Личность как субъект и объект политики. Концепция политической социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

В цивилизованном обществе политика должна осуществляться для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание

Введение………………………………………………………..………….3
Личность как субъект и объект политологии………………….…...4
Политическая социализация личности
2.1.Сущность, этапы, факторы политической социализации личности………………………………………………….....................6
2.2. Становление личности………….………………………………..9
2.3. Механизмы политической социализации…………….…….…12
2.4. Генезис политического сознания…………………………….…14
2.5. Системы политической социализации…………………………19
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

концепция политической социализации личности.docx

— 46.81 Кб (Скачать)
  1. сочетание социального мира с законом и порядком;
  2. уменьшение неравенства;
  3. рост материальных возможностей и уничтожение бедности.

    В целом, исследователи характеризуют  взгляды 11 — 18-летних как “ортодоксальные” и “консервативные”: они находятся на пути превращения “или в пассивных зрителей, или в интеллигентных потребителей”.

    Симптоматичен общий вывод исследований социализации подростков: у них гораздо шире распространено стремление к реальной взрослой перспективе, чем к юношеским  идеалам. “Идеализм” встречается гораздо  реже, чем осмотрительность, осторожность, скептицизм и трезвость. Дж. Адельсон пересмотрел выводы Ж. Пиаже и  А. Кольберга, которые в 50—60-е гг. считали наоборот: по мере морального и когнитивного созревания у подростков нарастает неприятие политических условностей. По их мнению, чем выше интеллект, тем критичнее подростки  к существующему обществу и его  политической системе.

    Вывод Дж. Адельсона звучал неожиданно даже по меркам житейских понятий о  юности как времени порывов, мечтаний, романтического видения действительности вообще и политики в частности. Однако вывод Дж. Адельсона оказался удивительно  верным в стратегическом отношении. Вот почему он сохраняет свое значение и в новом веке, с компьютерными  средствами гиперсоциализации, с виртуальными мирами, в которые погружены нынешние подростки, с их качественно иной когнитивной природой, а выводы Ж. Пиаже и А. Кольберга остались в прошлом столетии.

    Политическая  социализация не завершается подростковым или отроческим возрастом. Не завершается  она и получением паспорта гражданина — это только формальная фиксация появления минимальных гражданских прав и обязанностей подросшего человека. Политическая социализация продолжается, в разных формах, всю жизнь. Однако, с течением времени, ее этапы и стадии определяются уже не возрастными изменениями, связанными со структурой личности, а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых социальных и политических ролей, личным участием в политической деятельности. Политическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значительной степени меняется, однако, ее основные, “ядерные” параметры фиксируются в структуре личности. В случаях дисфункций политической системы, затрудняющих передачу политических ценностей новым поколениям и дезориентирующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирования или даже полного краха, у зрелых граждан происходит возврат к ранним базовым представлениям, полученным в ходе ранней, первичной социализации. Но этим ли объясняется неугасающая популярность социа диетических представлений в постсоветском российском обществе?

    2.5. Системы политической социализации

    В целом, принято разделять три основные системы политической социализации. Во-первых, это система прямой, целенаправленной социализации. К ней относятся непосредственно связанные с человеком элементы государственного устройства, политические институты, партии, организации и движения. В наиболее важном для политической социализации, молодом возрасте, это детские, подростковые и молодежные политические организации. Во-вторых, система стихийной социализации. Это неформальные объединения, несущие элементы контркультуры по отношению к господствующей политической культуре. Как правило, сюда входят специфические группировки в рамках молодежной субкультуры, самодеятельные молодежные объединения, кружки, клубы и т. д. Часто это представители иных, не просто субдоминантных, а даже оппозиционных политических культур. В-третьих, это самовоспитание и самообразование, выполняющие функции системы политической аутосоциализации. Она отражает самостоятельный, активный, творческий выбор самосоциализирующегося субъекта, и может включать различные источники политической информации (книги, средства массовой информации, интернети т. д.). Элементы названных выше основных систем политической социализации и включенные в них люди выступают в качестве специфических агентов социализации.

    Отдельно  фигурируют механизмы, агенты и особые системы ресоциализации, необходимость в которой иногда возникает при резких сменах политической системы, связанных со сменами политического строя, режима и т. д.

