Лоббизм в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 01:43, реферат

Описание работы

Лоббизм – слово со сложной судьбой. В 1553 году оно употребля-лось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетием позже так начали называть помещение для прогулок в палате общин в Англии. Но политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в Америке . Возможно, лоббизм вышел на авансцену жизни Ново¬го Света вместе с американской нацией, т.е. в последней трети XVII столетия.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 47.47 Кб (Скачать)
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский  государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 
 
Индивидуальное  задание

по  дисциплине

«Политология»

Тема: Лоббизм в палитике  
 
 
 
 
 
 
Студент 
  Суша Денис Николаевич             
    Ф.И.О., № зачетки   подпись   Дата
Руководитель           
    Ф.И.О.   подпись   Дата
       
Зарегистрировано 

на  кафедре

             
    Ф.И.О.   Подпись   Дата
 
 
Минск  2011  г.
 

Лоббизм – слово  со сложной судьбой. В 1553 году оно  употребля-лось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетием позже так начали называть помещение для прогулок в палате общин в Англии. Но политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в Америке . Возможно, лоббизм вышел на авансцену жизни Ново¬го Света вместе с американской нацией, т.е. в последней трети XVII столетия. Так это или нет, не доказано, но достоверно известно, что тради¬ция лоббизма уходит корнями в годы президентства У.С.Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу в гражданскую войну. Вечерами 18-й американский президент и его команда после дневных трудов от¬дыха¬ли в вестибюле одной из гостиниц (англ. - lobby – вестибюль, прихожая, кулуары). Там министры, сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую небескорыстно, а за звонкую монету – выполнить обещание.

 Так термин  «лоббирование» стал обозначать  покупку голосов за деньги. Однако  в Англии подобная политика  долгое время считалась предосудительной. Слово вошло в лексический  фонд лишь в XX веке, впоследствии  его заимствовали и другие  страны.

 Само слово  «лоббизм» неоднозначно оценивается  общественным сознанием, ибо имеет  как легальный, так и теневой  смысл. Если говорить о втором  содержании, то, как правило, он  приобретает здесь сугубо отри¬цатель¬ное значение, нередко синонимично понятиям протекцио¬низм, подкуп, покупка голосов в чьих-либо корыстных или узко партий¬ных ин¬тересах.

 Крайним выражением  негативного лоббирования могут  выступать незаконное давление  на представителей власти, взяточничество, корруп¬ция. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вслед¬ствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разуме¬ется, это лишь одна сторона, показывающая не только силу и возможно¬сти различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» вла¬сти.

 В позитивном  смысле лоббизм характеризуется  как здоровое, жизнен¬но необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система разнообразных групповых интересов – столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоб-бизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворе¬ния интересов определенных социальных структур (организаций, ассо¬циаций, территориальных образований, слоев граждан etc).

 Лоббизм весьма  жестко связан с политической  властью. Можно вывести закономерность : его больше там, где власть более реальна; это своего рода признак власти. Поэтому, считать, что лоббизм – давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок или так называемых групп давления, – значит, не понимать механизма и самой сути властвования. Наиболее мощные «группы давления» и есть фактическая власть не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений etc. В этом отличие от власти формальной – политических институтов и policy makers в их традиционном понимании – как лиц, принимающих решения, лишь представляющих и озвучивающих (в лучшем случае - олицетворяющих) власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечения юридического закреп-ления, легитимации решений фактической власти .

 Даже президенты, формально зависящие от избирателей,  а не от кланов, нередко мало  что могут предпринять без  согласования своих намерений  с лидерами группировок, ставленниками  которых они, по сути являются. Лишь в «переходных» обществах, где традиционные группы давления уничтожены или ослаблены, а новые еще не сложились, относительно независима роль отдельной «самодостаточной» личности: (вождя, диктатора), и ощутимо влияние его харизмы.

 Лоббизм, таким  образом, не просто артикуляция  (представление) интересов тех  или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс приведения формальной  власти в соответствие с властью  фактической.

 Конечно, лоббированием  своих интересов занято и множество  мелких либо маловлиятельных  групп. Однако давление разного  рода общественных организаций  и объединенных граждан на  власть, – к сожалению – «периферия»  лоббизма, а стержнем же его  является обеспечение принятия  решений в интересах ведущих  групп давления как структур  реальной власти, сформировавшихся  на базе крупнейших корпораций.

