Международная политика. Международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:31, реферат

Описание работы

Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.

Содержание

Введение....………………………………………………………………………….....3
1. Понятие «международные отношения» .……………………………………......4
2. Современный мировой порядок ……………………………………………….…8
3.Геополитика…..……………………………………………………………….…....11 Заключение…………………………………………………………………………………………………….…..18
Литература………………………………………………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

politologia рефкрат.docx

— 40.12 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра философии,

истории и политологии

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Международная политика. Международные отношения»

 

 

 

 

 Выполнила:

           студентка 12 гр. ФЭФ

                   Кундиловская Н.В.

 

Проверил:

  к.н.с., доцент Яценко Н.А.

 

 

 

 

Одесса  2012

Содержание 
 
Введение....………………………………………………………………………….....3 
1. Понятие «международные отношения» .……………………………………......4 
2. Современный мировой порядок ……………………………………………….…8 
3.Геополитика…..……………………………………………………………….…....11 
     Заключение…………………………………………………………………………………………………….…..18

     Литература………………………………………………………………………………………………………….20

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Немаловажное  место в мире политического занимает сфера международных отношений  или система отношений между  различными государствами, составляющими  в наши дни в совокупности мировое  сообщество. Часто эта сфера рассматривается  как самостоятельный раздел политологии. В целом проблемы мирового сообщества и международных отношений составляют предмет исследования нескольких научных  дисциплин: истории, правоведения, истории  дипломатии, социологии, философии.

Понимание политики как сложного и многогранного  явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном            уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется  взаимодействием и противоборством  различных интересов и сил, как  внутри  той  или иной страны, так  и на международной арене. Поэтому  важными составляющими предмета политологии выступает международная  политика, ее природа, закономерности функционирования развития.

Исследование  политики на международном  уровне  имеет  свои            особенности. Эти особенности связаны  с характером  международных            отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет  монополию на политическую власть, на всю политику в данном обществе, то на  международной  арене единого  центра мировой политики нет,   там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие «международные отношения».

 Государство — субъект политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельно взятой страны, но и как носитель государственного суверенитета на международное арене, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами.

Политология призвана проанализировать основные параметры  и критерии определения международных  отношений как единой системы  со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими  и функциями.

Система международных отношений — это  совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения.

Главными  объектами международных отношений  являются, прежде всего, суверенные национальные государства. Именно государство имеет  реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в  качестве субъекта отношений с другими  государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять  войну и заключать мир и  т.д.

Немаловажное  место занимают также группы государств, всемирные и региональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), Организация  Американских государств (ОАГ), Организация  стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация "Исламская конференция" (ОИК) и др. Следует отметить, что  число таких организаций постоянно  растет, а функции существующих организаций  расширяются.

Важную  роль играют международные организации  в решении проблем сырья и  энергетики (например, ОПЕК). Особое место  занимает Международное агентство  ООН по атомной энергии (МАГАТЭ), призванное предотвратить распространение  ядерного оружия и сохранить развитие атомной энергии в мирных целях. В последнее время активными  элементами международных отношений  становятся транснациональные корпорации, оказывающие все возрастающее влияние  на характер функционирования и тенденции  развития международных отношений. Любая международная система  базируется на органическом сочетании  военной, экономической, политической и идеологической властей различных  стран и народов. Поэтому эта  проблема охватывает большой круг вопросов, таких, как экономические, дипломатические, политические, военные, культурные и  другие отношений между государствами  или группами государств.

Система международных отношений включает также и отношения между различными народами. Например, взаимодействия культур  не всегда носят институционализированный характер и не всегда поддаются государственному регулированию. Вместе с тем, очевидно, что на международные экономические  и политические отношения определенное влияние могут оказывать национальные общности или национальные диаспоры, обосновавшиеся за пределами своей  исторической родины.

Содержание  и предназначение системы международных  отношений состоит в том, чтобы  найти пути и способы разрешения конфликтов между государствами  и странами, возникающих, прежде всего, в результате столкновения их реальных и нередко превратно понятых  национальных интересов. Главные составляющие этой системы — конфликт и консенсус, которые, то сменяя, то пронизывая друг друга, обеспечивают жизнеспособность и функционирование мирового сообщества. Интенсивность конфликтов, крайним  выражением которых является война, и устойчивость компромисса зависят  от конкретной ситуации в мире, которая  создает собственный расклад  социальных и политических сил, экономических, военнополитических и иных факторов, собственную систему детерминаций и соответственно собственный веер возможных направлений развития.

Каждое  суверенное государство как субъект  международных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая  определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения  суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю  политику фокусируются в концепции  национального интереса. Реальные, объективные национальные или государственные  интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип  невмешательства во внутренние дела и т.д., составляют главный движущий фактор внешнеполитической деятельности государств и реализации международных  отношений. 

Столкновение  реальных интересов порождает реальные конфликты, но на международной арене  реальные конфликты могут быть вызваны  и ложно понятыми, и превратно  сформулированными национальными  интересами или соображениями национальной безопасности.

