Политология
определенным образом связана
с философией. Общефилософские
методы исследования явлений
и процессов используются
в политологии. Существует давнишняя
связь политологии с философией,
чьей составной частью она,
наряду с другими областями
знаний, была в условиях Античного
мира. Дифференциация философии
привела к вычленению из
нее других наук и в связи
с этим к изменению предмета
ее исследования. Не подменяя
эти науки, в том числе и
политологию, она становится их
методологией, дает мировоззренческое
обоснование направленности
политических явлений и процессов.
Политическая философия представляет
собой одну из поддисциплин, анализирующую
философские основания политики. В определенном
смысле можно утверждать, что политическая
философия является составной частью
политической действительности, так как
любой политический режим нуждается в
философском оправдании своего существования.
Вариантов такого оправдания, объяснения
множество, что находит отражение в различных
идейно-политических течениях - либерализме,
консерватизме, марксизме, социал-демократизме
и так далее. В отличие от философа,
который познает природу явлений и вещей
в целом, политический философ останавливает
свое внимание на сущности природы политического
мира: добро или зло. Справедливость или
несправедливость, совершенность или
несовершенность, сохранение или изменение,
одобрение или осуждение и так далее –
в политике.
Суть
политической философии можно
разъяснить на следующем примере.
В ставшем знаменитым Гетисбергском
обращении президент США во время гражданской
войны А.Линкольн говорил о “правлении
народа, для народа и осуществляемым народом”.
Многие ученые и политики признают данное
высказывание в качестве определения
демократии. Но философ смотрит на это
несколько иначе, он должен вникнуть в
суть высказывания и дать ответы на следующие
вопросы: для чего нужно правление, осуществляемое
народом? Чем оно должно править? Каким
образом люди могут править сами собой?
Политология
тесно взаимодействует с социальной
психологией, так как при анализе
политической ситуации учитывает
психологический настрой масс,
принимает во внимание мотивы
поступков как отдельных личностей, так
и общественных групп. Политическая психология
рассматривает роль установок, ориентаций,
убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий
в политическом поведении людей. Основателем
политической психологии считается Г.Ласуэлл,
который в 1930 году опубликовал книгу “Психология
и политика”, а в 1950 году в соавторстве
с А.Капланом – “Власть и общество”. Политология
должна учитывать исторические традиции,
связь времен. «Прошедшее нужно знать
не потому, - отмечал В.О.Ключевский, - что
оно прошло, а потому, что, уходя, не умело
убрать своих последствий».
Политология
пользуется также данными естественных
наук: географии, антропологии, демографии
и другие.
Предметом
антропологии являются институты
управления и их практические
функции у этнических сообществ, в особенности
в развивающихся и примитивных обществах.
В поле ее интереса – связи политического
поведения с более широкой культурой
группы, коллектива, сообщества. Политическая
антропология на Западе занимается большей
частью незападными обществами. Политико-антропологические
исследования позволяют сравнить разнообразные
политические системы и выявить этнические
факторы в политическом поведении людей.
Политическая
география изучает зависимость
политических процессов от их
пространственного положения,
обусловленность политики размерами,
экономико-географическими, климатическими
и другими природными факторами
(близостью к океану, гористой
или равниной местностью, наличием
природных ископаемых и так
далее).
Политология
использует кибернетику, при помощи
которой она моделирует политические
системы, выявляет наиболее целесообразные
варианты государственного устройства,
соотношения центральной и местной
власти и так далее.
Политология
развивается в тесном взаимодействии
с другими гуманитарными науками.
Их всех объединяет общий объект
исследования – жизнь общества
во всем многообразии ее конкретных
проявлений. У них много общих
категорий. Но, конечно, предмет
изучения существенно различен.
Основные
критерии и понятие
политологии
Общественная
жизнь представлена многочисленными
и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие
из них – экономическая, социальная,
политическая, духовная. Каждая из
этих сфер представляет собой
определенную систему со своим
типом организации и управления,
со своими законами развития
и традициями. Данные системы
изучаются соответствующими
общественными науками.
