Либеральная политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis - свободный) - по прямому смыслу — свободомыслие, вольнодумство; это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения.
Понятие «либерализм» появилось в европейской общественно-политической литературе в начале XIX в. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах - испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

Содержание

1. Зарождение либерализма. Положения классического либерализма ….…
2. Эволюция либерализма в XX веке. Социальный либерализм и неолиберализма……………………………………………….……
3. Либерализм в России: история и современность …………………………
Список использованной литературы ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ПОЛИТОЛОГИи.docx

— 34.33 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

«Московский государственный  университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» в г. Москва

Институт менеджмента 

 

 

 

 

Кафедра Экономики  и управления территориальными праизводственными комплексами

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

на тему : "Либеральная политическая идеология"

 

 

 

 студента(ки) 1 курса ин-та "Менеджмента"

 

Профиль :Государственное и муниципальное управление

 

Ф.И.О. Тепляковой Ирины Эрвольдовны

Проверил(а): Положенцева И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2013г.

 

 

 

Содержание:

  1. Зарождение либерализма. Положения классического либерализма ….…
  2. Эволюция либерализма в XX веке. Социальный либерализм и неолиберализма……………………………………………….……
  3. Либерализм в России: история и современность …………………………

Список использованной литературы ……………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИБЕРАЛИЗМ (лат. liberalis - свободный) - по прямому смыслу — свободомыслие, вольнодумство;  это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения.

Понятие «либерализм» появилось  в европейской общественно-политической литературе в начале  XIX в. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в кортесах - испанском парламенте. Затем это понятие вошло во все европейские языки, однако в несколько ином значении.

1.Зарождение  либерализма. Положения классического  либерализма.

Идеи либерализма –  это плод Запада: истоки прослеживаются в христианских учениях, развиваются  в идеях Ренессанса, получают подкрепление в научной революции Ньютона  и трудах ученых эпохи Просвещения, и получают окончательное закрепление  в идеи неотчуждаемости прав человека на жизнь, свободу и собственность – главном лозунге Французской буржуазной революции.

Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы.

Классический либерализм разделяет общественную систему на государство и гражданское общество — неконтролируемую государством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную и иную, в том числе политическую, жизнь. В экономической сфере провозглашается лозунг равных возможностей агентов рыночного хозяйства. Частная собственность рассматривается в качестве гаранта самостоятельности, свободы личности и стабильности общественного развития в целом. Либералы выступают за свободу предпринимательской деятельности и экономический суверенитет каждого.

Свободный рынок и свободная  конкуренция — суть общезначимый механизм экономической жизни. Вмешательство  государства в дела бизнеса должно быть минимальным. Оно должно выполнять  лишь функцию «ночного сторожа», предоставлять  правовые гарантии частной собственности  и свободы предпринимательства, конкуренции. Другими словами, либерализм ратует за такое общественное устройство, при котором регулирование экономической  жизни осуществляется спонтанно, посредством  механизма свободного рынка.

В политической сфере либерализм уделяет большое внимание разработке конституционально-правовых условий  и предпосылок обеспечения свободы  личности. Эти условия представляют собой «сдержки и противовесы» во взаимоотношениях законодательной, исполнительной и судебной властей (разделение властей), верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, обеспечение  их гражданских прав и свобод (свобода  слова, вероисповедания, свобода объединений  и т.д.), свободные выборы всех институтов власти, политический плюрализм.

В социальной сфере либерализм ориентирован на предприимчивых, уверенных  в своих силах людей. Государство, согласно учению многих представителей классического либерализма, не может  каждого сделать богатым. Но оно  может лишь создать возможность  для этого. Равенство есть равенство  в свободе. Либерализм основывается на индивидуализме, который означает самодостаточность индивида в атомизированном обществе. Каждый,  кто достаточно умен и предприимчив, может достичь жизненного успеха, места «под солнцем». При этом индивид должен своим имуществом отвечать за результаты предпринимательской деятельности.

