Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, что бы на основе общетеоретических положений юридической науки и анализа существующей практики обосновать основные положения, определяющие функции и задачи местных представительных органов - маслихатов.
Для осуществления указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
- исследовать сущность и организацию деятельности местных представительных органов в механизме государственной власти Республики Казахстан;
- провести анализ деятельности местных представительных органов;
- выработать предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан.
Введение 3
Глава 1. Сущность и организация деятельности местных представительных органов РК 6
1.1. Сущность и значение местных представительных органов РК 6
1.2. Организация деятельности местных представительных органов РК 9
1.3. Структура и функции местных представительных органов РК 12
Глава 2. Анализ деятельности местных представительных органов РК на примере Актюбинской области 21
2.1. Современное состояние работы маслихата Актюбинской области 21
2.2. Современное состояние и анализ деятельности местных представительных органов Актюбинской области 23
2.3. Проблемы организации деятельности местных представительных органов Актюбинской области 28
Глава 3. Пути совершенствования деятельности и приоритетные направления в работе местных представительных органов Актюбинской области 31
3.1. Приоритетные направления деятельности местных представительных органов Актюбинской области 31
3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области 33
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Приложения
За счет средств местного бюджета введены в эксплуатацию объекты культуры и спорта.
Искусственное футбольное поле ОДЮСШ №2, теннисный центр с 4 закрытыми и 6 открытыми кортами, построены 2 спортивных комплекса, в т.ч. за счет собственных средств ТОО «СК «Олимпийские резервы» в г. Актобе и за счет областного бюджета в с. Уил Уилского области.
Открыт Дом Дружбы, областная научно-универсальная модельная библиотека и водно-зеленый бульвар в 12 микрорайоне г. Актобе. В сельских населенных пунктах области открыты 7 клубов и 8 библиотек.
Введены в эксплуатацию Центр временной изоляции и адаптации несовершеннолетних в г. Актобе, водно-спасательная станция на берегу Актюбинского моря, административное здание в г. Алга Алгинского и полигон по захоронению твердо-бытовых отходов в г. Шалкар Шалкарского области.
Фискальная политика в 2009 году была направлена на обеспечение стабильности экономики области и повышение уровня жизни населения.
По итогам 2009 года прогноз поступлений налогов и других платежей в местный бюджет выполнен на 106,1 % и составил 57,3 млрд. тенге.
Выполнению прогноза бюджетных платежей способствовало в основном стабильное развитие малого и среднего предпринимательства, ввод новых производственных объектов в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития и принятые эффективные меры по улучшению администрирования сбора налоговых платежей.
Расходная часть бюджета области за 2009 год исполнена на 99,5%.
Расходы бюджета области по сравнению с 2008 годом увеличены на 16,3% и составили 103,3 млрд. тенге. Из них основная доля расходов направлена на финансирование социальной сферы (58,2%), развитие транспортной инфраструктуры (7,8%) и жилищно-коммунального хозяйства (17,2%). (Приложение 3)
В области проведена определенная работа по внедрению новой системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированных на результат, в рамках которого разработан прогноз социально-экономического развития области на 2010-2014 годы и бюджетные параметры на трехлетний период. Утверждены стратегические планы местных администраторов бюджетных программ.
В соответствии с поручением Президента страны будет осуществлено 25%-ное повышение стипендий и зарплаты бюджетникам с апреля 2010 года.
2.3. Проблемы организации деятельности местных представительных органов Актюбинской области
Сегодняшняя казахстанская система государственного управления выстроена по иерархическому принципу. Каждый уровень управления подчинен вышестоящему уровню и не несет политической ответственности перед населением за свою деятельность. Политическая ответственность всецело лежит на центральных органах власти. Подобная система не дает местным руководителям, местным представительным органам необходимой мотивации для инициативной, полноценной работы по социально-экономическому развитию своих регионов. К тому же Казахстан до сих пор не имеет местного самоуправления, хотя оно провозглашено Конституцией Республики Казахстан 1995 года.
Неразделенность полномочий и функций между различными уровнями власти приводит к перекладыванию ответственности друг на друга и общей неэффективности работы государственного аппарата.
