Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:12, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение понятия федерализма и его проявления в политике латиноамериканских стран, среди которых особое внимание будет уделено Бразилии.
Задачами реферата являются:
1. уяснение понятия федерализма;
2. выявление особенностей формирования федерализма в латиноамериканских странах;
3. выявление особенностей федерализма в Бразилии.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Понятие федерализма………………………………………… 4
Глава II. Становление федерализма в латиноамериканских странах………………………………………………………………....
6
Глава III. Особенности бразильского федерализма………………...... 10
Заключение……………………………………………………………. 17
Список использованной литературы и материалов………………………
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт международных отношений и социально-политических наук
Кафедра
теории регионоведения
Реферат
«Латиноамериканская
модель федерализма
и федерализм в Бразилии»
Выполнила студентка 363 португало-английской группы
Махаева Евгения
Научный
руководитель: Мартынова Е.И.
Москва
2010 г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Понятие федерализма………………………………………… | 4 |
Глава
II. Становление федерализма в латиноамериканских
странах…………………………………………………………… |
6 |
Глава III. Особенности бразильского федерализма………………...... | 10 |
Заключение…………………………………………………… |
17 |
Список использованной литературы и материалов……………………… | 18 |
Введение
Федеративное устройство государства представляет собой многоплановую и сложную проблему. Многоплановость этой проблемы состоит, прежде всего, в том, что аспекты национальных моделей федерализма, действующих в современном мире невозможно свести к единому знаменателю: по сути дела каждое отдельное федеративное государство имеет свои специфические особенности, отличающие его, порой существенно, от всех других вариантов федеративного государства.
При решении проблем подобного рода ключевое значение приобретает осознание того, как большинство граждан оценивает место и роль своей страны в мире, перспективы ее развития, роль государства в экономической, социальной и культурной сферах жизни, установки, ценности, ориентации людей в отношении существующей политической системы, ее институтов, политических партий, политических и государственных деятелей1.
Целью данного реферата является рассмотрение понятия федерализма и его проявления в политике латиноамериканских стран, среди которых особое внимание будет уделено Бразилии.
Задачами реферата являются:
Реферат
состоит из введения, трёх глав, заключения
и списка использованной литературы и
материалов.
Глава
I. Понятие федерализма
Сегодня проблема федерализма привлекает внимание многих политиков и ученых в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном мире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем экономического и политического развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова)2. Так что же представляет собой понятие «федерализм»?
Понятие "федерализм" происходит от лат. foederatio, что означает союз, объединение. Сразу следует указать, что это понятие в своем исходном значении может означать объединение самых разных социально-политических образований, в частности этнических или социальных групп и совсем не обязательно регионов3.
Федеративные отношения в широком смысле этого понятия означают союзные отношения между любыми сегментами многосоставного общества. В узком смысле можно говорить о территориальном федерализме, подчеркивая тем самым, что это явление относится к территориальным сегментам. Хотя чаще всего на практике федеративные отношения по умолчанию понимаются как союзные отношения между территориальными сегментами. Соответственно эти территориальные сегменты имеют политико-правовое оформление, т.е. границу и территорию, и обладают статусом субъектов федерации, т.е. формальных регионов, на которые делится (или из которых складывается) федеративное государство.
Главным
аспектом федерализма как исторически
сложившейся идеологии территориально-
Использование федеративных принципов объединения территориальных сегментов возможно и в недемократических государствах, т.е. "демократия по вертикали", территориальная демократия может быть единственной развитой формой демократии для определенного государства.
В современной политологии теорию федерализма логично связать с теорией многосоставного общества. Нельзя не отметить, что федеративные отношения часто рассматриваются в современной политологии как союзно-договорные отношения между различными по происхождению социально-политическими сообществами, не обязательно регионами.
Для
политической регионалистики федерализм
представляет собой особый тип территориально-политической
системы или, другими словами, особую модель
территориально-
В балансе отношений "центр — регионы" федерализм предполагает качественно более высокий уровень региональной автономии и самоуправления по сравнению с другими государствами. Для федеративного государства характерны более развитые формы регионального участия, региональная политика носит компромиссный характер, и косвенные методы регионального управления используются центром чаще, чем прямые.
