Личность как субъект политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть: какое место занимает личность в политике, чем личность должна обладать и личность как субъект.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Личность и политика
1.1 Политическая психология личности ……………………………………… 4
Политическая социализация - становление личности……………………. 5
Личность как субъект политики ……………………………………….…...9
Раздел 2. Личность в политическом процессе
2.1. Политическое участие: позиции гражданина …………………………... 11
2.2 Предпосылки для участия личности в политическом процессе ………... 13
2.3Черты личности, необходимые успешному политику ………………….... 14
Заключения …………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы …………………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 39.47 Кб (Скачать)

Одним из важнейших условий  политической субъективности личности является ее взаимодействие с другими  людьми. Трудно представить человека в качестве субъекта политических отношений, если он действует в одиночку, исключая, конечно, террористическую деятельность или другие подобные акты. Человек, не обладающий властными правами  и функциями, сам по себе субъектом  быть не может, хотя определенные политические действия с его стороны возможны, но они малоэффективны. Поэтому люди, стремящиеся к политическому  участию, объединяются в группы, партии, союзы, организуют совместные акции  и осуществляют другие политические действия совместно с другими  людьми. В роли совокупных коллективных субъектов политики могут выступать социальные группы, обладающие способностью к политическому целеполаганию. Основными субъектами политики выступают большие социальные общности — классы и слои, народы, нации; средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному и корпоративному признаку.

К последним со всей очевидностью следует отнести политические элиты  и бюрократию, а также представителей теневой экономики и групп  социального риска. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь  и, осознавая  свои интересы, она не только оказывается  в противостоянии или же в позитивном взаимодействии с другими социальными  группами, но и вступает в конфликт либо сотрудничество с существующей политической властью.

 

Раздел 2. Личность в политическом процессе

2.1. Политическое участие: позиции гражданина

В конечном счете, политическое участие — это как бы “выход”, реальное поведенческое следствие, отражение и выражение процессов  политической социализации. Если в  процессе политической социализации происходит в основном когнитивное и, отчасти, эмоциональное взаимодействие индивида с политической системой, то процессы политического участия (или неучастия) показывают эффективность политической социализации индивида. По сути, политическое участие показывает, удалось ли политической системе “овладеть” индивидом или  же у него остались некоторые ресурсы  индивидуального сопротивления, связанные  с осознанием личных интересов.

Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и  достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда  индивид или группа вовлекаются  во властные политические отношения, в  процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. Наиболее развитым типом такой политической общности является государственно-организованное общество.

 

Свободное, добровольное участие  граждан в политике является одним  из важнейших индикаторов качественных особенностей политических систем, степени  их демократизма. В демократическом  обществе, теоретически, такое участие  — всеобщее, равноправное, инициативное и действенное, особенно в решении  вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан и находящихся  в их непосредственной компетенции. Оно выступает для них средством  достижения своих целей и интересов, реализации потребностей в самовыражении  и самоутверждении, чувства гражданственности. Такое участие обеспечивается соответствующими государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, в совокупности составляющими основы правового  государства, демократического политического  режима. Другим необходимым условием демократического участия является относительно равномерное распределение  среди различных членов общества таких ресурсов реального политического  участия, как деньги, образование, знание механизмов лринятия решений и лиц, принимающих эти решения, свободное  время, реальный доступ к средствам  массовой информации и т. п.

 

В зависимости от характера  политического режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других факторов, возможно разное сочетание  прямого (непосредственного) и опосредованного (представительного) политического  участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия  в современной обществе выступают  политические партии, общественно-политические организации и движения. Основная форма политического участия  — выборы и, шире, избирательные  кампании. Если целью демократического общества является максимизация политического  участия граждан, то другие типы политических режимов имеют свои особенности.

 

В авторитарном обществе часть  населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Там торжествует “власть немногих”, которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы делиться этой властью.

Тоталитарное же общество парадоксальным образом стремится  к мобилизационному вовлечению населения  в своеобразные формы квази-участия. Прежде всего, это массовые ритуальные действия поддержки правящего режима. Именно поэтому при реально минимальной  или просто номинальной возможности  политического участия, при тоталитаризме  создается иллюзия всеобщей политизации  общества. В этом случае, политическое участие играет преимущественную роль инструмента индоктринации и  контроля над политическим сознанием  и поведением населения со стороны  тоталитарного режима.

В демократическом обществе политическое участие выполняет  функции политической социализации и воспитания. Если в тоталитарном обществе запрещены все формы  политического протеста, несогласия, и даже несанкционированного согласия с политикой властей, то демократическое  общество допускает определенные формы  протеста. Они служат инструментами  политического обучения граждан.

 

В истории политической науки, еще Платон и Аристотель специально рассматривали участие и неучастие  граждан в делах полиса для  выявления причин смен форм государственного устройства. Их интересовала роль участия  в становлении идеального государства. Затем интерес к данным вопросам возродился в Новое время. Однако вначале его рассматривали лишь как субсидиарное средство описания и создания идеальной политической стратегии для правителя (Н. Макиавелли), носителей суверенитета и различных  образов правления (Ш. Боден), форм и  принципов правления (Ш. Монтескье), природы общественного договора, форм правительства и “народного суверенитета”. Только в XX веке политическое участие стало не просто индикатором развития демократических процессов, но еще и мерилом развитости уровня политической самоорганизации личности.

 

Предпосылки для  участия личности в политическом процессе

 Активное  включение   личности   в   политический   процесс   требует определенных  предпосылок. Их можно разделить  на  три  группы:  материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что  для   участия человека  в  нормальной  политической  деятельности   необходимо   первичное удовлетворение  его потребностей в  основных  продуктах  питания,  товарах   и услугах,   жилищно-бытовых   условиях,   достижения   определенного   уровня общеобразовательной и   профессиональной  подготовки,  общей   и  политической культуры.

В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы  рассматривается по крайней мере  в  трех аспектах.

Во-первых, вполне обоснован  тезис что, чем богаче  общество,  тем  оно более  открыто  демократическим  формам  функционирования.  В   экономически развитом обществе основные по численности и по  влиянию  социальные  группы, не принадлежащие  ни к крайне бедным,  ни  к  сказочно  богатым;  резкая,  по существу  двух  полосная,  имущественная  поляризация  исчезает,  образуется сильный  "средний  класс",  который  по  своему  положению  в   обществе   и объективным  интересам составляет опору демократического режима.

 Во-вторых,  уровень   благосостояния  оказывает  заметное  влияние  на политические убеждения  и ориентации человека. С.М. Липсет  пришел  к  выводу, что материально  более  обеспеченные  люди  являются  более  либеральными,  а более  бедные  являются  более  интолерантными   (нетерпимыми). 

 В-третьих, достаточно  высокое  национальное  благосостояние  служит  необходимой  базой  формирования  компетентной  гражданской   службы,   корпуса   профессионально  подготовленных управленческих  кадров. В условиях бедности трудно  добиться  в массовом масштабе  высокого  уровня  общеобразовательной   и  профессиональной подготовки, необходимого  для  эффективного  управления  на  демократической  основе.

 

 

Черты личности, необходимые  успешному политику

Не каждый человек собирается делать политическую карьеру. Что  отличает от других людей человека, решившего "шагнуть в  политику"?  Как  определить, "проходная  ли  личность"  Ваш  кандидат?  Как  можно   изменить   поведение кандидата, чтобы он стал "проходным"? Есть кандидаты, которые идут  в  политику  во  имя  великой  идеи,  так  называемой миссии. Их заявляемые цели совпадают с истинными. Встречаются  политики,  у  которых  заявляемые  цели  не  совпадают   с истинными. Именно они психологически предрасположены  к  манипуляциям.  Такие люди умеют  искусно общаться со своим окружением, "заряжать"  его.  В  то  же время   члены   команды   таких   кандидатов    периодически    подвергаются манипулированию.  Методы  манипуляции  окружением  могут   быть   достаточно простыми: в  свите  определяется  фаворит,  ему  дается  власть,  возможность  реализоваться. В случае удачи политик  присваивает заслуги фаворита  себе.  В случае неудачи на временщика сыплются  все  шишки,  он  критикуется  за  все просчеты. Исследования Э.Фромма показали, что  для  успешного  политика  наиболее характерны следующие  черты личности:

1. Непоколебимая уверенность  в своих идеях.

