Личность,как субъект политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 47.87 Кб (Скачать)

1.Личность, как субъект политики.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую бы значительную роль не играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, главным её субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей, действующих  стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает  как субъект своего собственного формирования и развития. И поэтому  целью данного реферата я вижу рассмотрение роли личности как субъекта политики, а также влияние образования  и- главное- воспитания, на формирование личности. Плюс к этому мне хотелось бы посмотреть, существует ли связь между педагогикой и политологией. Для начала рассмотрим личность как субъект политики. Идея об огромной роли человека как субъекта политики получила широкое признание в истории политической мысли. Проблему роли личности в политике поднимали в своих трудах Платон и Аристотель, развивали в своих теориях Т. Гоббс и Дж. Локк, а в интерпретации марксизма личность вообще является центром всей жизнедеятельности общества, в том числе политической. Рассмотрим, что же такое субъекты политики? Просто сказать, что это участники политической жизни, явно недостаточно. Под субъектами политики понимаются участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Субъектами политики являются: государство, партия, лидер, нация, избиратель, рабочий класс, буржуазия, крестьянство и отдельная личность, конечно. Все они обладают определённой самостоятельностью. Самостоятельность этих фигур проявляется в наличии собственных интересов и потребностей, которые выделяют их среди прочих действующих лиц и ими осознаются. Только на почве осознания интересов возникает самосознание субъекта, а, следовательно, способность реалистически оценивать себя и свое положение в политике и обществе, силу и влияние союзников и противников. Важным качеством субъекта является его активность. Активность выражает меру интенсивности деятельности субъекта. Политическая активность, как и все другие виды активности, может принимать разнообразную направленность. Она может носить конструктивный характер, ориентированный на создание политической системы, стабилизацию общественных отношений. А может быть и деструктивной, нацеленной на дестабилизацию системы и даже ее разрушение. Рассматривая различные субъекты политики нельзя обойти вниманием отдельную, рядовую или массовую личность, к числу которых относятся или относит себя большинство людей.

Личность  в политической жизни.

По отношению  к политике личность может быть как  объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит  в определении возможности и  степени её влияния на политическую власть, а также в возможности  достижения власти и способах её реализации. Мерой политической субъективности человека является его политическая активность, участие в политической жизни. Она поддаётся количественным измерениям, поэтому изучается методами социологии и психологии. Например, в последние годы в нашей стране широкое распространение приобрели  опросы общественного мнения по поводу актуальных политических событий, результаты которых дают представления о  степени политизированности масс, их готовности к определённым политическим действиям. Участие в политической жизни - нормы демократии. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др. Политическая активность и политическое влияние отдельных личностей различны. Этим объясняется наличие лидеров и людей, их поддерживающих.

Активное  участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое  значение.

Во-первых, через такое участие создаются  условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля над деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим несправедливостям в аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом - это по большому счету все же промежуточный результат, конечный же - всегда человек. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культуры и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. 
 

2.Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной мире. Права человека в Конституции Р.Ф.

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских).

Основное  назначение личных прав заключается  в том, чтобы: гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать  ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную  и семейную жизнь; гарантировать  индивидуальную свободу, возможность  беспрепятственного выбора различных  вариантов поведения в сфере  национальных, нравственных, религиозных  и иных отношений, где индивид  выступает как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может  быть реализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

· право  на жизнь (ст.20) - первое фундаментальное  право человека, без которого все  остальные права теряют ценность;

· право  на достоинство личности (ст.21) - предполагает, что государство создает для  человека такие условия жизни, которые  бы не умаляли его достоинство;

· право  на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

· право  на неприкосновенность частной жизни (ст.23), под которой закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные  и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно  данного человека и могущую в  случае разглашения нанести ему  моральный ущерб;

· право  на неприкосновенность жилища (ст.25);

· право  свободно определять и указывать  свою национальную принадлежность и  пользоваться родным языком (ст.26);

· право  на свободу передвижения, выбора места  пребывания и жительства (ст.27);

· право  на свободу совести (ст.28).

Политические права и свободы. Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и свободам. Наряду с личными политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности данных прав:

· тесно  связаны с личными правами, поскольку  последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого  индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в  то же время сами политические права  выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и  свобод граждан);

· в  отличие от личных прав, которые  могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

· самым  непосредственным образом связаны  с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

· являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации, как  государственной власти, так и  местного самоуправления).

К политическим правам граждан Российской Федерации  относятся следующие права и  свободы, закрепленные Конституцией РФ:

· свобода  мысли и слова (ст.29);

· право  на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);

· право  на объединение (ст.30);

· право  на проведение публичных мероприятий (ст.31);

· право  на участие в управлении делами государства (ст.32);

· право  на обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Успешные  реформы в современной России связаны прежде всего с установлением и частичным осуществлением политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

Экономические, социальные и культурные права и свободы представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения (впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года).

Особенности данных прав:

· единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;

· нередко  выступают как права и гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

· имеют  общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

· требуют  в отношении себя более детальной  конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;

· одни права претерпели существенное изменение  ( право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

В обобщенном плане все главные изменения  в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы  данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции России 1993 года. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:

1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности:

· право  частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

· право  свободного владения, пользования и  распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

Информация о работе Личность,как субъект политики