В духовной сфере либералы являются приверженцами свободы  художественного творчества, плюрализма мнений. Либерализм во многом стал синонимом  терпимости к инакомыслию.

2.  Эволюция либерализма в XX веке. Социальный либерализм и неолиберализм.

Либерализм XX века модифицировался  под воздействием консерватизма. Так, в США господствующим было либерально-консервативное направление, на основе которого возникает  реформистский консерватизм, отводящий  себе роль контролера прогресса. В то же время в Западной Европе самое  широкое распространение получает экстремистское течение консерватизма (Лейпцигский картель созидательных  сословий, Итальянская националистическая ассоциация, Аксьон франсез). Продолжает существовать и такая разновидность консерватизма как "христианский социализм" (соединение христианских моральных представлений с социализмом, понимаемым как осуществление эгалитарных принципов раннего христианства и как патернализм), базирующийся на энцикликах Льва XIII и Пия XI.

XX век иногда называют "столетием социалистического  прессинга". И к этому есть  много доводов. Социалистическое  движение становится заметным  ещё на рубеже веков, именно  тогда его первые представители  вошли в органы исполнительной  власти, а роль социалистов-депутатов  была повсеместно немаловажной. Более того, под влиянием социалистических  доктрин оказываются социальная  политика ряда европейских стран,  да и идеологии либерализма  и консерватизма заимствуют немало  у своего антагониста.

Одним из наиболее сенсационных явлений истории России уже в  конце XX в. стало возвращение в  нее устоев либерализма. Второе его  пришествие после кризиса начала века и 70-летнего изгнания исполнено  поразительных перипетий. Воспринятый  российским обществом сначала (в 1987-1988 гг.) в качестве своего рода дополнения к социализму, либерализм затем стремительно обретает самостоятельность и в  течение трех лет одерживает триумфальную победу над коммунистическим режимом.

 ХХ век вообще стал апофеозом свободы, ради благородных целей которой совершились две мировые войны и сотни мелких войн по всему свету. Отстаивая своё право на свободу, люди жестоко расправлялись с другими людьми, кто отстаивал своё видение свободы. Ещё немного и весь мир сгорел бы в окончательной битве за свободу.

Но тут закончился ХХ век  и начался век XXI.

 

Социал-либерализм — разновидность либерализма , выступающая (в отличие от неолиберализма) за вмешательство государства в экономические процессы. Граничит с социал-демократией.. Социальный либерализм возник в конце XIX века во многих развитых странах под влиянием утилитаризма. Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости.

Неолиберализм, в отличие  от либерализма, не отрицает полностью  государственное регулирование  экономики, рассматривает свободный  рынок и неограниченную конкуренцию  как основное средство обеспечения  прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Связывается с наступлением «второй эры глобализации» . Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

В основе либеральной идеологии  лежит концепция о приоритете личных прав и свобод над всеми  иными (обществом, государством). При  этом из всех свобод предпочтение отдается экономическим свободам (свободе  предпринимательства, приоритету частной  собственности).

Основополагающими признаками либерализма являются:

  • индивидуальная свобода;
  • уважение и соблюдение прав человека;
  • свобода частного владения и предпринимательства;
  • приоритет равенства возможностей перед социальным равенством;
  • правовое равенство граждан;
  • договорная система образования государства (отделение государства от гражданского общества);
  • разделение властей, идея свободных выборов всех институтов власти;
  • невмешательство государства в частную жизнь.

Однако следование классической модели либеральной идеологии привело  к поляризации общества. Ничем  не ограниченный либерализм в экономике  и политике не обеспечивал социальной гармонии и справедливости. Свободная, ничем не ограниченная конкуренция  способствовала поглощению слабых более сильными конкурентами. Во всех секторах экономики доминировали монополии. Аналогичная ситуация складывалась и в политике. Идеи либерализма стали переживать кризис. Некоторые исследователи даже стали говорить о «закате» либеральных идей.

