Местное самоуправление и вопросы местного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 16:57, доклад

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.

Работа содержит 1 файл

Местное самоуправление и вопросы местного значения.docx

— 31.10 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства  РФ

ФГОУ  ВПО «Орловский государственный  аграрный университет»

    Кафедра «Правоведения» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Доклад  на тему: «Местное самоуправление и вопросы местного назначения» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила: студентка 1-го курса,

      гр. Б-102(3),

    Байдавлетова М. С 
     
     
     
     
     
     

Орел 2011

1. Понятие и система  местного самоуправления  в России

Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ  конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной  формой осуществления народом принадлежащей  ему власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном  уровне впервые закреплено существование  независимой от государства системы  власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов  местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное  самоуправление как признаваемую и  гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Приведенные выше формулировки позволяют сделать  вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления -- широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению  вопросов местного значения, преодоление  сложившейся в годы Советской  власти традиции решения всех без  исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного  осуществления своей воли и интересов.

Институт  местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская газета" от 25 декабря 1993 года;.

Следует отметить, что современная организация  местного самоуправления создается  в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и  уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась  идея решения населением многих задач  губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне -- волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в России, его система, принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы органов  местного самоуправления, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Существенный  вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его  сущности, организационных форм и  полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанный закон определил, прежде всего, систему  местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;:

территориальных пределов местного самоуправления, его  разновидностей;

механизма местного самоуправления;

основных  принципов местного самоуправления;

полномочий  органов и должностных лиц  местного самоуправления;

гарантий  осуществления местного самоуправления.

Принципиальным  положением Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления» является указание на то, что его система  базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных  образовании. Под муниципальными образованиями  Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление, имеется муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов  местного самоуправления. Ими могут  быть:

-- городские  и сельские поселения; 

-- части  указанных поселений (районы городов,  микрорайоны, 

кварталы, улицы и т. п.);

-- совокупности  поселений, объединяемых общей  территорией 

(районы, уезды, сельские округа -- волости, сельсоветы и т. д.).

Именно  эти перечисленные виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению  в решении многообразных вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных образованиях Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ . Серия 11. Право. 1996. - №2. - С. 59..

2. Принципы местного  самоуправления 

Принципы  местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт //Социс. 1997. - №1.- С. 115..

1. Самостоятельность  решения населением всех вопросов  местного значения.

В ст. 12 Конституции РФ гарантируется, что  местное самоуправление в пределах свих полномочий самостоятельно. Это  значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей  только им, свободны в осуществлении  своих полномочий и несут за это  ответственность. Никто не вправе вмешиваться  в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.

Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение также  в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.

Вместе  с тем самостоятельность местного самоуправления ограничивается лишь вопросами  собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, пере-

данных  органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное  обособление местного самоуправления  в системе управления обществом  & государством.

Конституция РФ впервые закрепила принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти (ст. 12). Это также означает, что  местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В  то же

время органы местного самоуправления могут  наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ) Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. - Саратов. - 1996. - С. 109..

Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой  и обособленной от деятельности государственных  органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной  власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие  организационных форм осуществления  местного самоуправления.

Как уже  отмечалось, установление общих принципов  организации местного самоуправления относится к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В самих  субъектах РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных традиций организационные основы и различные  формы осуществления местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Кроме  того, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность  полномочий местного самоуправления  материально-финансовым ресурсам.

Для осуществления  своих функций и полномочий местное  самоуправление должно иметь право  на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность  местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления//Журнал российского права № 4 - 2002 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 2000. - С. 183..

В Конституции  условия местного свое выражение:

-в признании  и равной правовой защите наряду  с другими формами собственности  муниципальной собственности (ст. 8):

-в праве  органов местного самоуправления  самостоятельно управлять муниципальной  собственностью (ч. 1 ст. 130) Федеральный  закон РФ от 28 августа 1995 г.  № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в РФ»//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;;

- в праве  органов местного самоуправления  самостоятельно формировать, утверждать  и исполнять местный бюджет, устанавливать  местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская газета" от 25 декабря 1993 года;.

При наделении  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им в СО РФ определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Информация о работе Местное самоуправление и вопросы местного назначения