Многоликий авторитаризм: основные разновидности авторитарного режима в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:02, контрольная работа

Описание работы

Классическим вариантом деспотии было персидское царство. К восточным деспотиям относились также древние государства Египта, Двуречья, Индии и Китая. Их характерная черта – наличие широкого слоя чиновников, управлявших организацией труда в ходе ирригационных работ. Подобная организация требовала концентрации власти. Хозяева земли и водных ресурсов, чиновники, жрецы и, наконец, сам монарх обладали огромной властью, т.е. контроль со стороны деспота не был полным.

Содержание

Введение.

1. Сущность авторитаризма.

а) взгляды мыслителей и ученых на данную тему.

2. Предпосылки возникновения авторитарных режимов.

3. Типы авторитарного режима.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

политология..docx

— 36.42 Кб (Скачать)

     2.Предпосылки  возникновения авторитаризма.

     Авторитарные  режимы формируются, как правило, в  результате государственных переворотов, или "ползучей" концентрации власти в руках лидеров или отдельных  внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные  группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного  господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе  харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или  иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации  авторитарных порядков.

     Но  в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как  правило, являются группы военных ("силовиков") и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации  власти, они плохо приспособлены  для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения  связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между  режимом и рядовыми гражданами имеет  тенденцию к увеличению.

     В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения  авторитарных режимов сохраняют  переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, "авторитарные соблазны" в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил "сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию – дисциплиной, делать все рационально". Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Типы авторитарного режима.

     Существует  множество типов авторитарных режимов. В основном эти режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки и  редко в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских революций середины 1970-х гг.), но отстающих  в развитии от главных индустриальных держав. В связи с этим

Обычно  выделяют традиционные авторитарные режимы олигархического типа и гегемонистский авторитаризм новой олигархии. В  первом случае власть сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств, которые контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Смена лидеров, как правило, происходит в результате переворотов, скрытых договоренностей или манипуляции с выборами. Такие режимы прежде всего характерны для Латинской Америки, где господствующая олигархия тесно связана с католической церковью и военной верхушкой.

    Авторитаризм  новой олигархии вырастает в  результате выдвижения на господствующие позиции национальной компрадорской  буржуазии, которая устанавливает  тесные связи с военными. Типичными  примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др.В развивающихся  странах большое распространение  получили режимы военной диктатуры, которые захватывают власть путем  военных переворотов. Здесь в  большинстве случаев армия служит главной опорой государства. Данный тип был представлен военной  диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной  в сентябре 1971г., и режимом «черных  полковников» в Греции, существовавшим с середины 1960-х гг. до 1970-х гг.  Такой авторитаризм можно назвать военным.

    В современном мире имеют место  также режимы, монархические по форме, но авторитарные по содержанию. Они  основаны на принципе наследования власти. Но в отличие от европейских монархий, которые, по сути, превратились в демократические  парламентские режимы, восточные  монархии в большинстве своем  придерживаются основных положений  авторитаризма. Различают монархии теократические, такие как садовская  Аравия, где король одновременно является светским и религиозным главой государства, и светские типа Хашимитского королевства Иордания, где формально глава государства не ведает вопросами веры.

    При авторитаризме выделяются режимы с большей или меньшей жестокостью, или «либеральностью», в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отличалась от авторитарного Чон ду Хвана в Южной Корее боле откровенной опорой на репрессивный аппарат, большей интенсивностью террора и подавления. 

    Среди множества разновидностей авторитарных режимов можно выделить следующие  их основные типы:

  1. Партийные
  2. Военные
  3. Национальные
  4. Корпоративные
  5. Режимы личной власти

    Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их "сплоченными" командами (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.

     Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные режимы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использования физического насилия.

     Модели  национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны  для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном конкуренты в этнически господствующей среде) скатываются к применению методов политического террора. Отсутствие многих механизмов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью обвального развития событий.

     Корпоративный режим олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или  теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и  собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство  становится прибежищем сил, которые  используют прерогативы официальных  органов для защиты своих узкогрупповых  интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная  в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации  предприятий, отсутствие контроля над  деятельностью государственных  служащих.

     Наиболее  распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и  девальвирующим значение легитимных каналов  участие населения во власти. Корпоративное  перераспределение ресурсов, как  правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.

     В настоящее время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный  тип политической системы, при которой  влияние на рычаги власти имеют представители  наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию  властей, теневые, криминальные структуры  контролируют уже более половины государственной экономики и  частного сектора. Причем процесс срастания  власти и криминала продолжается. корпоративные принципы отношений  элитарных групп качественно  снизили влияние на власть идеологически  ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных  широких слоев населения.

     Режимы  личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при  Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного  мнения. Жесткий характер правления  в сочетании с определенными  традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический  эффект, приводит к активизации населения  и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко  провоцирует политический террор со стороны оппозиции. 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В современных условиях постсоциалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся  на активную массовую поддержку и  некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому  сочетание авторитарных и демократических  элементов, сильной власти и её подконтрольность гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

    Авторитаризм  — государственный строй, при  котором неограниченная власть находится  у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

    Авторитаризм  может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами  правления.

    Авторитарная  личность, как правило, не обладает полной самостоятельностью суждений и  действий. С помощью силы, явных  или неявных угроз диктатор овладевает деспотическим контролем над  политическими действиями отдельных  людей и целых организаций 9партий, профсоюзов, добровольных обществ и  т.д.), которые пытаются противостоять  его власти. Нарушение гражданских  свобод, а часто и террор относятся  к методам осуществления господства. Диктаторские режимы более интенсивно и целенаправленно, чем демократические, используют средства массовой пропаганды и информации для создания необходимо им общественного мнения, готового поддержать каждый их шаг.6

    Диктатуры XX в. уже не могут обходиться без законодательных кодексов, хотя диктаторы почти всегда действуют в обход установленных ими же законов и негласно нарушают их. Бывает, что особыми актами демократические законы вообще превращаются в пустые декларации. Очень часто диктаторы, опираясь на чрезвычайное законодательство и следуя букве конституций в сфере формальных правил, нарушают её в части гарантий личных прав и свобод граждан.

    Демократически  ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных  условиях тип политической системы  — демократия. В целом сегодня  можно констатировать, что новая  ситуация в мире благоприятствует переходу от диктаторских режимов к демократическим. 
 
 
 
 
 
 

 

    

Информация о работе Многоликий авторитаризм: основные разновидности авторитарного режима в современном мире