Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:22, реферат
Цель моей работы рассмотреть: какое место занимает личность в политике, чем личность должна обладать и личность как субъект.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Личность и политика
1.1 Политическая психология личности ……………………………………… 4
Политическая социализация - становление личности……………………. 5
Личность как субъект политики ……………………………………….…...9
Раздел 2. Личность в политическом процессе
2.1. Политическое участие: позиции гражданина …………………………... 11
2.2 Предпосылки для участия личности в политическом процессе ………... 13
2.3Черты личности, необходимые успешному политику ………………….... 14
Заключения …………………………………………………………………….. 16
Список используемой литературы …………………………………………… 17
Кафедра: политических наук и технологий
Реферат
По дисциплине «Политология»
Тема: «Личность как субъект политики»
Новосибирск 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Личность и политика
1.1 Политическая психология личности ……………………………………… 4
Раздел 2. Личность в политическом процессе
2.1. Политическое участие:
позиции гражданина ………………………….
2.2 Предпосылки для участия
личности в политическом
2.3Черты личности, необходимые успешному политику ………………….... 14
Заключения …………………………………………………
Список используемой литературы …………………………………………… 17
Введение:
Наряду с политическим элитами, партиями, социальным и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она является исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Наконец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью.
Когда – то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политическим животным. По мнению античного философа, сущность человека – в его политических свойствах. “Один только человек из всех живых существ, - писал Аристотель, - одарен речью… Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства…”
Однако гражданские качества
личности не наследуются, а формируются
в процессе ее взаимодействия с обществом,
группами, другими индивидами. Расширение
политического участия, включение
в политику все новых слоев
населения, рост интереса к политике
представляет сегодня глобальную тенденцию
мирового развития. Вхождение в сложный
мир политики новых поколений
предполагает формирование у них
определенного отношения к
Актуальность проблемы: политика и общество вот без чего не может быть государства. Проблема очень распространена и она встречается нам часто.
Цель моей работы рассмотреть: какое место занимает личность в политике, чем личность должна обладать и личность как субъект.
Раздел 1. Личность и политика
В последние годы проблема
личности в политике привлекает к
себе все большее внимание исследователей.
Хотя это — черта совсем недавнего
времени. До этого политические психологи,
находившиеся под излишнем влиянием
политологии, стремились построить
“объективную науку”. Да и политическая
психология не сразу овладела арсеналом
качественных методов исследования,
позволяющих подступиться к слишком
субъективному объекту —
Однако и их можно рассматривать
по-разному. В науке известны два
метаподхода к проблеме личности
в политике: “объектный” и “субъектный”.
Когда-то на обложке первого издания
книги Т. Гоббса “Левиафан” был
изображен большой человек, составленный
из множества маленьких
Этот взгляд получил развитие в многочисленных трудах Т. Гоббса, Г. Спенсера с его “организмической” теорией, А. де Токвиля, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей. В разных формах, они отстаивали позицию подчинения человека государству. Необходимость подчинения Т. Гоббс мотивировал неразумной, эгоистической и потому нуждающейся в контроле природой человека. Современные приверженцы этой позиции оправдывают ее управленческими задачами (Д. Белл, С. Липсет, У. Мур), необходимостью “обеспечения устойчивой демократии” (Р. Даль, У. Корн-хаузер), или даже важностью “достижения большего равенства” (Дж. Роулз, Г. Гэнс и др.). Для этих и других сторонников данного подхода человек выступает в качестве объекта политики, нуждающегося в контроле и подчинении со стороны надличностных образований.
Противоположный взгляд базировался
на идущем от А. Смита, У. Годвина и
др. понятии “интереса”. Именно в
личном интересе людей видели они
основной механизм, приводящий в движение
политику. Модель “интереса” предполагает,
что социальный и политический порядок
складывается как результат сочетания
интересов разных людей. Поэтому
нужно не подавление, а согласование
интересов свободных индивидов.
На такой либеральной позиции
ныне основывается все больше ученых.
