Мировая политика и международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета политологии выступает международная политика, ее природа, закономерности функционирования развития.

Содержание

Введение 3
Основные понятия, сведения международной политики и международных
отношений 4
Понятия и сведения о мировой политике 4
Субъекты мировой политики 6
Основные признаки международных организаций 9
Понятия и сведения о международных отношениях 11
Типология международных отношений 12
Проблемы и концепции международных отношений 13
Современные тенденции развития международных отношений 13
Геополитика – основное направление мировой политики и международных
отношений 17
Россия в системе международных отношений 20
Заключение 22
Приложение А (обязательное). Библиографический список 23

Работа содержит 1 файл

Мировая политика и международные отношения.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

      Мировая политика все больше должна становиться  гуманистической стратегией по объединению  людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой  принадлежности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача мировой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти.

      Следующая задача – это обеспечение безопасности и защищенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта международных отношений. Возрастание удельного веса прежде всего таких ценностей, как социальное и экономическое благосостояние, личное благополучие и безопасность, неотчуждаемость основных прав и свобод человека, все чаще приводит к тому, что государство должно отдавать именно им приоритет над традиционными ценностями своей внешней политики. 

      Применение  силы в мировой политике в соперничестве государств на международной арене опасно. Это грозит уничтожением человечества. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению центров экономической и политической активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений.

    1.1.1 Субъекты  мировой политики

 

    В современной мировой политике действует  огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государства народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей – административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм, индивидов. Существуют и нетипичные государственные субъекты международных отношений – Ватикан, вольный город и др.

    Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Международные организации возникли уже в древности и совершенствовались по мере развития общества. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

      Международные организации обычно  разделяются на два типа:

  • межгосударственные или межправительственные;
  • неправительственные организации.

    Эти два данных типа имеют свои особенности, признаки и виды:

    - политические;

    - экономические; 

    - военно-стратегические;

    - культурные;

    - общественные;

    - идеологические;

    - научно-технические. 

    Отдельные виды этих отношений проявляются  на разных уровнях международной  жизни. Принято выделять уровни:

  • Глобальный (например, ООН);
  • Региональный (например, ЕЭС и ОАГ);
  • Надрегиональный (например, Движение неприсоединения);
  • Двусторонний (например, Россия – Франция).

    Следует отметить, что многоуровневость –  одна из существенных черт современных  международных отношений, основанных на принципах нового политического мышления.

    Межгосударственные  организации являются стабильными  объединениями государств, основанными  на договорах, обладают определенной согласованной  компетенцией и постоянными органами.

    Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

    Как субъекты международных отношений  международные организации могут  вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

    Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

    — региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

    — организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

    — организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

    — политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

    — профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

    — демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

    — организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

    — военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

    — профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

    — различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

    — религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

    — Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

    — экологические организации: Гринпис и др.

    Самую значительную роль в системе международных  отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

    Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

    В рамках ООН сложился целый ряд  организаций, которые органически  вошли в систему международных  отношений и как структуры  ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

    — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

    — МОТ (Международная Ассоциация Труда);

    — МВФ (Международный Валютный Фонд);

    — ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

    — МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

    — ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

    — Международный суд.

    Международные правительственные организации  имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

    Огромным  влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами. ТНК – по выбранному в ООН определению, предприятия не зависимо от страны их происхождения и формы собственности на них (частная, государственная, смешанная), имеющие определение в двух или более странах, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющих проводить согласованную политику и общую стратегию.

    Важными субъектами мировой политики выступают  религиозные организации.

    Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

    Но  все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

    Влияние, силу государства на мировой арене  можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

    Силу  государства, его положение в  системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

    Реальное  положение государства на мировой  арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие. 

    1.1.1.1 Основные признаки международных  организаций

      Любая  организация должна обладать,  по крайней мере, шестью признаками.

      Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная  организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

      Кроме того, любая международная организация  создается на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Информация о работе Мировая политика и международные отношения