Международные общественные организации.Сложность утверждения в России плюрализма идеологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание работы

Понятие идеология,функции идеологии, виды идеологии и т.д.
Основные международные общественные организации.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по дисциплине Политология.docx

— 70.73 Кб (Скачать)

    Однако  в современном российском обществе практически не  оказалось ни экономических (развитый конкурентный рынок), ни социальных (наличие многочисленного  среднего класса), ни политических (правовое государство, гарантирующее права  и свободы личности), ни историко-психологических (наличие традиции суверенитета личности и ее автономности) предпосылок для  закрепления этой тенденции. Более  того, начальный этап реформ, когда  происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, заметно снизил интерес к идеологии либерализма.7 Дело в том, что декларация ценностей свободы, индивидуализма сопровождалась стремительным ростом нищеты широких масс, нарастанием имущественного неравенства. Не удивительно, что население оказалось не в состоянии усвоить либеральные ценности, привыкнуть к новым стандартам жизни.

    Недостаточно  критическое перенесение на российскую  почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики  монетаризма, невмешательства государства  в экономическую и в значительной мере в социальную сферы создало  предпосылки для активизации  иных настроений, в частности консервативных, который нередко стал выступать  в таких вариациях, как монархизм. Кроме того, дискомфорт, который  испытало большинство населения, оказавшись в условиях «криминального рынка»,  вновь востребовал ценности социальной защищенности,  справедливости,  равенства, поиска форм национальной идентичности.

    Опросы общественного мнения показали, что идеологические предпочтения российских граждан делятся на четыре основные группы. Сторонниками продолжения рыночных реформ  (демократической либеральной  идеологии)  считают себя 17,2% опрошенных; идеологии «русских националистов», ищущих самостоятельный «русский путь», — 10,5%; коммунистической идеологии (сторонников социализма) — 14%; идеологии «центризма» (сторонников сочетания различных идей, стремящихся избегать крайностей) — 17,2%; не определились в своей позиции — 41% опрошенных. Группа «центристов» — это та часть избирателей, которая еще ждет идеи, способной противостоять крайним политическим ориентациям — коммунизму и капитализму.

    В целом спектр идеологических устремлений в России очень раздроблен, подвижен. Его неустойчивость объясняется существованием довольно значительных маргинальных групп. Напомним, маргиналы — это те, кто в силу разных обстоятельств утратил связи со своей прежней социальной средой, а в новую еще не вписался. К маргиналам относятся сельские жители, приехавшие в город и не нашедшие работы; военные, уволенные в запас, но не имеющие возможности устроиться по специальности, близкой к военной и т.п. Естественно, что маргинальные слои активно поддерживают те политические силы, которые обещают решить в первую очередь их материальные проблемы.

    Несмотря на обилие идеологических течений в настоящее время, доминирующее положение в политико-идеологическом пространстве       занимают три идеологических течения: коммунистическое (КПРФ), национально-патриотическое и либерально-демократическое (ЛДПР).

    В то же время в коммунистической идеологии  явно ощущаются две тенденции. Одна из них выражает стремление к либерализации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией. Это находит свое выражение в признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении  норм правовой государственности и т.д. Наряду с ней существует и фундаменталистское течение, опирающееся на хорошо известные политические ценности и цели и исключающее саму возможность развития в стране отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-экономические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протеста.

    Всплеск активности национально-патриотических идеологий, поставивших в центр  своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания российского народа и особенно «кризисом национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации»8. По своему идейному и политическому содержанию — это самое противоречивое и разнообразное течение, собирающее под свои знамена как приверженцев самобытности России и ее культуры, ратующих за их обогащение и развитие в процессе равноправного диалога с иными культурами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно настроенных к представителям других национальных групп.

    Либерально-демократическая  идеология, придерживаясь своих основополагающих ценностей, представлена в виде трех относительно самостоятельных идейных тенденций. Так называемый радикальный либерализм настаивает на последовательном уменьшении регулирующей роли государства и поощрении стихийных процессов, видит главную задачу в осуществлении макроэкономических реформ и всемерной адаптации западного опыта, выступает против авторитаризма, но, тем не менее, допускает возможность преодоления сопротивления архаичных социальных структур насильственными мерами. В противоположность такой постановке задачи консервативный либерализм, испытывая страх перед сопротивлением традиционалистски настроенных слоев, ратует за максимальную ориентацию на сложившиеся хозяйственные связи, большую роль государства в осуществлении намеченных — и главное реальных — преобразований, предполагает учет массовых ценностей и избирательное отношение к западному опыту, достижение большего психологического комфорта для населения при проведении реформ.

    Третья  версия либерализма — это социал-либерализм. По своим установкам он достаточно близок к социал-демократической идеологии. Главной ценностью в нем выступает свобода, понимаемая не только в духе классического либерализма как независимость от государства и других людей, но и как установление примерно равных для всех стартовых возможностей. Это предполагает позитивное отношение к государственным программам в области образования, здравоохранения и социального обеспечения, признание важности принципов социальной справедливости, ценности труда и т.д.

    Одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки в обществах с переходными общественными отношениями является выработка государственной идеологией. Выработка государственной идеологии обеспечивает объединение государства и общества, целостность всей социальной системы.

    В свою очередь, условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который  отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера  общественного строя и будущих  перспектив развития, так и снял бы остроту противоречий между «верхами»  и «низами», управляющими и управляемыми. Здесь особая роль принадлежит позиции властей, их способности выражать интересы граждан и сохранять перед ними свои обязательства.

    Существенной  предпосылкой выработки ценностей  государственной идеологии служит сохранение духовного плюрализма, возможности различных групп излагать собственное мнение относительно общественных целей и программы действий. Однако опыт свидетельствует о том, что труднее всего достигается стремление властей руководствоваться узкогрупповыми идеями, которые жестко и односторонне навязываются населению. Сложная ситуация в обществе складывается и тогда, когда прокламируемые идеалы подменяют ролевые, поведенческие цели и задачи граждан или ведут к преобладанию веры над рациональным и прагматическим отношением к действительности.

    Еще одним условием эффективной выработки  государственной идеологии является сохранение исторической преемственности поколений, внимательный учет национальных, исторических и географических особенностей страны, обеспечение атмосферы открытого диалога между странами и цивилизациями, преодолевающего — что особенно важно для России — предрассудки и недоверие, как к западноевропейскому опыту, так и к нормам и традициям восточного типа.

    Таким образом, идеология является необходимым  и важным элементом общественно-политической жизни современного государства. Она  представлена широким спектром различных  разновидностей систем идей и форм выражения их содержания. Политические идеологии фактически образуют идейное  ядро любых систем ценностей и  программ их реализации. 
 

    2. Международные общественные организации.

    В современных международных отношениях международным организациям отводится   значительная  роль.    Начиная   с   19   века,   стремление   к интернационализации многих  сторон  жизни  общества   вызвало  необходимость создания  новой  формы  международного  сотрудничества.   Новым   этапом   в развитии  мирового  сообщества  явилось  учреждение   первых   международных универсальных организаций -  Всемирного  телеграфного  союза в 1865г.  и Всемирного почтового союза в 1874г.  В настоящее время насчитывается  более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой  статус.   Это позволяет говорить о системе  международных  организаций,   центром  которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

    Международные организации — объединения межгосударственного  или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для  достижения определенных целей. Не каждая международная организация имеет  свой устав (например, ООН уставом  обладает, а ОБСЕ, в силу специфики  деятельности, нет). Международные организации  делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и  международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

    Международная межправительственная организация (ММПО) – объединение государств, учрежденное на  основе  договора  для  достижения  общих  целей, имеющее  постоянные  органы  и  действующее  в  общих  интересов  государств - членов при уважении их суверенитета. ММПО можно классифицировать: а)  по  предмету  деятельности  -  политические,  экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.; б) по кругу участников - универсальные (т.е. для всех государств - ООН) и региональные (Организация Африканского Единства); в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые; г) по  сфере  деятельности  -  с  общей  (ООН)  или  специальной компетенцией (ВПС); д)  по  целям  и  принципам  деятельности  -  правомерные   или противоправные; е) по количеству членов - всемирные (ООН) или групповые (ВОЗ). Признаки ММПО:

1.Членство не  менее 3-х государств;

2.Постоянные  органы и штаб-квартира;

3.Наличие учредительного  договора;

4.Уважение суверенитета  членов-государств;

5.Невмешательство  во внутренние дела;

6.Установленный  порядок принятия решений.

    Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать  общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. Территория деятельности МНПО определяется Уставом организации. Законодательство не каждой страны позволяет создание международных организаций в прямом понимании сущности международной организации. В Латвии, например, согласно закону об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе.

    Международная неправительственная организация  соответствует следующим общепринятым критериям:1) цели организации — международного значения; 2) деятельность по достижению установленных целей — международного значения; 3) государство регистрации выбирается учредителями организации, и учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства регистрации; 4) членами (участниками) организации являются субъекты как минимум двух государств, либо результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

    МНПО  бывают: а) политическими,  идеологическими,  социально-экономическими, профсоюзными; б) женские организации, по охране семьи и детства; в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские; г) в области печати, кино, радио, телевидения и др. В качестве примера можно привести Ассоциацию международного  права, Лигу обществ Красного Креста.

    К основным международным организациям можно отнести:

а) Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) — международная региональная организация. АТЭС — крупнейшее экономическое объединение стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества. Включает Канаду, США, Мексику, Чили, Перу, Новую Зеландию, Австралию, Папуа – Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Вьетнам, Республику Корея, КНР, Японию и Россию. 9

Информация о работе Международные общественные организации.Сложность утверждения в России плюрализма идеологий