскладывать стулья при поездках на пикник и за город, как обычные граждане _____________________

5 Современные зарубежные конституции. М., 1992.

соблюдают правила дорожного движения, не пользуясь какими-то преимуществами.

В Великобритании, в отличии от Японии и Испании монарх является составной частью Парламента. Но на деле также как и монарх Японии в законодательстве не участвует и исполнительной властью не обладает (страной руководит «правительство его (ее) Величества» – кабинет министров во главе с Премьер–министром).

Испанский король охарактеризован в ч. 1 ст. 56 Испанской конституции 1978 года: «Король – осуществляет представительство испанского государства в международных отношениях, и особенно в отношениях с теми народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет функции, которые предоставлены ему Конституцией и законами».  Подобная характеристика не встречается ни в Конституции Великобритании ни в Конституции Японии.(6)

В Великобритании, за редким исключением, все входящие в компетенцию королевы действия осуществляются правительством, кабинетом, премьер–министром и министрами,  Японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту.

Главы государств в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Условно их можно разделить на полномочия:

В области  государственного управления – право главы государства участвовать в формировании правительства, право назначения гражданских и военных чиновников, право осуществлять верховное главнокомандование вооруженными силами, правом объявления чрезвычайного положения на территории страны.

Великобритания - премьер - министр, формально назначается монархом, а фактически им всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах большинство мест в палате общин.

Испания – Король обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов

________________________

6 Современные зарубежные конституции. М., 1992.

кандидатуру председателя Правительства, назначать  его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению председателя правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях Правительства, когда сочтет  это необходимым.

Япония  – правительство может формироваться обеими палатами Парламента, но официально назначается указом Императора. Избранный премьер-министр рассматривает кандидатуры на министерские посты, которые представляются ему  различными фракциями Парламента. Все члены кабинета утверждаются  указом Императора.

Таким образом в Испании и Великобритании монарх назначает, а в Японии подтверждает назначение на должность членов Правительства.

В отличие  от Японии, Король Великобритании и  Испании является (юридически) Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

В законодательной области – право созывать парламент на очередные сессии, при определенных условиях прерывать сессию парламента, право роспуска нижней палаты и назначения очередных или внеочередных выборов, право законодательной инициативы (в виде посланий  президента и тронной речимонарха), право вето (запрет, налагаемый главой государства на закон, которое может быть преодолено парламентом).

Информация о работе Монархия в современном мире