Мировая политика и международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития.

Содержание

Введение 3
Основные понятия, сведения международной политики и международных
отношений 4
Понятия и сведения о мировой политике 4
Субъекты мировой политики 6
Основные признаки международных организаций 9
Понятия и сведения о международных отношениях 11
Типология международных отношений 12
Проблемы и концепции международных отношений 13
Современные тенденции развития международных отношений 13
Геополитика – основное направление мировой политики и международных
отношений 17
Россия в системе международных отношений 20
Заключение 22
Приложение А (обязательное). Библиографический список 23

Работа содержит 1 файл

Мировая политика и международные отношения.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

      Цель  создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами - членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества.

      Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

      Следующим важным признаком международной  организации является наличие у  неё прав и обязанностей, которые  в общей форме закреплены в  её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

      Международная организация также имеет самостоятельные  международные права и обязанности, т. е. обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак  означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.

      Но  как уже было сказано, в современном  мире существует и другой тип международных  организаций, это международные  неправительственные организации, которыми считаются любая международная  организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

      Однако, несмотря на некое различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО.

      Международные организации любого вида признаны решать различные проблемы в сферах своей  деятельности. Для решения политических, экономических, военных и иных проблем  в настоящее время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций в год. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией.

      Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего межправительственные конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений. Значительное количество международных конференций созывается для обсуждения насущных проблем современности. За последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН.

      Формирование  любого типа международных организаций  основывалось на важности решения той  или иной проблемы, возникающей между  государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, т. е. международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации. 
 

      1.2 Понятия и сведения о международных  отношениях 

          Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

    Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

    Главной особенностью международных отношений  является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

    Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

    Международные отношения прошли длительный исторический путь и только в Новейшее время стали подлинно всемирными. В основе этого развития – поступательное развитие производительных сил и их интернационализация; мощные интеграционные тенденции и процессы в социально-экономической, научно-технической, информационной и других сферах; выход на мировую арену на рубеже третьего тысячелетия многих государств, остро нуждающихся в координации усилий при решении глобальных и национальных проблем; невиданное расширение связей и контактов между людьми во всем мире.

    Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом отражают  и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или  иную историческую эпоху; а с другой стороны – любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы международного права, «правила мировой политической игры». Иначе говоря, речь идет о тесной взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних факторов развития государства. Степень воздействия тех или других на формирование внешней политики зависит в каждом отдельном случае от конкретно-исторических обстоятельств.

    Следует признать, что внешние факторы  оказывают возрастающее влияние  на отношения внутри любой страны. Это связано с обострением экологических и сырьевых проблем, с нарушением социального равновесия и серьезными конфликтами в различных регионах мира, с увеличением ответственности мирового сообщества за бедственное положение слаборазвитых стран, с невозможностью для одной страны справиться  с последствиями природных катаклизмов, а главное, с возрастающей взаимозависимостью государств – членов мирового сообщества.

    В практике современных международных  отношений обнаруживаются определенные закономерности, имеющие разные векторы. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене. Одновременно действует тенденция усилений интеграции все большего числа участников международных отношений, упрочнения институциональных форм широкого политического, Социально-экономического и гуманитарного сотрудничества. Международные отношения сегодня характеризуются в первую очередь переходным состоянием, когда процесс становления нового сообщества включает в себя одновременно процессы как расширения сотрудничества на основе взаимных интересов, так и соперничества и даже противоборства различных государств.

    Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка. Современное мировое сообщество характеризуется растущим единством и усиливающимся многообразием. Взаимосвязь и взаимозависимость в мире сочетаются с охраняющимся разнообразием особенностей развития народов. Развивающиеся в системе международных отношений тенденции демократизации, гуманизации, демилитаризации, «открытого диалога культур» пока не носят системного характера, испытывают противодействие, во многом зависят от поведения и функционирования субъективных факторов.

    В условиях  мира и социально-культурного  обновления международные отношения  все в большей степени превращаются во взаимоотношения между народами и людьми. Можно говорить о возникновении  уникальной сети мировых человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для реализации насущных проблем.

    Таким образом, международные отношения  как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными  организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики. 

    1.2.1 Типология  международных отношений 

    Следует отметить, что с давних времен предпринимались  попытки классифицировать международные  отношения. Имеются различные подходы  к решению этого вопроса. В  марксисткой литературе типология международных отношений проводится в соответствии с общественно-классовыми критериями, в соответствии с типом общественно-экономической формации. Здесь выделяются рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические международные отношения. Близкая к этой типология опирается на положения, что в каждой исторической эпохе отличной является сущность и специфика международных отношений. Основным критерием данной типологии является способ проявления классовых отношений на две основные группы.

    1 группа – классово-однородные  отношения, которые можно назвать  классово-гомогенными: феодальные, капиталистические, социалистические.

    2 группа – международные отношения,  неоднородные в классовом отношении  – гетерогенные (переходные). Здесь можно выделить типы: феодально-капиталистический, капиталистическо-социалистический и тип международных отношений с антиимпериалистической ориентацией.

    Широкое признание получила типология, международных  отношений по характерным типам  международных действий. В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях:

  • Классический многополюсный мир;
  • Двухполюсный (биполярный) мир – мир с доминированием двух государств или систем государств;
  • Однополюсный мир;
  • Надгосударственный мир (бесполюсный).

Тип межгосударственных отношений в таких мирах может  различаться: а) война, б) холодная война, в) мирное существование, г) неприсоединение, д) сотрудничество.

    В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа:

  • отношение соперничества;
  • отношение сотрудничества.

    Изучая  процессы международного сотрудничества, политическая наука реально показала возможность прекращения гонки  вооружений и установления прочного мира на планете.

    Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся  глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов, международного терроризма и др.  В современных условиях отдельные государства просто не в состоянии в одиночку решать такого рода проблемы. 

    1.2.2 Проблемы  и концепции международных отношений 

     В реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения.

  1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой – реальное их неравенство. Причем это неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношении. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие – нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них.
  2. Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.
  3. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.
  4. Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений.
  5. Слабость международного права и международных организаций. Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 году принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия однако и после 1945 года войны и конфликты продолжались.
  6. Все вышесказанные проблемы в значительной степени обусловливают недоверие государств друг к другу.

Информация о работе Мировая политика и международные отношения