Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:48, реферат
В цивилизованном обществе политика должна осуществляться для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.
Введение………………………………………………………..………….3
Личность как субъект и объект политологии………………….…...4
Политическая социализация личности
2.1.Сущность, этапы, факторы политической социализации личности………………………………………………….....................6
2.2. Становление личности………….………………………………..9
2.3. Механизмы политической социализации…………….…….…12
2.4. Генезис политического сознания…………………………….…14
2.5. Системы политической социализации…………………………19
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….23
В целом, исследователи характеризуют взгляды 11 — 18-летних как “ортодоксальные” и “консервативные”: они находятся на пути превращения “или в пассивных зрителей, или в интеллигентных потребителей”.
Симптоматичен
общий вывод исследований социализации
подростков: у них гораздо шире
распространено стремление к реальной
взрослой перспективе, чем к юношеским
идеалам. “Идеализм” встречается гораздо
реже, чем осмотрительность, осторожность,
скептицизм и трезвость. Дж. Адельсон
пересмотрел выводы Ж. Пиаже и
А. Кольберга, которые в 50—60-е гг.
считали наоборот: по мере морального
и когнитивного созревания у подростков
нарастает неприятие
Вывод Дж. Адельсона звучал неожиданно даже по меркам житейских понятий о юности как времени порывов, мечтаний, романтического видения действительности вообще и политики в частности. Однако вывод Дж. Адельсона оказался удивительно верным в стратегическом отношении. Вот почему он сохраняет свое значение и в новом веке, с компьютерными средствами гиперсоциализации, с виртуальными мирами, в которые погружены нынешние подростки, с их качественно иной когнитивной природой, а выводы Ж. Пиаже и А. Кольберга остались в прошлом столетии.
Политическая социализация не завершается подростковым или отроческим возрастом. Не завершается она и получением паспорта гражданина — это только формальная фиксация появления минимальных гражданских прав и обязанностей подросшего человека. Политическая социализация продолжается, в разных формах, всю жизнь. Однако, с течением времени, ее этапы и стадии определяются уже не возрастными изменениями, связанными со структурой личности, а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых социальных и политических ролей, личным участием в политической деятельности. Политическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значительной степени меняется, однако, ее основные, “ядерные” параметры фиксируются в структуре личности. В случаях дисфункций политической системы, затрудняющих передачу политических ценностей новым поколениям и дезориентирующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирования или даже полного краха, у зрелых граждан происходит возврат к ранним базовым представлениям, полученным в ходе ранней, первичной социализации. Но этим ли объясняется неугасающая популярность социа диетических представлений в постсоветском российском обществе?
2.5. Системы политической социализации
В целом, принято разделять три основные системы политической социализации. Во-первых, это система прямой, целенаправленной социализации. К ней относятся непосредственно связанные с человеком элементы государственного устройства, политические институты, партии, организации и движения. В наиболее важном для политической социализации, молодом возрасте, это детские, подростковые и молодежные политические организации. Во-вторых, система стихийной социализации. Это неформальные объединения, несущие элементы контркультуры по отношению к господствующей политической культуре. Как правило, сюда входят специфические группировки в рамках молодежной субкультуры, самодеятельные молодежные объединения, кружки, клубы и т. д. Часто это представители иных, не просто субдоминантных, а даже оппозиционных политических культур. В-третьих, это самовоспитание и самообразование, выполняющие функции системы политической аутосоциализации. Она отражает самостоятельный, активный, творческий выбор самосоциализирующегося субъекта, и может включать различные источники политической информации (книги, средства массовой информации, интернети т. д.). Элементы названных выше основных систем политической социализации и включенные в них люди выступают в качестве специфических агентов социализации.
Отдельно фигурируют механизмы, агенты и особые системы ресоциализации, необходимость в которой иногда возникает при резких сменах политической системы, связанных со сменами политического строя, режима и т. д.