В 2002 году по поручению Президента РК Правительство разработало Концепцию разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. «Практическое осуществление этой Концепции, направленной, в том числе, и на расширение полномочий местного государственного управления, решение вопросов территориального развития, организации эффективного управления на нижних уровнях, требует пересмотра и перераспределения 2500 функций сверху донизу, что в свою очередь повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в 150 законов нашего государства». Но правительственная Концепция в основном направлена на систематизацию функций исполнительной власти, которая представлена до самого низшего звена государственного управления. В ней отсутствуют вопросы совершенствования государственного управления других ветвей власти, в частности, представительной.
Процесс обустройства государственной власти, в том числе и местного управления, начался в Республике Казахстан с приобретением независимости. В результате, к январю 2001 года в Казахстане возникла своя модель местного управления, которая основана на различении государственной власти как таковой и власти местного самоуправления. Маслихаты, как местные представительные органы, действуют в республике с 1994 года. Их объединение в 2001 году с местной администрацией под общим названием «местные органы государственного управления» вовсе не означало, что они занимаются одними и теми же местными вопросами государственного управления. В организационном отношении маслихаты и исполнительные органы отделены друг от друга. В то же время маслихаты фактически не являются органами местного самоуправления, в результате реформирования они стали государственными представительными органами. [20]
Интерес к этому институту народовластия очевиден и закономерен.
Наблюдается постепенный переход от состояния отчуждения народа от власти, гражданских потребностей и интересов к участию в них, в том числе через местные представительные органы - маслихаты. Социальная ценность формирования маслихатов состоит и в том, что граждане прямо, непосредственно могут участвовать в процессе становления местной власти.
Казахстан переживает переходный период, Демократические элементы в Казахстане все еще остаются преимущественно формальными. Торможение демократических процессов происходит во многом и по причине неразвитости представительных органов, которые должны способствовать раскрепощению инициативы граждан в участии в политических процессах, принятии решений. Без участия местных органов управления, и прежде всего представительных, невозможно дальнейшее развитие гражданских свобод, сохранение и укрепление политической стабильности и согласия в обществе.
К настоящему времени кардинальное реформирование структур государственной власти состоялось пока только в верхних ее эшелонах, хотя не менее остро стоит вопрос о реформировании местного управления и организации основ местного самоуправления. Эта проблема обостряется и в связи с тем, что ответственность за проблемы регионов все в большей мере возлагаются на сами регионы, а отсутствие законодательного регулирования, закрепления за местными представительными органами управления конкретных полномочий по руководству территориями сводит многие усилия на нет.
Что же касается местных представительных органов, то, по сравнению с исполнительными, изменения, вносимые в настоящее время в законодательство, их, практически, не касаются. Вместе с тем необходимо учесть, что основные тенденции в перестройке структуры местных государственных органов в настоящее время все больше определяют дальнейшую демократизацию общественных отношений, Сегодня в большей степени с этим связана именно деятельность маслихатов - местных представительных органов. Именно поэтому в настоящее время актуальным становится теоретическое исследование конституционно-правовых основ деятельности маслихатов - местных представительных органов Республики Казахстан, разработка предложений по совершенствованию их правового регулирования.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Приоритетные направления деятельности местных представительных органов Актюбинской области
Развитие событий ставит перед органами представительной власти, комплекс задач по усилению участия в процессах подготовки, принятия, продвижения и мониторинга выполнения важнейших решений в сферах государственного управления, социально-экономического развития, общественно-политического процесса.
Ежегодно на сессиях маслихата Актюбинской области в соответствии с предложениями исполнительных органов и депутатов областного маслихата утверждается план работы маслихата на год.
На основе предвыборных программ депутатов маслихата области разработаны приоритетные направления деятельности депутатского корпуса. Где определены меры, этапы, сроки их реализации. По приоритетным направлениям исполнительными органами разработаны планы мероприятия с указанием источников финансирования и исполнителями. Приоритетные направления программ депутатов маслихата области согласованы со Среднесрочным планом социально-экономического развития Актюбинской области.
Работа направлена на обеспечение дальнейшего развития области и повышение качества жизни каждого его жителя.