Предназначением
политической сферы (системы)
общества в отличие от экономической,
социальной и духовной, а также
всех других является организация
и осуществление государственного
управления обществом в целом
(от общегосударственного уровня
до самых мелких структур в
государственном управленческом
комплексе). Без политической системы
жизнь общества уподобилась бы
броуновскому движению, и оно
просто не способно было бы
существовать.
Политическая
система одна из наиболее крупных
и сложных. В ее рамках возникают и развиваются
ключевые политические процессы, принимаются
и реализуются важные для судеб общества
решения. Поэтому не удивительно, что эта
система привлекает в той или иной степени
внимание представителей различных общественных
наук, однако, специально и комплексно,
в составе всех слагаемых политической
системы ее изучает только одна наука
– ПОЛИТОЛОГИЯ.
Политология
(от греческих слов: politika – государственные
и общественные дела, искусство управлять
государством и logos – слово, учение) –
наука об управлении государством в самом
широком смысле, то есть наука о политической
системе общества. Это одна из самых древних
общественных наук и одновременно самая
молодая. Звучит парадоксально, но это
правда. Одной из самых ее следует считать
потому, что каждая из изучаемых тем (политическая
власть, политические лидеры, политическая
элита, политика, политический процесс
и другие) с древних времен интересовала
исследователей (Платон, Аристотель). В
достаточно далеком прошлом были научно
обобщены важные положения политологической
науки (в частности, о необходимости разделения
властей, о сущности и формах политического
лидерства и другом). Самой молодой из
фундаментальных общественных наук ее
следует рассматривать в связи с тем, что
как целостное, системное учение она возникла
лишь в начале нашего столетия. Почему
так произошло? Причины есть. Правы те,
кто утверждает, что каждая наука появляется
лишь тогда, когда в ее существовании заинтересовано
общество. Речь идет о востребованности
науки. Например, в нашей стране вплоть
до современных демократических перемен
она была просто не нужна, а могла оказать
не лучшую «услугу» господствующему политическому
режиму. Будучи наукой о политической
системе общества, политология в СССР
поставила бы много не желательных вопросов,
о том, чего нет: о разделении властей,
о многопартийности, о гражданском обществе,
об альтернативных выборах и другом.
Политология
становится по-настоящему востребованной
наукой лишь в демократическом
обществе. Она является наукой, адекватной
демократическим политическим
системам, поскольку способствует
их дальнейшему развитию и
совершенствованию. Поэтому очевидно,
что политология как целостная,
независимая академическая наука
могла появиться лишь в
начале нашего столетия.
Рассмотрим
конкретно, что же представляет
собой политология как наука?
Во введении мы начали рассмотрение
этого вопроса с уяснения
этимологии этого слова и
выяснили, что этимологически термин
политология переводится с древнегреческого
на русский язык как наука
о политической системе общества.
Однако
этимологический подход – это
слишком обобщенный подход. Этимологическое
содержание того или иного
термина лишь обозначает объект
исследования, указывает на ту
область, в которой он находится,
но не выявляет специфических
особенностей данного объекта.
Поэтому, чтобы разобраться в
том, что же представляет
собой политология как наука,
прежде всего необходимо более четко
установить объект и предмет изучения
политологии. В качестве объекта той или
иной науки всегда выступает определенная
область реальной действительности. В
то время как предмет любой науки является
результатом исследовательских действий,
в процессе которых ученые выделяют те
или иные стороны и закономерности развития
и функционирования изучаемого объекта
и которые являются специфическими для
данной науки.
В
среде политологов принято
считать, что объектом политологии
является вся совокупность
свойств, связей и отношений
общественной жизни, которые носят
название политических. Иначе говоря,
объектом политологии является
политическая сфера общественной
жизни. Что же включается в
эту сферу?
Во-первых,
политическая сфера общественной
жизни – это сфера государственно-организованных
связей, взаимодействий и отношений.