Таким образом, главной детерминирующей силой  внешнеполитической деятельности является национальный или государственный  интерес.

Среди приоритетных целей государства на международной  арене первое место занимает обеспечение  безопасности страны или национальной безопасности. Национальная безопасность - это одновременно и аналитическая  концепция, и особая сфера исследований. В первом случае речь идет о способности  того или иного национального  государства защищать и отстаивать свои внутренние ценности от внешних  угроз, принимая меры по предотвращению непосредственных угроз физическому  единству национального общества, косвенных, долгосрочных и случайных непредсказуемых  угроз, а также угроз самому образу жизни. Область исследования национальной безопасности охватывает средства, формы  и методы, с помощью которых  национальные государства планируют, принимают и оценивают решения  и политические курсы. Национальная безопасность неразрывно связана с  национальным интересом.

Нация обеспечивает свою безопасность, когда она не жертвует своими законными интересами для избежания войны и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью  войны. Государство располагает  разными средствами воздействия  на другие субъекты международной системы, каждый из которых может использовать собственные пути и средства реализации своих целей. Одним из самых очевидных  средств является применение или  угроза применения насилия.

В течение  последних примерно трех столетий западная система государств продемонстрировала свою эффективность в обеспечении  независимого существования национальных государств. Она была достаточно

гибка, позволяя реализовывать устремления к  национальной независимости. Но достигалось  это ценой множества войн, включая  и всеобщие (например, первая и вторая мировые войны, в которые оказались  вовлечены почти все страны мира).

В современных  условиях главные цели мирового сообщества — сохранение и обеспечение международной  безопасности, создание условий, исключающих  нарушение всеобщего мира или  возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме. Основные принципы поддержания  мира и международной безопасности сформулированы в Уставе и других документах ООН. Эти принципы предусматривают, в частности, принятие коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, подавление актов агрессии, неприменение насилия при разрешении международных споров и т. д. В  соответствии с Уставом ООЙ главная  ответственность за поддержание  мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН. Большое значение с рассматриваемой  точки зрения имело принятие между  народным сообществом определения  агрессии.

Главным средством предотвращения войн, агрессии и разного рода конфликтов между  государствами является внешняя  политика суверенных государств. Она  призвана регулировать отношения каждого  отдельного государства с другими  государствами и народами на основе соответствующих принципов, методов  и механизмов. Наиболее распространенным и общепринятым из этих механизмов является дипломатия.

Дипломатия  восходит к древнейшей истории человечества, хотя первые постоянные миссии стали  учреждаться с конца XV в. Задача дипломатической  практики — обеспечить представителям государства условия для вступления в регулярные дискуссии и переговоры с представителями других стран. Дипломатия представляет собой совокупность практических мероприятий, приемов  и методов невоенного характера, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Ее осуществление входит в  задачу глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических  представительств за рубежом и т.д. Само понятие "дипломатия" связано  с искусством ведения переговоров  и поисков взаимоприемлемых решений  в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления межгосударственного  и международного сотрудничества. Дипломатические  отношения составляют основную форму  официальных отношений между  государствами.

Главная функция дипломатических представительств состоит в информировании своего правительства о положении и  событиях в стране пребывания, а  также информировании правительства  страны пребывания о политике представляемого  дипломатическим представительством государства. В наиболее очевидной форме сотрудничество между государствами проявляется в двух- и многосторонних договорах и союзах. Союзы представляют собой формальные или неформальные договоренности между государствами по вопросу сотрудничества или взаимопомощи в военной, экономической или политической сферах. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. В современном мире большинство важных договоров — это, как правило, торговые соглашения и взаимные соглашения о безопасности между различными странами.

 

 

2. Современный мировой порядок

Нововведения  в сфере транспорта способны в  огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство  может распространять свое военное  и политическое влияние. Наиболее революционными нововведениями в истории человечества можно считать породистых лошадей, парусные корабли, железную дорогу, пароход  и двигатель внутреннего сгорания.

Развитие  мореплавания и расширение морских  коммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив

им преимущества над континентальными, или сухопутными  державами. Существенные коррективы были внесены с началом промышленной революции и развитием сухопутных коммуникаций, особенно железнодорожного транспорта в XIX в., то давало возможность  освоить огромные, ранее зачастую недоступные континентальные пространства. Именно железнодорожный транспорт  в значительной степени способствовал  возникновению таких сухопутных империй, как Германия, США, Россия. Покорив земные пространства и покрыв земной шар морскими, железными, автомобильными дорогами, люди устремились ввысь  — началось освоение воздушного, а  затем и космического пространства. Появление и развитие авиации  внесло существенные коррективы в геополитическую  структуру мирового сообщества.

Став  эффективным средством преодоления  физических препятствий — гор, морей, океанов и т.д., — авиация в  военно-политическом плане во многом размыла, если не стерла, линию разграничения  между морскими и сухопутными  державами. Например, Великобритания в  значительной мере потеряла свои преимущества островной державы, отгороженной от возможных вторжений со стороны  континентальных держав Ла-Маншем.

Информация о работе Международная политика. Международные отношения