Минский
филиал государственного
образовательного учреждения
высшего профессионального
образования «Московский
государственный
университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)» |
Минский филиал МЭСИ
|
|
Индивидуальное
задание
по
дисциплине
«Политология»
|
Тема:
Лоббизм в палитике
|
|
|
|
|
|
Студент
|
Суша Денис Николаевич
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О., № зачетки |
|
подпись
|
|
Дата |
Руководитель
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. |
|
подпись
|
|
Дата |
|
|
|
|
Зарегистрировано
на
кафедре |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И.О. |
|
Подпись |
|
Дата |
Минск 2011
г. |
Лоббизм – слово
со сложной судьбой. В 1553 году оно
употребля-лось для указания на прогулочную
площадку в монастыре. Столетием позже
так начали называть помещение для прогулок
в палате общин в Англии. Но политический
оттенок это понятие приобрело только
2 века спустя в Америке . Возможно, лоббизм
вышел на авансцену жизни Ново¬го Света
вместе с американской нацией, т.е. в последней
трети XVII столетия. Так это или нет, не
доказано, но достоверно известно, что
тради¬ция лоббизма уходит корнями в годы
президентства У.С.Гранта (1869-1877), генерала,
снискавшего славу в гражданскую войну.
Вечерами 18-й американский президент и
его команда после дневных трудов от¬дыха¬ли
в вестибюле одной из гостиниц (англ. -
lobby – вестибюль, прихожая, кулуары). Там
министры, сенаторы встречались с разными
людьми, выслушивали их просьбы и давали
слово - зачастую небескорыстно, а за звонкую
монету – выполнить обещание.
Так термин
«лоббирование» стал обозначать
покупку голосов за деньги. Однако
в Англии подобная политика
долгое время считалась предосудительной.
Слово вошло в лексический
фонд лишь в XX веке, впоследствии
его заимствовали и другие
страны.
Само слово
«лоббизм» неоднозначно оценивается
общественным сознанием, ибо имеет
как легальный, так и теневой
смысл. Если говорить о втором
содержании, то, как правило, он
приобретает здесь сугубо отри¬цатель¬ное
значение, нередко синонимично понятиям
протекцио¬низм, подкуп, покупка голосов
в чьих-либо корыстных или узко партий¬ных
ин¬тересах.
Крайним выражением
негативного лоббирования могут
выступать незаконное давление
на представителей власти, взяточничество,
корруп¬ция. Отрицательное отношение
к лоббизму формируется именно вслед¬ствие
подобной практики «влияния» на управленческие
решения. Разуме¬ется, это лишь одна сторона,
показывающая не только силу и возможно¬сти
различных социальных структур, но и уязвимые,
слабые «места» вла¬сти.
В позитивном
смысле лоббизм характеризуется
как здоровое, жизнен¬но необходимое
явление, выступающее в качестве института
демократического процесса. Ведь лоббизм
как система разнообразных групповых
интересов – столь же неотъемлемый элемент
общества, как и наличие в нем этих разнообразных
групповых интересов, каждый из которых
настойчиво стремится привлечь к себе
внимание властей. Лоб-бизм в этом смысле
есть форма законного влияния «групп давления»
на управленческие решения государственных
органов в целях удовлетворе¬ния интересов
определенных социальных структур (организаций,
ассо¬циаций, территориальных образований,
слоев граждан etc).
Лоббизм весьма
жестко связан с политической
властью. Можно вывести закономерность
: его больше там, где власть более реальна;
это своего рода признак власти. Поэтому,
считать, что лоббизм – давление на власть,
на людей, принимающих решения, со стороны
разного рода группировок или так называемых
групп давления, – значит, не понимать
механизма и самой сути властвования.
Наиболее мощные «группы давления» и есть
фактическая власть не просто оказывающая
влияние, но контролирующая финансы, кадры,
прессу, процесс принятия решений etc. В
этом отличие от власти формальной – политических
институтов и policy makers в их традиционном
понимании – как лиц, принимающих решения,
лишь представляющих и озвучивающих (в
лучшем случае - олицетворяющих) власть,
совершающих формальные акты обсуждения,
согласования и визирования уже принятых
решений, обеспечения юридического закреп-ления,
легитимации решений фактической власти
.
Даже президенты,
формально зависящие от избирателей,
а не от кланов, нередко мало
что могут предпринять без
согласования своих намерений
с лидерами группировок, ставленниками
которых они, по сути являются.
Лишь в «переходных» обществах, где традиционные
группы давления уничтожены или ослаблены,
а новые еще не сложились, относительно
независима роль отдельной «самодостаточной»
личности: (вождя, диктатора), и ощутимо
влияние его харизмы.
Лоббизм, таким
образом, не просто артикуляция
(представление) интересов тех
или иных групп (социальных, политических,
экономических) в структурах власти,
а процесс приведения формальной
власти в соответствие с властью
фактической.
Конечно, лоббированием
своих интересов занято и множество
мелких либо маловлиятельных
групп. Однако давление разного
рода общественных организаций
и объединенных граждан на
власть, – к сожалению – «периферия»
лоббизма, а стержнем же его
является обеспечение принятия
решений в интересах ведущих
групп давления как структур
реальной власти, сформировавшихся
на базе крупнейших корпораций.
Лоббизм как
полноценный институт появляется
тогда, когда уже существуют
два необходимых условия.
1. Возникает большое
многообразие интересов в обществе
вследствие его социальной дифференцации
2. Расширяется доступ
к власти на основе политического
плюра-лизма, что характерно, прежде всего,
для демократических режимов. В связи
с тем, что власть объективно не в состоянии
удовлетворить одновременно и наиболее
полно все интересы, возникает проблема
очередности, приоритета их осуществления.