    В современном мире активно развиваются  две основные тенденции, в борьбе которых происходит процесс политической социализации. С одной стороны, во всем мире усиливаются общественные потребности в политическом развитии личности, ее активном включении в  политическую жизнь, росте ее политического  самосознания. Особенно ярко эта тенденция  проявляется в процессах демократизации. С другой стороны, существует и противоположная  тенденция, проявляющаяся в разных формах отчуждения человека от государства, политических институтов и процессов  принятия политических решений. О первой тенденции говорит рост активности и информированности людей в  отношении политики, приход в политику новых слоев населения, которые  ранее были выключены из нее. Вторая, противоположная тенденция отражается в добровольном или насильственном политическом отчуждении граждан, апатии и цинизме, недоверии к власти и официальной политике, в падении  поддержки политических институтов, партий, государства со стороны населения. Рассмотрим три основных, хотя и  самых крайних варианта, к которым  могут приводить изложенные тенденции.

    Политическая  активность — деятельность политических групп или индивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты. В наиболее широком смысле проявляется в революционных изменениях общества или его реформировании. На индивидуальном уровне — это совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. Этот вариант — цель и идеал так называемой “активистской” политической культуры, распространенной в западных демократиях.

    Политическая  пассивность (индифферентность или индифферентизм, от лат. понятия indifferens — безразличный) — безразличие к политике и нежелание принимать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций, может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних, чисто психологических проявлений, поведенчески политическая пассивность выражается в отказе от выполнения гражданского долга — например, от участия в выборах. Обычно “хроническая” политическая пассивность служит признаком неразвитой политической культуры тех или иных слоев общества или общества в целом. В случае развития политической пассивности в случаях, когда ранее она отсутствовала, это говорит о росте отрицательного отношения к действиям властей или их представителей. Обычно, политическая пассивность — это начальная форма протеста против политики властей.

    Политическое  отчуждение — политико-психологическое следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни. Следствием бюрократизации, как показал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивидуальной инициативы и свободы действий, превращение его в простого исполнителя воли организации или государства. В современном обществе политическая власть немыслима без капитальных организационной и институциональной основ. Эти основы, маскируясь демократическими процедурами формирования властных структур, выступают на первое место, часто скрывая от объектов власти ее реальный источник (например, обладание собственностью). В итоге, объекты власти оказываются лишены возможности стать субъектами властных отношений и влиять на характер принимаемых решений, почему и воспринимают власть как отчужденный от себя феномен. Таким образом, человек лишается своих политических характеристик, утрачивает всякое, далее критическое отношение к политическому строю, превращается в “одномерного человека” (выражение Г. Маркузе).

    В диалектической борьбе политической активности и пассивности происходит развитие новых механизмов регуляции политического  поведения и нового субъекта политики — личности активного, информированного, принимающего самостоятельные решения и несущего за них ответственность гражданина. Общий вектор развития процессов политической социализации ведет к постепенной замене традиционных механизмов жесткого внешнего контроля за человеком на его собственные, внутриличностные саморегуляторы политического поведения. В конечном счете, именно они являются главным результатом политической социализации как таковой.

    Заключение

    Каким образом и насколько успешно  будет проходить развитие России, в конечном счете зависит от степени политической социализации каждого 
гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности.  Современное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на деле обнаружить качество и степень своей политической социализации. Вместе с тем именно в такие периоды истории политическая социализация происходит наиболее интенсивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и создаются условия для более свободного проявления своей политической воли. Правда, следует иметь в виду, что с этим связано и возрастание ответственности каждого за свои поступки.
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы

    1. Гаджиев, К.С. Политология (Текст): Пособие для сдачи экзамена / К.С.Гаджиев. - М.: Высшее образование, 2006. - 208 с.

    2. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии (Текст): / Д.В.Ольшанский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 496 с.

    3.  Психология личности (Текст): учебник Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А., М.: Изд-во МГУ, 2000, 325с.

    4. Соловьев, А.И. Политология (Текст): Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И.Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

    5. Сосковец, Л.И. Политология (Текст): Учебное пособие / Л.И.Сосковец, Т.Н.Федорова, Т.А.Спиченко, М.А. Кулешова - Томск: Изд. ТПУ, 2000. - 154 с.

    6. Шалак, А.В. Политология (Текст): Учеб. пособие / А.В.Шалак. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 224 с. 
 

Информация о работе Личность как субъект и объект политики. Концепция политической социализации личности