Федерализм
предполагает признание необходимости
самоуправления на первом субнациональном
уровне. Обычно это происходит в условиях
региональной эмансипации или в результате
необходимости объединения достаточно
самостоятельных политий. В иных случаях
и других странах это могут считать излишним
и даже вредным для целостности государства
и его интегрального развития. Тогда баланс
обеспечивается другими способами (например,
через местное самоуправление), либо региональная
политическая эмансипация эффективно
подавляется (в том числе силовыми методами).
Такое понимание федерализма тесно связано
с идеологией территориально-
Следует подчеркнуть, что политическая регионалистика практически не рассматривает такой пример объединения государств, как конфедерация. По определению конфедерация представляет собой союз независимых государств, т.е. не является единым государством. Для конфедерации характерно верховенство законов, принимаемых территориями, в то время как полномочия центра ограничены. Если в федерации существует общенациональная власть, то конфедерация является наднациональным объединением. Для политической регионалистики интерес представляет субнациональный уровень. Исторически конфедерация считается временной формой государственного объединения, которая ведет или к интеграции в рамках федеративной модели, или к распаду.
Федерализм
является одним из возможных способов
существования территориально неоднородного
государства. Несомненно, гетерогенная
региональная структура является мощным
стимулом, предпосылкой для федерализации.
Однако федеративную модель территориально-
Федеративная
модель — это одна из форм организации
сложносоставной территориально-политической
системы. Главным стимулом федерализации
является не величина территории, а степень
ее гетерогенности в сочетании с благоприятствующей
идеологией территориально-
Важным признаком федеративного государства является его самоидентификация в качестве такового. Самоидентификация свидетельствует о том, что государство официально приняло федеративную модель. Однако наука нуждается и в более точных определениях федеративного государства. Обычно федерацию определяют через набор признаков.
Главный признак федерализма, который обязателен для любой федерации — это вертикальное разделение властных полномочий между общенациональным и первым субнациональным (региональным) уровнями.
Вторым признаком, который характерен, но не обязателен для федерации, являются способ легитимации и связанный с ним генезис органов власти первого субнационального уровня. Источником власти является местное сообщество, т.е. региональная власть формируется в результате всенародных выборов или хотя бы на основе решений, принимаемых местными элитами.
Третьим ключевым признаком федераций часто считается наличие "палаты регионов" в составе национального парламента или хотя бы квотирование регионального представительства в однопалатном парламенте. Этот признак важен, поскольку реализация принципов непосредственного регионального участия в процессе принятия общенациональных решений имеет огромное значение для федерации.
Прочие признаки федеративного государства можно признать вторичными: они характерны для многих федераций, но не объясняют суть явления. Например, говорят, что федерация делится на субъекты (т.е. регионы, составляющие первый субнациональный уровень), что субъекты федерации могут иметь права на учредительную власть (принятие собственных конституций). Признаются возможными самостоятельная судебная и правовая система субъектов федерации.
Делая вывод по первой главе, можно сказать,
что федеративная модель территориально-
Глава
II.Становление федерализма
в латиноамериканских
странах
Анализ федеративных государств с точки зрения их происхождения позволяет выделить исторические (или генетические) модели федерализма.
При
рассмотрении латиноамериканской модели
федерализма выявляются её явные сходства
с американской постколониальной моделью
федеративного территориально-
Первым историческим и потому классическим типом формирования такой федерации являются США. Здесь исходную региональную структуру составили уже не феодальные образования, как в европейском типе, а колонии. Федерализм возник как способ мягкой интеграции этих колоний для создания крупного, единого государства. Этот опыт распространился и в Латинской Америке, где происходили похожие процессы6.
Страны Латинской Америки объединяет общность исторических судеб и многие проблемы социально-экономического развития7.
Латиноамериканская модель федерализма включает Мексику, Аргентину, Венесуэлу, Бразилию — старые переселенческие федерации, созданные сверху в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различиями, асимметричные, с большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации, создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления старых штатов, особенно в районах нового освоения, традиционно использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеральных отношений и социальной напряженности8.
Информация о работе Латиноамериканская модель федерализма и федерализм в Бразилии