Отсюда следует закономерность стремления
различных групп и слоев общества воздействовать
на поведение государства в целях переориентации
политики в свою пользу, стимулировать
его принимать выгодные для них управленческие
решения.
Для того чтобы
процесс лоббирования пошел активно,
необходимо знать и умело использовать
наиболее применяемые в мировой
практике средства и методы
достижения целей. Например, в
США, где он широко используется,
выделяют следующие формы лоббистской
деятельности:
1.Выступление на
слушаниях в комитетах Конгресса
с изложением позиций заинтересованных
сторон
2.Составление проектов
законов и предложений для
внесения их на обсуждение
Парламента
3. Организация пропагандистских
компаний в пользу или против
готовящегося решения и кампании
«давления с мест» (потоки писем,
телеграмм, телефонных звонков
в адрес законодателей, личные
визиты влиятельных местных избирателей
к своим депутатам)
Для наиболее
эффективной реализации целей
лоббизма в США существуют
развитые материальные структуры.
Все крупные корпорации, предприятия,
союзы, профессиональные ассоциации,
общественные и различные специализи¬рованные
организации имеют в своем составе особые,
занимающиеся только лоббизмом, подразделения.
Они насчитывают до нескольких десятков,
а то и со¬тен человек, как правило, бывших
советников, сенаторов, чиновников, юристов.
Заинтересованные
группы, особенно монополии, активно
пользуются услу¬гами наемных лоббистов,
в роли которых чаще всего выступают влиятельные
юридические, пропагандистские и консультативные
фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец,
нередко создаются организации типа предприниматель¬ских,
профессиональных или общественных, по
членству и другим признакам, но це¬ликом
или полностью лоббистские по назначению.
Предприниматели
ставили своей целью формирование
политиче-ского лобби, которое, придя к
власти, в законодательных структурах
защищало бы свободу частной собственности
и торговли. В связи с этим здесь принимаются
стратегические и долгосрочные решения,
именно эти органы являются основной мишенью
для лоббистов.
Продавливание
интересов в области судопроизводства
тоже имеет место. По данным
прессы, лоббисты принимают самое
живое участие в слушания 60-70%
дел, которые рассматриваются
в Вер-ховном Суде США.
Условно тут
можно говорить и о лоббизме
в средствах массовой информа¬ции,
которые связаны с мощным воздействием
на сознание и поведение людей в сфере
политики обоснованиях считаются «четвертой
ветвью власти».
В зависимости от
того, в каком управленческом решении
достигаются цели лоббирования, оно может
подразделяться на правотворческое (через
акты при¬менения права) и правоинтерпретационное
(через акты толкования права). В за¬висимости
от характера интереса можно выделить
политическое, социальное, экономическое,
финансовое, правовое и другое лоббирование.
В зависимости от времени действия бывает
«одноразовый» и постоянный лоббизм. В
зависимости от уровня – классификация
на федеративном уровне (высшие органы
исполне¬ния власти и управления) и местные
(республиканские, краевые, областные
органы).
Ведомственный
лоббизм министерств, ведомств, государственных
комите¬тов, отраслевое «продавливание»
тех или иных интересов.
Регион лоббирование
воздействие на власть со стороны
представителей республик, краев,
областей, регионов крайнего севера,
Сибири, Урала, Дальнего Востока.
Иностранное лоббирование
– влияние зарубежных «групп
давле-ния» либо национальных общин на
те или иные органы с целью добиться определенных
решений. Так значительное место в структурах
американского общества зани¬мает национальные
лобби – еврейское, польское, арабское.
Все они в силу своих возможностей пытаются
«толкать» интересы национальных общин
и стран, выходу которых являются.
Плюсы лоббизма
1. Влияя на управленческие
решения, лоббизм заставляет «дер-жаться
в форме» органы государственной власти
и управления, в определенном смысле конкурирует,
соревнуется с ними, придает им большую
динамику и гибкость. В условиях разделения
властей каждая из ветвей власти может
использовать то или иное лобби в своих
инте-ресах.
2. Лоббизм выступает
инструментом самоорганизации гражданского
обще¬ства, с помощью которого мобилизируется
общественная поддержка или оппо¬зиция
какому-либо законопроекту, оказывается
влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации
своего рода соперник бюрократии, учитывая
также, что государ¬ство в условиях становления
рыночных отношений все больше и больше
остав¬ляет многие из своих позиций в
сфере защиты интересов различных социальных
групп и слоев. Этот вакуум должен быть
заполнен соответствующими структу¬рами
гражданского общества.
3. Лоббизм создает
возможности для обеспечения
интересов меньшинства, ибо выступает
в качестве специфической формы
проявления политического плюрализма.
«При детальном изучении власти
в американском обществе в
цен¬тре внимания оказывается не большинство,
а меньшинство – лобби, группы давления,
группы представляющие региональные интересы,
руководители кор¬пораций и профсоюзов,
главы комиссий, проводящих парламентские
расследо-вания» .
4. Лоббизм воплощает
собой принцип свободы социальных
негосударственных структур. С помощью
лоббирования они сами стараются
решать свои проблемы, обладая
определенным выбором путей и
средств подобного решения.
5. Это средство
применяется как своеобразное
социально-политическое стимулирование,
направленное на ускорение претворения
в жизнь тех или иных целей.
При таком подходе лоббизм
выступает как способ активизации
каких-либо процессов и явлений.