Однако ситуации в истории политики
бывают различными. Результируя разные
подходы и позиции, Ф. Гринстайн
выделила три основных фактора, определяющих
роль отдельной личности в политике.
Во-первых, это ситуации появления
новых политических обстоятельств,
не имевших аналогов в истории. Во-вторых,
появление сложных и
Однако и здесь главным является вопрос об отдельных, “ярких”, выдающихся политиках. Нас же, для начала, будет интересовать вопрос иного плана. Откуда вообще берутся люди в политике? Как простой, “рядовой человек” становится личностью в политическом смысле — личностью гражданина?1
Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.
В понимании политической социализации принято отталкиваться от общего понятия “социализация” личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей.
Хотим мы того или не хотим,
но “личность” — оценочное понятие.
“Личностью” признает человека то
или иное окружение, группа, общество
— как бы награждая этим титулом
за верность себе и своим интересам.
ценностям, нормам. Был ли В.Ленин
настоящей личностью? Безусловно, да
— для миллионов его
А.Н. Леонтьев разделял три понятия: индивид, индивидуальность, личность. Индивид — любой человек по праву рождения, как представитель биологического вида Homo sapiens. Индивидуальность— это индивид, показавший свою особенность, чем-то (не важно, чем) выделившийся из строя биологически равных индивидов. Наконец, личность — это индивидуальность, поставившая себя на службу определенной социальной среде, включая ее политическую культуру, и как бы награжденная этим званием. Говоря философским языком, сущность человека есть богатство всех общественных отношений. Понятие “личность” отражает стремление к этой сущности. Чем больше социальности (все тех же ценностей, норм, образцов поведения) “впитает” в себя человек, тем для большего числа людей станет личностью. Чем более полити-зированной будет эта социальность, тем больше он станет политической личностью.
Соответственно, политическая
социализация — это процесс включения
индивида в политическую систему
посредством оснащения его
В процессе взаимодействия
индивида с политической системой происходят
два ряда процессов. С одной стороны,
система воспроизводит себя, рекрутируя
и обучая, приспосабливая к себе
все новых членов. Политическая система
в этом процессе играет роль механизма
сохранения политических ценностей
и целей системы, дает возможность
сохранить преемственность
Понятие “политическая социализация” шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные (“внесистемные”) влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным. Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического “воздействия” системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
Механизмы политической социализации
функционируют на нескольких уровнях.
Обобщенно, принято выделять общесоциальный,
социально-психологический и
С развитием демократических тенденций в обществе на первый план в политике выходит проблема личности. Человек становится субъектом политики в процессе освоения социально-политических функций и развития самосознания, т. е. осознания своей сущности и уникальности в качестве субъекта деятельности и индивидуальности, но не иначе как члена общества. Если речь идет о политической активности коллективного, совокупного субъекта политики, то многие наблюдатели отмечают, что в современных условиях достаточно широкие слои народа не воспринимают себя в качестве субъектов политической жизни, смотрят на политику глазами не участников, а зрителей. Отвечая на вопрос, при каких условиях личность и народ могут быть действительным субъектом политики, нельзя не затронуть проблему политической активности населения, его политическую культуру и сознание, что необходимо для правильного понимания и оценки политической ситуации и критического восприятия попыток манипулирования их сознанием со стороны различных субъектов политики. Другим фактором приобщения широких масс народа к политике являются условия, в которые поставлены люди. Условия могут стимулировать политическую деятельность, могут подавлять ее и могут придавать ей определенную направленность. Часто это связано с развитостью демократических институтов. Система выборов в органы политической власти может быть организована по-разному, но именно через выборы избиратели влияют на власть. То же можно сказать и о системе непосредственной демократии — референдумах или об опросах, в ходе которых изучается общественное мнение по тем или иным политическим вопросам. Наряду с этими двумя группами условий есть и другие. К ним нельзя не отнести, например, менталитет народа, его традиционное отношение к власти и людям, власть осуществляющим.