Областной маслихат обеспечивает выполнение программ социального и экономического развития области, исполнение на местах Конституции, Законов Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан. Маслихат непосредственно либо через постоянные комиссии контролирует на территории области исполнение акимом области, должностными лицами, предприятиями, организациями решений маслихата, принятых в пределах его компетенции.
Для реализации единой государственной политики в сфере местного государственного управления и государственной службы, повышения качества государственного управления необходимо усовершенствование системы управления, повышение качества организационного, правового, материально-технического, информационного обеспечения маслихата и его органов, оказании помощи депутатам в осуществлении их полномочий. Главной целью должно стать повышение эффективности и результативности работы аппарата для реализации государственной политики.
Аппарат областного маслихата в соответствии с возложенными на него задачами в установленном законодательством порядке осуществляет организационно-технические мероприятия по подготовке и проведению сессии маслихата, участвует в работе сессии маслихата, заседаниях постоянных комиссий и оказывает помощь депутатам в вопросах качественной подготовки проектов постановлений, заключений комиссий и решений маслихата, оформляет протоколы сессий, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» оформляет и представляет на государственную регистрацию в управление юстиции Актюбинской области решения маслихата, носящие нормативный правовой характер, обеспечивает организацию контроля за исполнением решений маслихата, готовит обращения и запросы в вышестоящие государственные органы управления, предприятия и организации различных форм собственности на подведомственной территории по вопросам относящимся к компетенции маслихата, готовит решения маслихата к публикации в средствах массовой информации, контролирует их публикацию, ведет делопроизводство и обработку корреспонденции, поступающей в маслихат, обеспечивает информационный обмен в соответствии с требованиями Закона РК «Об административных процедурах», координирует вопросы повышения квалификации государственных служащих аппарата маслихата и обучение депутатов маслихата.
Для реализации задач и осуществления, возложенных на него функций, аппарат областного маслихата в установленном законодательством порядке, запрашивает и получает от государственных органов и руководящих должностных лиц информацию, необходимую для реализации своих задач и функций, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3.2. Пути совершенствования деятельности местных представительных органов Актюбинской области
Одним из приоритетных направлений реформирования государственной системы в этом Послании указывалось развитие местных представительных органов, их усиление путем предоставления дополнительных контрольных полномочий.
Уже в сентябре того же года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев на открытии первой сессии Парламента Казахстана четвертого созыва повторно отметил необходимость реального усиления ревизионных комиссий маслихатов, а также укреплении Счетного комитета.
Стабильно повышается жизненный уровень населения, решаются социальные проблемы. Казахстанцы заинтересованы, чтобы этот поступательный процесс продолжался, а для этого нужна, прежде всего, политическая стабильность. Поэтому все реформы, в том числе и государственного управления, связанные с вопросами перераспределения властных полномочий, не должны нарушать сложившейся системы сдержек и противовесов, сохранять существующую стабильность, способствовать развитию институтов гражданского общества.
В условиях формирования правового государства в Казахстане одной из важнейших составляющих решения этой задачи является повышение эффективности работы местных представительных органов власти.
Сегодняшняя казахстанская система государственного управления выстроена по иерархическому принципу. Каждый уровень управления подчинен вышестоящему уровню и не несет политической ответственности перед населением за свою деятельность. Политическая ответственность всецело лежит на центральных органах власти. Подобная система не дает местным руководителям, местным представительным органам необходимой мотивации для инициативной, полноценной работы по социально-экономическому развитию своих регионов. К тому же Казахстан до сих пор не имеет местного самоуправления, хотя оно провозглашено Конституцией Республики Казахстан 1995 года.
Неразделенное полномочий и функций между различными уровнями власти приводит к перекладыванию ответственности друг на друга и общей неэффективности работы государственного аппарата.
В 2002 году по поручению Президента РК Правительство разработало Концепцию разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений. «Практическое осуществление этой Концепции, направленной, в том числе, и на расширение полномочий местного государственного управления, решение вопросов территориального развития, организации эффективного управления на нижних уровнях, требует пересмотра и перераспределения 2500 функций сверху донизу, что в свою очередь повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в 150 законов нашего государства». Но правительственная Концепция в основном направлена на систематизацию функций исполнительной власти, которая представлена до самого низшего звена государственного управления. В ней отсутствуют вопросы совершенствования государственного управления других ветвей власти, в частности, представительной.