Личность,как субъект политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 47.87 Кб (Скачать)

Закреплена  обязанность в области сохранения природы и окружающей среды, бережного  отношения к природным богатствам (ст58).

Каждый  обязан заботиться о сохранении исторического  и культурного наследия, беречь памятники  культуры и истории (ст.44).

Каждый  обязан платить законно установленные  налоги и сборы (ст.57).

Защита  Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ (ст.59).

Конституция РФ закрепила большое число прав и свобод человека и гражданина, причем определенная часть их неотчуждаема и принадлежит человеку от рождения. Однако это не означает, что лицо, реализуя свои права в определенной области, не несет никаких обязанностей, может делать все, что заблагорассудится.

Права и свободы, которыми пользуются граждане, всегда ограничены правами и свободами  других лиц. Например, каждый имеет  право на отдых, послушать музыку, посмотреть телевизионные передачи. Но это дозволено делать так, особенно в ночное время, чтобы не нарушать покой и интересы других лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Политическая социализация личности.

Политическая  социализация [греч. politika -- искусство управлять и лат. socialis -- общественный] -- процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации Политическая социализация понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. Политическая социализация играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней. В результате политическая социализация формируются политическое сознание и политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина. При этом понятие "Политическая социализация" шире, чем "политическое воспитание" или "просвещение", так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующий идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида.

Личность  обладает способностью выбирать из предложенного  ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям  и убеждениям. Механизмы Политической социализации функционируют на

  Понятие и сущность политической социализации

Стабильное  функционирование политической системы  общества, сохранение целостности социального  организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического  поведения Политология в вопросах и ответах для экзаменов и  зачетов. Данный процесс получил  название политической социализации.

В современной  политической науке не существует общепринятого  представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс  усвоения индивидом выработанных обществом  политических ориентаций, установок  и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие  в политической жизни общества.

Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.

Политическая  социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения .С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.

Обычно  выделяют три основных уровня политической социализации.

На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

Типы  политической социализации

В зависимости  от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные  типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический  тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский  тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей. 

Этапы политической социализации

Политическая  социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости  от отношения индивида к политическому  процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа  политической социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры.В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.

Американские  политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики. Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1. Борцов  Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в вопросах и ответах для студентов ВУЗов. / Ю.С. Борцов. - Ростов-на-Дону, 2008.- 278 с.

2. Вятр Е. Социология политических отношений. - М., 2008.

3.Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие для студентов, преподавателей и абитуриентов / К.С. Гаджиев. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 388с

4. Демидов  А.И., Федосеев А.А.. Основы политологии:  Учебное пособие. / А.И. Демидов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 511 с.

5.Политическая наука в России: Хрестоматия. / Ответственный редактор-составитель А.Д. Воскресенский. - М., 2010. - 419 с.

6. Политология  в вопросах и ответах для  экзаменов и зачетов. Учебное  пособие для Вузов / Научн. редактор А.А. Радугин.- М., Центр, 2005. - 515 с.

7. Политология:  Учебное пособие. / Под редакцией  Д.С. Клементьева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 535 с.

8. Политология:  Хрестоматия / Составитель профессор  М.А. Василик, доцент М.С. Вершинин. -- М.: Гардарики, 2010. -- 843 с.

9. Пугачев  В.П., Соловьев А.И. Введение в  политологию. Издание третье, переработанное  и дополненное.- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2009. - 380 с.

Информация о работе Личность,как субъект политики