Подводя итог исследования
причин возникновения коррупции, выделим
основные из них:
- непомерное разрастание бюрократического
аппарата чиновников;
- криминализация властных отношений
(зависимость власти от частного капитала);
- низкий уровень заработной
платы госслужащих;
- отсутствие общественного
контроля за деятельностью органов государственной
власти;
- несовершенство законодательства,
регулирующего отношения власти и капитала.
К общим проблемам, порождающим
коррупцию в странах, находящихся
на этапе модернизации, развития, переживающих
период перехода от централизованной
экономики к рыночной, в научной
литературе относят следующие:
- Сохранение закрытости и неподконтрольности власти, слияние власти и экономики.
- Экономический упадок и политическая нестабильность.
- Неразвитость и несовершенство законодательства.
Неразвитость законодательства
проявляется в плохом качестве законов,
в несовершенстве всей правовой системы,
в нечеткости законотворческих процедур.
Здесь различные виды коррупции порождаются:
- противоречивостью законодательства и даже отдельных законов, что позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);
- незавершенностью законов, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами. В результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, "закрытых", плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции;
- отсутствием законодательного регулирования, процедур подготовки нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов (законов, президентских указов, постановлений правительства и т.п.), что существенно облегчает возможности для коррупции. Все это усугубляется общим пренебрежением к процедурной строгости.
- Неэффективность институтов власти: громоздкость государственного аппарата, отсутствие современной системы отбора и продвижения государственных служащих.
- Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти.
- Неукорененность демократических политических традиций.
Наибольший профессиональный
интерес для нас, конечно, представляет
проблема несовершенства законодательства
как одна из причин коррупции.
Несовершенство норм права,
повышающее вероятность коррупции,
исследователи данной проблемы разделяют
на следующие группы:
- Для исполнения нормы права индивид вынужден затратить слишком много ресурсов, что вызывает у него желание заплатить за неисполнение данной нормы права. В данную категорию входят материальные нормы, которые либо требуют от субъекта права слишком многого, либо процессуальные нормы права, которые допускают наложение дополнительных потерь в процессе привлечения к ответственности. В качестве фактора, увеличивающего потери можно назвать и "пересечение" контрольных полномочий правоприменительных органов.
- Нормы права дают должностному лицу возможность выбирать между различными вариантами поведения по своему усмотрению.
- Нормы права, регулирующие поведение должностного лица, отсутствуют, позволяя ему тем самым вести себя по своему усмотрению.
- Нормы права наделяют должностное лицо либо ведомство правом разрабатывать и принимать нормативные акты. В данной категории рассматривается частный случай "присвоения государства" (state capture). Присвоение государства представляет из себя покупку процесса нормотворчества (осуществляемого как законодательной, так и исполнительной властью) заинтересованными лицами, отстаивающими узкогрупповые интересы.
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
КОРРУПЦИИ
Исходя из анализа норм
международных конвенций и результатов
научных исследований, можно выделить
следующие формы проявления коррупции:
- Взяточничество (или подкуп).
- Злоупотребление служебным положением.
- Злоупотребление влиянием.
- Легализация имущества, приобретенного преступным путем (отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией).
- Незаконное участие в предпринимательской деятельности.