В результате длительных дискуссий  и теоретических поисков в  первой половине XX в. были пересмотрены отдельные базовые принципы классического  либерализма и выработана обновленная  концепция «социального либерализма» -неолиберализм.

В основу программы неолибералов легли такие идеи, как:

  • консенсус управляющих и управляемых;
  • необходимость участия масс в политическом процессе;
  • демократизация процедуры принятия политических решений (принцип «политической справедливости»);
  • ограниченное государственное регулирование экономической и социальной сфер;
  • государственное ограничение деятельности монополий;
  • гарантии определенных (ограниченных) социальных прав (права на труд, на образование, на пособие в старости и др.).

Стимулом в начале  XX в. было влияние Октябрьской социалистической революции и значительные социальные изменения, которые произошли в положении рабочих СССР. Реальные изменения (8-часовой рабочий день, ликвидация безработицы, развитие бесплатного образования и медицинского обслуживания, пенсионное обеспечение и т.д.), а также мифы, сопровождавших эти изменения, повлекшие эффект первой социалистической страны и ее социальных преобразований. Ослабление потенциала притягальности социализма ( коммунизма )требовало реальных изменений в социальной сфере и воспринималось как своеобразные "гарантии социальной безопасности" относительно революции. 

Кроме того, неолиберализм  предполагает защиту личности от злоупотреблений  и негативных последствий рыночной системы.

Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими  течениями. Он привлекает тем, что служит идейной основой правового равенства  индивидов и правового государства.

3. Либерализм в России: история и современность.

Именно в XVIII веке эти идеи проникают в Россию, и  далее получают развитие уже на самобытной русской почве. 

Русский правовед, историк и публицист - Леонтович В.В. указывает, что еще в XVI веке на Руси наблюдались идеи либерализма, хотя они и не получили поддержке в обществе и были «задавлены» идеями абсолютизма.Все-таки более доказательной,является его точка зрения, что манифест Петра III от 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» стал первым документом, ограничившим власть императора. Именно с этого момента дворяне получили возможность выбирать гражданскую или военную службу, или вообще остаться в своем поместье. Хотя, конечно, Петр III вряд ли думал, что его документ может стать первой ласточкой в основе либерального движения в России.

Отмечается три  этапа («волны») русского либерализма

1.Это этап зарождения либерализма в «верхах»: поддерживался Екатериной II и Александром I. В качестве примера можно отметить проект конституции Сперанского М.М. В период правления Екатерины II в апреле 1785 года была подписана жалованная грамота дворянам, по которой впервые в истории России появилась частная собственность дворян на землю. Можно согласиться с Кавелиным К.Д., что в России основные идеи протекают обычно сверху вниз. Хотя правление Павла I и идеи французской революции, просочившиеся в России, привели к тому, что уже Александр I начал внедрять либеральные идеи в жизнь, но ему удалось сделать очень мало в данном направлении. Хотя 12 декабря 1801 года мещанам и купцам была предоставлена возможность приобретать земли ненаселенного назначения. А 20 февраля 1803 года появлялись «свободные землепашцы» - крепостные, которые с согласия помещиков могли селиться отдельно и работать тоже отдельно, по договоренности с помещиком. Реформы Сперанского М.М. не были направлены на отмену крепостного права, но все остальные вопросы они в той, или иной мере решали. Так, крестьяне получали хоть какие-то гражданские права, и устанавливалось право каждого на справедливый суд. Несмотря на разгром декабристов, их идеи получили развитие в многочисленных кружках. Либеральное движение начинает крепнуть благодаря отмене крепостного права, различным судебным, военным и земским реформам, которые подталкивали общество к конституции. Она и была разработана Лорис-Меликовым М.Т., но Александр II не успел ее подписать.

Информация о работе Либеральная политическая идеология