Большинством людей политика
всегда рассматривается как непосредственное
активное участие человека в делах
государства. Начиная с периода раннеклассовых
обществ, государство как форма социальной
организации являлось самым распространенным
и непосредственно наблюдаемым явлением
политической жизни. Именно поэтому
исторически первым сформировалось представление
о том, предметом политической науки
является изучение государства. Слово
политика производно от греческого politika
– полис – город-государство. Отсюда вполне
логично, что одно из первых произведений,
посвященных осмыслению политики, был
трактат Аристотеля “Ta politika” – “то, что
относится к государству”. При этом из
содержания произведения следовало, что
полис рассматривается Аристотелем не
просто как географическое, национально-государственное
образование, а прежде всего как пространственное
поле гражданской активности.
Во-вторых,
главными направлениями в исследовании
государства было решение вопроса
о наилучшей форме государственного
устройства: деспотии, демократии, олигархии
и так далее. И уже тогда,
в древние времена, стало
ясно, что важнейшим вопросом
политической жизни является
вопрос о власти, составляющая
стержень мира политического
и обладающая особыми характеристиками.
Задача политологии состоит
в том, чтобы анализировать
не только юридически – правовые
аспекты ее деятельности, что
составляет предмет государствоведческой
и правоведческой дисциплин, но
также государство и властные
отношения как институты политической
системы общества, имеющей главной
целью реализацию всеобщего
интереса. В связи с этим предмет
политологии осмысливается как
изучение политической власти, ее
сущности и структуры, механизмов
распределения и осуществления
этой власти в государстве,
способность власти обеспечивать
себе поддержку со стороны
большинства членов общества,
контроль над политической властью
со стороны общества.
В-третьих,
длительное время в трактовке
общественной жизни, в том числе
и политике, мыслители исходили
из методологии робинзонады. Они
объясняли политическую жизнь
как взаимодействие элементарных
частиц индивидов, участвующих
в политических отношениях и
процессах, эгоистические интересы
которых создают политические
отношения. (Вообще человек как
общественное существо в своем
индивидуальном, групповом, национально-историческом,
социокультурном, общечеловеческом
бытии служит предметом различных
обществоведческих дисциплин, но
как центральный субъект политической
жизни он не мог оставаться
вне поля зрения и политологии).
Позднее, уже в 19 веке, изучая
внутренние механизмы деятельности
государства, исследователи обнаружили,
что основными субъектами политических
связей, взаимодействий и отношений
являются не изолированные
индивиды, а индивиды объединенные
в социальные общности: социальные группы,
сословия, классы, нации, касты. Каждая
социальная общность имеет свои социальные
интересы. Социальные интересы – это реальные
жизненные стремления людей, социальных
общностей, которыми они осознанно или
неосознанно руководствуются в своих
действиях и которые определяют их объективное
положение в обществе. В рамках этих общностей
происходит рациональный компромисс интересов,
на основе которых осуществляется разделение
власти в обществе.
В-четвертых,
в целях отстаивания своих
социальных интересов социальные
группы, классы создают свои политические
и общественные организации:
партии, профсоюзы, движения и
так далее. Эти организации
и объединения вырабатывают идеологические
системы, через пропаганду которых
формируют в определенном направлении
общественное мнение. Идеология
придает значимость институциональным
отношениям (отношениям между представителями
различных институтов общества)
между людьми, объясняет, обосновывает,
оправдывает или отвергает
политические реальности в конкретных
общественно-исторических условиях.
Фактически политика представляет
собой арену столкновения различных
идеологических систем, идейно-политических
течений, или, иначе говоря, мир
политического имеет идеологическое
(идейно-политическое) измерение. Изучение
деятельности политических организаций
и так называемых “групп интересов”,
“групп давления”, а также
идеологических учений является
также важной составной частью
политологии. Естественно, исходя
из этого, что политологический
анализ не может обойти вопрос
о соотношении политики и
идеологии, не может не касаться
важнейших идейно-политических течений,
их истории, влияния на политику.