Молодежь и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

В стране, по большому счету, только один политик – президент. Остальные едва тянут на статистов в хоре. Но политика, как и природа, не терпит пустоты. Поэтому на подмостки политической сцены активно пробиваются новые силы. В политику, кажется, впервые после перестройки приходит новое поколение. Приходит молодежь.

Содержание

Введение 3
1. Понятие молодежь 4
2. Международная практика молодежной политики 5
3. Молодежные организации в современной России 9
Заключение 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

политология..doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Тюмень,2010

    Содержание 
Введение 3
1. Понятие  молодежь 4
2. Международная  практика молодежной политики 5
3. Молодежные  организации в современной России 9
Заключение 12
Список  литературы 14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

Введение 

    

Пятнадцать лет  назад перестройка вернула в нашу страну давно забытое понятие - публичная политика. Открывшимися возможностями воспользовались, прежде всего, две возрастные группы. Во-первых, разномастные «шестидесятники», сформировавшиеся как личности в эпоху хрущевской оттепели и ранних брежневских «заморозков» (В. Жириновский, Г. Зюганов, Б. Березовский). Параллельно с ними пришли в большую политику более молодые разночинцы-«семидесятники», начавшие сознательную трудовую жизнь на излете 70-х – в начале 80-х годов (А. Чубайс, С. Станкевич, Г. Явлинский). Но уже через несколько лет, ближе к концу первого президентского срока Б. Ельцина, публичная политика выродилась в «большой пиар», реализуемый посредством центрального телевидения и изощренных выборных технологий. Сформировалась очень узкая колода «профессиональных политиков», дружно работавшая не на привлечение симпатий избирателей, а скорее на снижение политической конкуренции, «отстрел» соперников-новичков, деполитизацию населения. Редкие свежие лица, кого не удалось «заклевать» старожилам, меняли ситуацию несильно, со временем вписываясь в стройные ряды заслуженных телеполитиков. Если же по тем или иным причинам этого не получалось, то уходили с федеральной политсцены: кто в бизнес, кто в регионы, кто – в небытие. Такова судьба А. Лебедя, Е. Примакова, Ю. Лужкова.

    

Но всему приходит конец. Созданная и тщательно  культивируемая ими система «лидеров без партий» истощила свои ресурсы, а без притока новых – занялась самоедством и довольно быстро проела себя насквозь.

    

В стране, по большому счету, только один политик – президент. Остальные едва тянут на статистов в хоре. Но политика, как и природа, не терпит пустоты. Поэтому на подмостки политической сцены активно пробиваются новые силы. В политику, кажется, впервые после перестройки приходит новое поколение. Приходит молодежь.

    

1. Понятие молодежь 

    

Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь  — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

    

По поводу возрастных границ молодежи нет общего мнения. В отсутствие единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в том числе и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями.

    

В настоящее  время 

понятие «молодежь»

, используемое  в зарубежных странах, определяется  исходя из различных компонентов  и подходов, не только возрастных  рамок, но и характерных черт.

    

При этом различные страны используют очень разные концепции: в Англии и в Нидерландах молодежь не выделяется в особую группу, а объединяется вместе с детьми в возрастных рамках 0-25 лет. В Испании молодежь определяется возрастом 14-30 лет, нередко отодвигая границы  до 32-34 лет. Данный  факт  объясняется тем, что именно в этом возрасте молодые испанцы начинают вести самостоятельную, экономически независимую жизнь. В Люксембурге установлены границы 15-25 лет для определения молодежного возраста. Современные возрастные границы понятия “молодежь”, принятые в большинстве европейских стран, США и Японии, определяется в интервале от 13-14 до 29-30 лет. В Европейском Союзе возраст «молодого фермера» (young farmer) - от 18 до 40 лет. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например, молодых ученых (до 33-35 лет). Молодежь, как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.

    

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,15 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,3 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 25 процентов населения мира; 80 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

    

Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллиона молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. 

    

2. Международная практика  молодежной политики 

    

«Признание» молодежи и выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов общества и общественных организаций в промышленно развитых странах отражает закономерности современного мирового развития.

    

Большую роль в  развитии этой сферы сыграла 

Организации Объединенных Наций

, которая в 60-80-е годы приняла целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи.

    

1985 год был  объявлен ООН 

Международным годом молодежи

.

    

В 1995 году была принята 

Всемирная программа действий, касающаяся молодежи

, а в 1998 году  на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена

Лиссабонская декларация по молодежной политике.

    

Согласно действующим  в Российской Федерации нормативным  документам, молодежь – это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

    

В этом возрасте происходят весьма важные события жизненного цикла человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в армии, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий промежуток времени молодой человек несколько раз переживает смену своего социально-демографического статуса.

    

Нижняя возрастная граница  определяется, тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

    

Молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 лет, это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.

    

Государственная молодежная политика – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.

 

    

В большинстве  европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики – «помочь молодым людям быть молодыми людьми».

    

Очевиден и  тот факт, что за последние годы чрезвычайно расширилась структура  и область применения молодежной политики. Однако для успешной реализации молодежной политики необходима также и эффективная структура ее осуществления.

    

В данный момент можно говорить о существовании 

молодежного законодательства

 в большинстве  европейских стран, хотя вопрос  об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования. Так, например, правовую основу помощи детям и молодежи в Германии создает Закон о помощи детям и молодежи.

    

Большинство европейских  стран обладают

трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики

. Законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства - первый уровень. Правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям – второй уровень. Молодежные организации – третий уровень.

    

Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются

молодеж

ные организации

. Например, в  Германии насчитывается около  90 межрегиональных молодежных организаций  и союзов, в которых состоит примерно 25% всего молодого населения государства. В молодежной работе государство уступает место союзам, обществам, религиозным объединениям, фондам и другим независимым организациям, благодаря чему создается широкий спектр предлагаемых услуг. Признак федеративного устройства – перенос задач на местный уровень, близкий населению: на города, районы и общины.

    

В Финляндии  государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям. На местном уровне молодежные объединения получают финансовую и иного рода поддержку (тренинг, обеспечение оборудованием) из средств местных органов власти.

    

Однако наблюдаемая  в последние десятилетия тенденция демонстрирует, что молодые люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие отдельные проекты или программы).

    

Также варьируются и

задачи

  молодежной политики:

    

- в ряде стран  – это семейная политика, правовая  и социальная защита,

    

- но в большинстве  - обеспечение социальных, политических, экономических, образовательных  и др. возможностей для молодых  людей. 

    

В

Совете Европы

 молодежной политикой

Директорат по вопросам молодежи и спорта.

 

В ведении молодежного  сектора Совета Европы находятся  два 

Европейских молодежных центра

 в Страсбурге  и Будапеште, которые являются  образовательными, информационными,  тренинговыми и исследовательскими структурами.

    

Важнейшие решения  о содержании молодежной политики в  Европе принимаются на регулярно  созываемых

Европейских Конференциях министров по делам молодежи

. В период  между Конференциями вопросы  мониторинга и необходимых мероприятий  по реализации основных приоритетов рассматриваются Совместным Советом по вопросам молодежи, который состоит из представителей правительств всех государств-членов Совета Европы и представителей молодежных общественных объединений.

Информация о работе Молодежь и политика