2.Простота слога.

3.Актерское дарование.

4.Владение тембром и  эмоциональными оттенками голоса.

5.Подлинность эмоций.

6.Исключительная память.

7.Умение рассуждать на  любую тему.

8.Личный  магнетизм   и  завораживающий  (гипнотический)взгляд.

 При всем этом необходимо  отметить такое  важное  качество  лидера,  как потребность в доминировании, в  обладании  властью.  Но  если  это  качество начинает преобладать над всеми остальными, то  происходит  разрыв  лидера  с командой. Он с трудом может устанавливать с другими  равные  отношения.  Для него становятся характерными такие  черты,  как  жажда  власти,  болезненная ревность. Анализируя личность политика, необходимо обратить  внимание  и  на  его зависимость от оценки окружения. Если в  оценке  своего  поведения  кандидат больше доверяет мнению окружающих,  то  такое  поведение  называется  внешне ориентированным. Если он опирается на собственные мысли и чувства,  сохраняя независимость от мнения других  людей  и  внешних  обстоятельств,  то  такое поведение называется внутренне ориентированным. И  то,  и  другое  поведение важно для кандидата. За счет внешней  ориентации  его  поведение  становится более гибким, он может быстро приспосабливаться  к  изменяющимся  ситуациям. За счет внутренней ориентации  кандидат  может  придерживаться  определенной линии своего поведения, заражая других своей уверенностью, идеей. Понимание этих особенностей поведения необходимо для гармонизации  поведения кандидата.2 Какие из перечисленных качеств личности политика  можно улучшить или добавить (если они отсутствуют)? Это касается тех черт,  которые  относятся  к  психологии  театрального искусства:  постановка  голоса,  улучшение  речи   во   время   выступлений, воздействие  на  аудиторию.  Многие  политики  уделяют  много  внимания  так называемой  конгруэнтности  своих  выступлений.  Конгруэнтность   -   важная составляющая  воздействия  на  аудиторию.  Она  заключается   в   том,   что невербальное поведение политика (его жесты, поза,  интонация)  соответствует тому, о чем он говорит.  Если  это  совпадение  присутствует,  то  слушатели доверяют  информации  намного  больше.  Конгруэнтность  является   важнейшим элементом суггестивного внушения. Иногда во время предвыборной кампании важно  выровнять  взаимоотношения кандидата и его команды, научить находить общий язык с  разными  социальными слоями   электората.   Тогда   кандидат   обучается   техникам   эффективных коммуникаций.

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

В трактовке проблемы личности в политической мысли сложились  две традиции. Первая придает личности решающе значение в определении  направления политического процесса. Зачастую сторонники такой позиции  просто сводят политику к личности лидера, вождя. Еще Б. Паскаль выразил  эту позицию, сказав как-то, что если бы нос Клеопатры был чуточку  короче или чуточку длиннее, то история  человечества выглядела бы совершенно иначе. В русле этой традиции велись дискуссии конца XIX — начала XX века о роли личности в истории, которые  хорошо известны благодаря идеям  Л. Толстого, Карлейля, Джеймса, В. Плеханова  и Л. Троцкого. Пожалуй, наиболее известная  книга о роли личности — работа Сиднея Хука «Герой в истории» Вторая проблема. Роль личности в истории — вообще — и в политике — в особенности — обосновывается сторонникам данного подхода личными достоинствами вождей: политическим талантом, способностями, знаниями, навыками, авторитетом. Речь идет о том, что личностным качествам придается большее значение, чем собственно политическим позициям того или иного персонажа.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.  Политическая энциклопедия: Т. 1. М., 1999. С. 205 — 207.

2. .  Под ред. М.Х. Фарушкин  “Введение в политологию” Казань-1992.

3. Ольшанский Д. В.   “Основы политической психологии  “ 2001.

4. Мухаев Р.Т  “Политология: учебник для вузов” Издательство ПРИОТ 1998.

5. Шестопал Е. Б. ” Политическая психология”

1 Ольшанский Д.В. “Основы политической психологии”

2 Под ред. М.Х. Фарушкин  “Введение в политологию”

 


Информация о работе Личность как субъект политики