Личность и социальные группы как субъекты политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Политическая жизнь общества – это деятельность определенных социальных групп и личностей, реализующих свои политические интересы по поводу распределения власти. В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти.

Субъект власти характеризуется способностью совершенно правильно принимать политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

     Во-первых, через такое участие создаются  условия для более полного  раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

     Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с  гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

     В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

      Политическая  жизнь общества –  это деятельность определенных социальных групп и  личностей, реализующих свои политические интересы по поводу распределения власти. В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти.

      Субъект власти характеризуется способностью совершенно правильно принимать  политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности  за последствия проводимой им политики и, самое главное,  политической мудростью.

      Каждый  человек или социальная группа могут  выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые  сознательно реализуют в ней  свои интересы, используют при этом политическую власть. 
 
 
 
 
 
 

I. ЛИЧНОСТЬ КАК ПЕРВИЧНЫЙ СУБЪЕКТ

И ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ 

      Политика  – это деятельность в сфере  отношений между большими и малыми социальными группами и политическими  партиями, стремясь удовлетворить свои политические потребности, они вступают между собой в политические отношения по поводу политической власти, политических прав  и свобод. В рамках данных отношений проявляются политические интересы классов, наций, социальных групп, политических партий и отдельных личностей.

      Политические отношения требуют регулирования. Без этого невозможно обеспечит стабильность и устойчивое развитие политических процессов и общества в целом.

      Одна  из существенных характеристик политики – это деятельность субъектов  политики, осуществляемая с целью либо удержания и упрочнения политической власти, либо овладения ею теми или иными способами, либо приобретения права на участие наряду с другими субъектами в осуществлении власти, приобретении властных полномочий. Главное для субъектов политики – это овладение в той или иной степени политической властью, приобретение права на участие в работе властных структур и осуществления, таким образом, властных полномочий.

      Понятия “субъект” и “объект” - философские  категории. Под субъектом подразумевается  активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

     Очевидно, что говорить о субъекте политики можно только при существовании  не тождественного ему объекта. Однако необходимо иметь в виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

     Субъект политики - это ее творец. Важнейшим  качеством его является активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает все виды и способы воздействия на объективный мир.

      Выделяют  такие постоянно действующие  на политической арене субъекты политики:

      - индивид (рядовые граждане, политические  лидеры);

      - социальные группы (классы, нации,  народы, этнические группы, конфессионные,  производственные, корпоративные общности);

      - политические институты (государство,  политические партии, политизированные  общественные организации и движения).

      Существуют такие группы субъектов как:

     1) Субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

     2) Субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

     3) Субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

     Субъекты  политики – это занимающиеся политической деятельностью политические элиты, социальные группы, классы, политические организации, движения.

      Состав  субъектов политики, формы, методы и средства их взаимодействия, цели и задачи определяются спецификой политики, а также экономическими, духовно-идеологическими, социальными условиями.

      Между субъектами существует динамическая система  отношений, подчинения и соподчинения, зависимости и автономии.

      Субъектов политики можно классифицировать. Обычно их классифицируют  как первичные – индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы, вторичные – общественно-политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни.

      Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные  проводят их в жизнь.

     Первичным субъектом политики является личность (индивид). Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают  «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

     1) Личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

     2) Личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

     3) Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

     Объекты политики – относительно самостоятельные общественно-политические  силы, движения, на которые направлена деятельность субъектов политики.

      Сами  субъекты политики (лидеры, элиты, политические организации, социальные группы в обществе) одновременно выступают и как объекты политики.

      В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъект. Индивидуальным субъектом  - является сознательно  и ответственно действующая личность, которая в своих действиях  руководствуется общественно значимыми  интересами и целями и участвуют  в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают политические лидеры. Помимо них индивидуальными субъектами политики являются обычные люди.

      Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации.

      В реальной политической практике все прочнее утверждается  политическое равенство всех граждан, их политических  прав и свобод, закрепляются ограничения полномочий государства по отношению к личности как к объекту властвования.

      При этом учитывается, что действительное превращение личности в активного  субъекта политики, деятельного участника  политической жизни определяется не только существующими в той или  иной стране социально-политическими  условиями, но и психологическими качествами самой личности, особенно ее политическими установками. Поэтому исследования мотивов участия людей в политической деятельности, характера их политических ожиданий становится одной из основных задач политологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ 

      Каждое  общество обладает той  или иной социальной структурой, но далеко не каждая группа способна включиться в политику, используя институты  государственной  власти для укрепления своей целостности, завоевания новых ресурсов или достижения более высоких статусов. К примеру, многие группы могут строить свои отношения на идеях сотрудничества и соучастия в разрешении тех или иных проблем без обращения за помощью к государству. В то же время в определенных, в частности, в тоталитарных системах группы, как правило, являются объектами, а не субъектами власти. Политическая пассивность групп может быть вызвана и их социальной инерцией, привычкой сохранять с государством достигнутый баланс отношений (как это было, к примеру, в 70-х гг. в СССР, когда политическая пассивность населения в значительной мере поддерживалась отсутствием явной безработицы, низкими ценами на жилье и товары первой необходимости, бытовой притерпелостью людей к укоренившемуся образу жизни).

      Говоря  о социальных общностях, мы выделили среди них социальные группы. В  любом обществе социальных групп  великое множество. Они отличаются друг от друга по таким признакам  как пол, возраст, профессия, образование, место жительства, вероисповедание  и другие. Так всякое общество делится на:

            - мужчин и женщин;

            - молодежь людей  среднего и пожилого возраста;

            - людей разных  профессий (врачи, учителя, парикмахеры,  космонавты, депутаты и т.п.);

            - людей с высшим, средним, начальным, нулевым образованием;

      - православных, мусульман, католиков,  иудеев, буддистов и т.д.

      Следовательно, достаточно выделить тот или иной социальный признак, как тут же обнаружится  соответствующая  социальная группа, которая  потенциально может стать  персонажем политики.

      Социальная группа с политической точки зрения - это еще субъект в потенции. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений, когда находящиеся в ее распоряжении ресурсы начинают использоваться для изменения характера функционирования государственной власти и управления, зависит от многих причин, прежде всего - от социальных противоречий и интересов групп, доминирующих ценностей, способностей к самоорганизации и др. Первостепенным побудительным мотивом политической активности группы выступают, как правило, наиболее существенные, т.е. властно значимые, интересы, которые она не может реализовать без привлечения механизмов государственного управления.

Информация о работе Личность и социальные группы как субъекты политики