 Лоббизм как  полноценный институт появляется  тогда, когда уже существуют  два необходимых условия.

1. Возникает большое  многообразие интересов в обществе  вследствие его социальной дифференцации

2. Расширяется доступ  к власти на основе политического  плюра-лизма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очередности, приоритета их осуществления. Отсюда следует закономерность стремления различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для них управленческие решения.

 Для того чтобы  процесс лоббирования пошел активно,  необходимо знать и умело использовать  наиболее применяемые в мировой  практике средства и методы  достижения целей. Например, в  США, где он широко используется, выделяют следующие формы лоббистской  деятельности:

1.Выступление на  слушаниях в комитетах Конгресса  с изложением позиций заинтересованных  сторон

2.Составление проектов  законов и предложений для  внесения их на обсуждение  Парламента

3. Организация пропагандистских  компаний в пользу или против  готовящегося решения и кампании  «давления с мест» (потоки писем,  телеграмм, телефонных звонков  в адрес законодателей, личные  визиты влиятельных местных избирателей  к своим депутатам)

 Для наиболее  эффективной реализации целей  лоббизма в США существуют  развитые материальные структуры.  Все крупные корпорации, предприятия,  союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализи¬рованные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббизмом, подразделения. Они насчитывают до нескольких десятков, а то и со¬тен человек, как правило, бывших советников, сенаторов, чиновников, юристов.

 Заинтересованные  группы, особенно монополии, активно  пользуются услу¬гами наемных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предприниматель¬ских, профессиональных или общественных, по членству и другим признакам, но це¬ликом или полностью лоббистские по назначению.

 Предприниматели  ставили своей целью формирование  политиче-ского лобби, которое, придя к власти, в законодательных структурах защищало бы свободу частной собственности и торговли. В связи с этим здесь принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти органы являются основной мишенью для лоббистов. 

 Продавливание  интересов в области судопроизводства  тоже имеет место. По данным  прессы, лоббисты принимают самое  живое участие в слушания 60-70% дел, которые рассматриваются  в Вер-ховном Суде США.

 Условно тут  можно говорить и о лоббизме  в средствах массовой информа¬ции, которые связаны с мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обоснованиях считаются «четвертой ветвью власти».

 В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (через акты при¬менения права) и правоинтерпретационное (через акты толкования права). В за¬висимости от характера интереса можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от уровня – классификация на федеративном уровне (высшие органы исполне¬ния власти и управления) и местные (республиканские, краевые, областные органы).

 Ведомственный  лоббизм министерств, ведомств, государственных  комите¬тов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.

 Регион лоббирование  воздействие на власть со стороны  представителей республик, краев,  областей, регионов крайнего севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока.

 Иностранное лоббирование  – влияние зарубежных «групп  давле-ния» либо национальных общин на те или иные органы с целью добиться определенных решений. Так значительное место в структурах американского общества зани¬мает национальные лобби – еврейское, польское, арабское. Все они в силу своих возможностей пытаются «толкать» интересы национальных общин и стран, выходу которых являются. 

 Плюсы лоббизма

1. Влияя на управленческие  решения, лоббизм заставляет «дер-жаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих инте-ресах.

2. Лоббизм выступает  инструментом самоорганизации гражданского  обще¬ства, с помощью которого мобилизируется общественная поддержка или оппо¬зиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации своего рода соперник бюрократии, учитывая также, что государ¬ство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше остав¬ляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоев. Этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структу¬рами гражданского общества.

3. Лоббизм создает  возможности для обеспечения  интересов меньшинства, ибо выступает  в качестве специфической формы  проявления политического плюрализма. «При детальном изучении власти  в американском обществе в  цен¬тре внимания оказывается не большинство, а меньшинство – лобби, группы давления, группы представляющие региональные интересы, руководители кор¬пораций и профсоюзов, главы комиссий, проводящих парламентские расследо-вания» .

4. Лоббизм воплощает  собой принцип свободы социальных  негосударственных структур. С помощью  лоббирования они сами стараются  решать свои проблемы, обладая  определенным выбором путей и  средств подобного решения.

5. Это средство  применяется как своеобразное  социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения  в жизнь тех или иных целей.  При таком подходе лоббизм  выступает как способ активизации  каких-либо процессов и явлений.

Информация о работе Лоббизм в политике