В
современном мире активно развиваются
две основные тенденции, в борьбе
которых происходит процесс политической
социализации. С одной стороны, во
всем мире усиливаются общественные
потребности в политическом развитии
личности, ее активном включении в
политическую жизнь, росте ее политического
самосознания. Особенно ярко эта тенденция
проявляется в процессах
Политическая активность — деятельность политических групп или индивидов, связанная со стремлением изменить политический или социально-экономический порядок и соответствующие институты. В наиболее широком смысле проявляется в революционных изменениях общества или его реформировании. На индивидуальном уровне — это совокупность проявлений тех форм жизнедеятельности человека, в которых выражается его стремление активно участвовать в политике, отстаивая свои права и интересы. Этот вариант — цель и идеал так называемой “активистской” политической культуры, распространенной в западных демократиях.
Политическая пассивность (индифферентность или индифферентизм, от лат. понятия indifferens — безразличный) — безразличие к политике и нежелание принимать участие в политической жизни. От индивидуальных позиций, может развиваться до масштабов массовых настроений. Помимо внутренних, чисто психологических проявлений, поведенчески политическая пассивность выражается в отказе от выполнения гражданского долга — например, от участия в выборах. Обычно “хроническая” политическая пассивность служит признаком неразвитой политической культуры тех или иных слоев общества или общества в целом. В случае развития политической пассивности в случаях, когда ранее она отсутствовала, это говорит о росте отрицательного отношения к действиям властей или их представителей. Обычно, политическая пассивность — это начальная форма протеста против политики властей.
Политическое отчуждение — политико-психологическое следствие чрезмерной бюрократизации политической жизни. Следствием бюрократизации, как показал еще М. Вебер, является обезличивание человека, утрата им индивидуальной инициативы и свободы действий, превращение его в простого исполнителя воли организации или государства. В современном обществе политическая власть немыслима без капитальных организационной и институциональной основ. Эти основы, маскируясь демократическими процедурами формирования властных структур, выступают на первое место, часто скрывая от объектов власти ее реальный источник (например, обладание собственностью). В итоге, объекты власти оказываются лишены возможности стать субъектами властных отношений и влиять на характер принимаемых решений, почему и воспринимают власть как отчужденный от себя феномен. Таким образом, человек лишается своих политических характеристик, утрачивает всякое, далее критическое отношение к политическому строю, превращается в “одномерного человека” (выражение Г. Маркузе).
В диалектической борьбе политической активности и пассивности происходит развитие новых механизмов регуляции политического поведения и нового субъекта политики — личности активного, информированного, принимающего самостоятельные решения и несущего за них ответственность гражданина. Общий вектор развития процессов политической социализации ведет к постепенной замене традиционных механизмов жесткого внешнего контроля за человеком на его собственные, внутриличностные саморегуляторы политического поведения. В конечном счете, именно они являются главным результатом политической социализации как таковой.
Заключение
Каким
образом и насколько успешно
будет проходить развитие России,
в конечном счете зависит от степени политической
социализации каждого
гражданина, от политической воли, ценностей
и идеалов «рядовой» личности, от того,
насколько она является субъектом политической
деятельности. Современное переломное
время дает шанс каждому проявить себя
и тем самым на деле обнаружить качество
и степень своей политической социализации.
Вместе с тем именно в такие периоды истории
политическая социализация происходит
наиболее интенсивно, ибо снимаются многие
старые ограничения и запреты и создаются
условия для более свободного проявления
своей политической воли. Правда, следует
иметь в виду, что с этим связано и возрастание
ответственности каждого за свои поступки.
Список используемой литературы
1.
Гаджиев, К.С. Политология (
2. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии (Текст): / Д.В.Ольшанский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 496 с.
3. Психология личности (Текст): учебник Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А., М.: Изд-во МГУ, 2000, 325с.
4. Соловьев, А.И. Политология (Текст): Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И.Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.
5. Сосковец, Л.И. Политология (Текст): Учебное пособие / Л.И.Сосковец, Т.Н.Федорова, Т.А.Спиченко, М.А. Кулешова - Томск: Изд. ТПУ, 2000. - 154 с.
6.
Шалак, А.В. Политология (Текст): Учеб. пособие
/ А.В.Шалак. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.
- 224 с.