Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:17, реферат
Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической науке. Вместе с тем в советской науке государства и права в течение долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным.
Введение 3
1. Понятие системы в теории познания 4
2. Политическая система 7
3. Государство в политической системе 12
Список использованной литературы 17
Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, политическая организация общества дает преимущественно институционную характеристику политической системы.
Основным
содержанием понятия
Таким образом, сторонники более широкого понимания политической системы (Ф.М. Бурлацкий, И.П. Ильинский) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества.
Среди
авторов, разделяющих подобное представление
о содержании политической системы
и ее отношении с политической
организацией общества, имеются некоторые
расхождения во взглядах. Одни из них
политическую систему общества полностью
отождествляют с его
Вторая точка зрения (например, Н.Н. Разумовича) заключается в рассмотрении политической системы в качестве составной части политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как части политической организации общества.
Третья группа исследователей (Ю.А. Тихомиров, М.Н. Марченко) придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества.
Интересной представляется точка зрения ученых, которые выделяют четыре компонента политической системы: 1) институциональный (сюда входят: государство, партии, некоторые общественные движения); 2) нормативный (политические нормы); 3) функциональный (политический режим) 4) идеологический (политические представления).
Поддерживая такой подход к представлению состава политической системы, многие авторы выделяют следующие ее основные компоненты:
Политическая структура - совокупность политических организаций, институтов и отношений между людьми. Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками, среди которых: наличие общих целей для всех участников организации; ирерахичность построения отношений внутри организации; разграничение норм для руководителей и руководимых.
Политические и правовые нормы - принятые или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде Конституций, уставов, программ политических партий и т.д. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политическим институтом.
Политическая
деятельность - разнообразные виды
действий людей, направленные на обеспечение
функционирования, преобразование и
защиту системы осуществления
Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Политическая культура - это совокупность ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции политической деятельности и политических отношений3.
Многие из перечисленных выше компонентов имеют подсистемы, как, например, государство, что даже дало основание некоторым ученым выделить государство в теории управления как метасистему. Выделение подсистем можно продолжать до тех пор, пока не выявится неделимый компонент, т.е. простейший элемент. Таким простейшим элементом Чиркин В.Е. считает гражданина. Трудно согласиться с А. Н. Аверьяновым, который полагает, что неделимость элементов является относительной, так как каждый из них сам является системой, и в свою очередь состоит из элементов. Во всяком случае, в политической системе имеются простейшие, или первичные структурные единицы, которыми и являются граждане. Другое дело, что элементы системы можно в свою очередь исследовать с системных позиций.
Учитывая сказанное, можно дать следующее определение:
Политическая
система общества - это совокупность
взаимосвязанных
В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами.
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.
Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт.
Понятие
государства вызывает десятки, если
не сотни концептуальных ответов: от
"большой семьи" Конфуция и "справедливого
человеческого космоса" Платона
до современных дискуссий о
Долгое время в советской правовой науке все определения государства исходили из данного В.И. Лениным, как аппарата государственного насилия и принуждения для подавления одного класса другим. С отходом большинства юристов от марксистско-ленинской концепции познания, многие из них полностью отрицают роль классов в организации государства, определяя его как "единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом5. Другие ученые считают это бросанием в другую крайность и более осторожно определяют государство как организацию политической власти, необходимую для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы каждого общества6.
В отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Государство обстоятельно изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемента политической системы общества. Рассмотрение государства в этом ракурсе позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуемые им политические отношения и тем самым дает возможность более точно определить место и роль государства в политической системе общества.
В системе институтов властеотношений выделяется особое звено, которым выступает государство. Опыт показал, что для современного общества, руководствующегося принципами гуманизма и демократии, государство является наиболее удобной и приемлемой системой органов и институтов власти. Однако в некоторых случаях центральным институтом власти может быть церковь, партия, армия. Но в любом случае не существует политики без институтов власти, как центра интеграции, дифференциации, медиации. Без институтов, элиты возможны только самоуправление, для большого общества это равносильно анархии7.
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы.
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Идея участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.
В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы.
Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:
-
государство играет
- государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны. Государство, говоря словами Гегеля, есть действительность субстанциональной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть "в себе и для себя разумное". Это субстанциональное единство - абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членом государства. С этой точки зрения правовое государство призвано обеспечить условия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей. Оно, по сути дела, не что иное, как политическая организация гражданского общества:
-
государство располагает
-
государство располагает
-
государство обладает
Во-первых,
государство - это разновидность
социальной системы, т.е. органической,
целостной системы (метасистемы) со
своими составными частями (подсистемами).
К ним можно отнести, разумеется с немалой
степенью условности, социально ориентирующую
(сущность и классово-социальная природа
государства), функциональную (функции,
цели и содержание деятельности государства),
структурную (государственная организация
с такими ее элементами, как национально-государственное
устройство, административно-
Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества