Лоббизм в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:43, реферат

Описание работы

Лоббизм – слово со сложной судьбой. В 1553 году оно употребля-лось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетием позже так начали называть помещение для прогулок в палате общин в Англии. Но политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в Америке . Возможно, лоббизм вышел на авансцену жизни Ново¬го Света вместе с американской нацией, т.е. в последней трети XVII столетия.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 47.47 Кб (Скачать)

6. Он позволяет  расширить информационную организационную  базу принимаемых решений и  гораздо убедительнее обратить  внимание на определенные «кричащие»  проблемы. Лоббисты обеспечивают  органы власти потоком информации  по тому или иному вопросу,  который и выносится на парламентское  слушание, «информируют законодателей  о том, что происходит на  самом нижнем общественном уровне  и других уровнях» . Через лоббирование интересам различных групп и слоев придается острая злободневность, актуальность, социальная значимость. Властные структуры убеждаются в приоритетном оперативном и полном их удовлетворении. Лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов.

7.Лоббизм можно  рассматривать как инструмент  взаимодействия представительной  и исполнительной властей. Разделение  властей не противопоставляет  их друг другу, оно должно  иметь рабочий характер. Поэтому  «взаимопомощь министерских лоббистов  и депутатских комитетов –  на пользу делу, она лишена  корыстного интереса и вполне  укладывается в рамки нормальной  политической жизни».

8. Лоббизм можно  оценивать и как более широкое  средство достижения компромиссов, способ взаимного уравновешивания  и примирения между собой разнообразных  интересов. Общепризнано, что лоббистские  группы, отстаивающие порой диаметрально  противоположные интересы своих  хозяев, как это ни странно  на первый взгляд, способствуют  сохранению своего рода равновесия  раз¬личных сил и достижению консенсуса при принятии управленческих решений, ведь, в конце концов, стержень лоббизма - взаимовыгодное сотрудни-чество. 
 
 
 

 Минусы лоббизма 

1. Он может стать  инструментом приоритетного удовлетворения  иностран¬ных интересов в ущерб интересам отечественным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство.

2. Выступает иногда  проводником неправильного воздействия  (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о  его преступных видах, которые  подтачивают фундамент власти.

3. Может служить  фактором развития и защиты  ведомственности, местни¬чества, национализма etc, усиливать крайние формы удовлетворения специнсти¬тутов. Например, энергичная атака директоров спиртоводочных заводов на рос¬сийское правительство, в результате которой акциз на алкогольные напитки, лишь с 1994 года возросший на 90%, был снижен до прежнего уровня в 85%.

4. Таит в себе  немалую опасность «размывания»  народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент от¬дельных властных групп.

5. Мероприятия выступают  в определенных условиях в  форме проявления социальной  несправедливости. Как показывает  социальная практика некоторых  западных государств, результат  лоббизма большого бизнеса несравнимо  выше (главным образом, ввиду финансовых  возможностей), чем у других групп  и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся  постоянно, способна дестабилизиро¬вать обстановку, дисбалансировать интересы, способствовать повышению напряженности.

6. Зачастую блокируются  действительно нужные управленческие  решения, возникают препятствия  к удовлетворению общественно  ценных интересов, способст¬вующие осуществлению интересов чиновничьих.

7. Иногда существенно  мешает стабильной и оперативной  государственной политике, ибо может  быть направлен, например, на постоянное  перераспреде¬ление бюджета, «перетягивание одеяла на себя», на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении дру¬гой etc .

8. Лоббизм может  использоваться как инструмент  для обогащения отдель¬ных слоёв, элит, «лоббизм как таковой – существование мощных групп людей у власти, принимающих все возможные меры для перераспределения материальных ресурсов и благ в свою пользу» .

 Лоббизм, как  и всякое иное социальное средство, может быть употреблено либо  на благо всего общества, либо  в узкогрупповых интересах, все  зависит от социально-экономической  политики и культурного фона, от обстоятельств, которые могут  «наделить» лоббизм, как плюсами так и минусами.

 В связи с  тем, что лоббизм создает широкий  «набор» возможных последствий,  он нуждается в упорядоченном  юридическом оформлении. Общество  и государство должны совместно  участвовать в налаживании механизмов  трансформации негативного лоббирования  в позитивное, сводить к минимуму его вредные результаты и последствия.

 Для того чтобы  он приносил пользу всему обществу  в большей степени, необходимы  соответствующие условия: реальное  действие демократических институтов  и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество.

 Безусловно, лучше  создавать легальные формы лоббирования  с тем, чтобы их можно было  контролировать. Но абсолютного  контроля над данным явлением  установить невозможно. Лоббизм  многогранен, воплощается зачастую  в уникальных формах. В различных  странах, ввиду своеобразия демократического  строительства, существующих институтов  и норм, пытаются найти свои  пути в разрешении проблемы  упорядочения лоббистской деятельности.

 Так в США  в 1946 г. был принят специальный  закон о регулировании лоббизма, в котором установлено требование  о необходимости регистрации  всех профессиональных лоббистов.  Подробным образом описана процедура  регистрации лоббистов секретарем  сената и клерком палаты.

 Кроме того, лоббисты  обязаны представлять под присягой  подробные отчеты, в которых указываются  все средства, полученные и израсходованные  на указанные цели, а также  другие сведения. Взятки и откровенный  подкуп запрещены. 

 Вместе с тем,  практика реализации данного  закона свидетельствует, насколько  трудно бывает выработать и  оформлять однозначные принципы  и нормы, применимые к деятельности  большого числа неоднозначных  и разнохарактерных организаций.  Необходимо учитывать, что такой  закон будет работать лишь  в том случае, если существует  и функционирует специальный  контрольный орган, наделенный  широкими полномочиями и располагающий  достаточными средствами.

 Вот пример  из Германского опыта. Непосредственное  взаимодействие между группами  интересов и государственно-административными  органами там происходит, как  правило, в форме консультаций. Различные совещания, советы, комитеты  и комиссии действуют практически  при всех федеративных ведомствах. Большинство при министерстве  экономики и труда.

 Консультативные  органы при правительственных  учреждениях не обладают определенным  юридическим статусом, для создания  и упразднения не требуют какой-либо  унифицированной административной  процедуры, что делает их удобной  и практичной формой контактов  групп интересов с госаппаратом.

 В свою очередь  для правительства, министерств  и иных административных структур  значение этих групп определено  их организационной мощью и  обширными информационными ресурсами,  которыми они располагают. Использование  этого потенциала заметно облегчает  подготовку и практическое применение  законов и указов, существенно  повышая тем самым эффективность  административной деятельности.

 Связями в парламенте  не пренебрегают даже те группы, которые имеют налаженное взаимодействие  с системой исполнительных органов.  Заинтересованный союз нередко  «покупает» место для подходящего,  с его точки зрения, лица в  списке кандидатов в депутаты  бундестага или ландтага. Политические  партии со своей стороны охотнее  идут на то, чтобы «зарезервировать»  для групп интересов некоторое  число депутатских мест.

 Очевидное преимущество  заключается в том, что близость  союзов к важнейшим сферам  жизни общества, к реальным профессиональным, экономическим, социальным и иным  заботам своих членов, делает  эти организации желанными партнерами.

 Формы и методы  влияния групп интересов на  парламентские партии в немалой  степени зависят от того, насколько  близки очередные выборы. В канун  выборов особое значение приобретают  такие факторы, как размеры  финансовых средств союза. Поэтому  в частности в ассоциациях  немецких предпринимателей уже  давно практикуется создание  специальных отделов по делам  печати и работы с общественностью.  Огромную роль играют связи  с крупными журналами. По прошествии выборов определяющую роль в лоббистской деятельности вновь начинают играть такие рутинные методы как «накатанные» связи в среде министерской бюрократии, использование уникальной информации.

 Законодатели  в Германии исходят из того, что лоббизм как система организованного  оформления, выражения и представительства  определенных интересов через  правительственные институты, является  неотъемлемым и важнейшим элементом  жизни демократической страны  между гражданским обществом  и государством должен происходить  непрерывный и свободный коммуникационный  обмен. Без такого обмена большинство  граждан страны могут оказаться  в изоляции и отчуждении, лишиться  возможности оказывать сколько-нибудь  действенное влияние на процесс  выработки и принятия властных  решений, затрагивающих их жизненно  важные интересы. В свою очередь  органам государственной власти  угрожала бы потеря обратной  связи с обществом, утрата необходимой  способности корректировать свою  деятельность в соответствии  с динамикой социальных потребностей.

 В отличие от  США в Германии нет единого  федерального закона о лоббистской  деятельности. Эту деятельность  регулирует ряд правовых актов.  В 1972 г. был принят закон,  предусматривающий обязательную  публикацию в специальном издании  так называемого «лоббистского  списка» – перечня организаций  и их персональных представителей, желающих получить официальный  доступ к парламенту и федеральному  правительству. Наконец в соответствии  с «кодексом поведения члена  бундестага» каждый депутат обязан  регистрировать в специальных  документах данные о своем  прежнем участии или сотрудничестве  с союзами, а также своевременно  заявлять обо всех нынешних  соглашениях и контактах с  союзами, фирмами etс.

 Есть и другие  подходы к упорядочиванию лоббизма. Так в Австрии, Франции Голландии  пошли по пути создания соответствующей  структуры, специального института  – «социально-экономического совета»,  который, имея весьма четкий  юридический статус, исполняет роль  своеобразного лоббистского парламента. Он может выступать и в качестве  консультативного совещательного  органа, а может и обладать  правом решающего голоса в  законотворческом процессе. Но и  тут до эффективного урегулирования  еще далеко, ибо остаются без  ответа в частности следующие  вопросы. Какие группы должны  быть представлены в данном  органе и, иметь право голоса? Каким образом учитывать изменение  численности существующих в стране  лоббист-ских групп? 

 Однако в целом  зарубежная практика наглядно  свидетельствует, что существующие  способы оформления деятельности  лоббистских групп пока еще  не позволяют решить вопрос  о том, как эффективно контролировать  их, не налагая в то же время  излишних ограничений на общество, нуждающееся и активно стремящееся  к свободному развитию своего  потенциала.

 Что касается  общих тенденций лоббизма в  зарубежных государствах, различия  состоят главным образом в  том, насколько гласно осуществляется  лоббирование, насколько подконтрольно  оно закону и демократично, насколько  многообразны связи и каналы  давления и влияния. Здесь лоббизм более или менее однотипен, механизмы обеспечения принятия решений известны и просты, так как отрабатывались столетиями.

 Иное дело –  лоббизм в СССР и постсоветской  России, где социальная и экономическая  жизнь были скованы жестоким, дирек-тивно-идеологическим корсетом. Специфика советского и российского лоббизма обусловлена, прежде всего, предельной идеологизацией и бюрократизацией общества, своеобразием его соцструктуры и, соответственно, способов и каналов артикуляции групповых и корпоративных интересов различных социальных звеньев .

 Считается, что  лоббизм чаще всего осуществляется  в органах ис-полнитель¬ной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране зако¬нодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит че¬рез президентские указы и постановления правительства, которые играют доми¬нирующую роль в системе правового регулирования, и имеют прямое действие.

 Особо здесь  выделяется лоббирование в Администрации  Прези-дента. В прессе справедливо отмечается, что большие деньги оставляют себе коммерче¬ские структуры в результате умелого «подсовывания» под президентскую руку своих льготных указов». Как пример можно привести Указ Президента РФ от 6 декабря 1993 г. «Об обеспечении надежного газоснабжения потребителей России акционерным обществом «Газпром» в 1994-96 гг. в пп. 8,9 которого Президент даровал РАО «Газпром» освобождение от импортных таможенных пошлин на оборудование, материалы и товары для данной отрасли, освобождение от нало¬гообложения средств, зачисляемых в фонд стабилизации и развития РАО».

Информация о работе Лоббизм в политике