Культурная политика российского государства

Автор: a*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 00:39, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение культурной политики российского государства.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать определение понятию «культурная политика»;
2. изучить основные направления российской культурной политики;
3. рассмотреть перспективы культурной политики в России, проблемы и пути решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Культурная политика и ее понятие…………………………………………...5
2. Основные направления российской культурной политики…………………9
3. Перспективы культурной политики в России, проблемы и пути решения…………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………....18
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  «ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

ФИЛИАЛ  ВОЛГО-ВЯТСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ В Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ 
 

Кафедра социальных и правовых дисциплин 

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему:

«Культурная политика российского государства» 
 
 
 

Специальность: Государственное и---------

муниципальное управление     

 Специализация:  Региональное управление

                                     Выполнил: студент  2 курса

         группы

                                     Научный руководитель: к.и.н. доцент           
 
 
 
 

Чебоксары – 2010 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Культурная  политика и ее понятие…………………………………………...5

2. Основные направления  российской культурной политики…………………9

3. Перспективы культурной политики в России, проблемы  и пути решения…………………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………....18

Список литературы……………………………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Сегодня в российском обществе важнейшая  роль в развитии культуры принадлежит государству, которое из-за недостаточной сформированности рыночных отношений, в силу тех возможностей, которыми обладает, и традиционно выполняемой роли в обществе призвано вносить наибольший вклад в регуляцию сферы культуры. Многое в культуре, в которой особую роль играет творческое начало, протекает стихийно, отсюда и многочисленные споры о том, нужно ли культурой управлять и должно ли это делать государство. Действительно, государственный контроль часто чреват зависимостью культурной деятельности от власти. Но в условиях кризиса в России государство, видимо, еще долгое время будет главным субъектом культурной политики, которая может и должна внести свой вклад в формирование новых основ жизни и национальной реинтеграции России как многообразного сообщества.

Происходящие  изменения в российском государстве  больно ударяют по духовным традициям  нашей страны, отодвигают культурные ценности на задний план. Материально-техническая  база культуры за прошедшие годы ослабла. Как следствие этого идет процесс постоянного снижения культурного обслуживания населения. Закрываются кинотеатры, клубы, библиотеки; музеи не имеют средств на охрану произведений искусства, театры - на новые постановки.

     Проблема  сохранения историко-культурного наследия в нынешних условиях приобрела особую актуальность. Разработка современного понимания культурной политики связана с осознанием ключевой роли культуры в общественном развитии. Сегодня ни одно государство не может обойтись без вполне определенной и целенаправленной культурной политики; ее формирование и осуществление является важной и неотложной задачей, обеспечивающей стабильность общества. И субъектами формирования такой комплексной культурной политики являются творческие работники, деятели науки, потребители культурных ценностей, а также физические и юридические лица, способные ресурсно поддержать культурную жизнь.

     Актуальность  разработки проблем культурной политики значительно повышается в наши дни  с осмыслением ее роли в устойчивом развитии современного социума. За счет потенциала культуры и успешной координации социокультурной деятельности в обществе может быть достигнута стабильность и преемственность, а также высокодинамичность и надежность системы управления социальными процессами, что приобретает особое значение в кризисном обществе, лишенном предсказуемости своего воспроизводства.

     Целью данной работы является рассмотрение культурной политики российского государства.

Для этого  необходимо выполнить следующие  задачи:

1. дать  определение понятию «культурная  политика»;

2. изучить основные направления российской культурной политики;

3. рассмотреть перспективы культурной политики в России, проблемы  и пути решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культурная  политика и ее понятие 

     Культурная  политика — направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся Идеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в России сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и т. п.

     Разумеется, под культурной жизнью и культурой  вообще в данном случае имеется в  виду гораздо более частный сегмент  общественной практики, нежели это  трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского плана), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п.

     Средства  осуществления культурной политики многообразны. Прежде всего, это социальные институты религии, искусства и науки, занимающиеся созданием новых культурных ценностей, а также отбором их из накопленного культурного богатства. Затем это каналы их распространения социальные институты образования и массовых коммуникаций, образующие комплекс, в значительной мере формирующий национальную картину мира.   

     Как правило, к компетенции государственной  управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:

     систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);

     систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование  созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок  музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т. п.);

     систему выстраивания разнообразных форм организованного  досуга людей (клубная, кружковая и  культурно-просветительская работа как  общего, так и специализированного  профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвития личности и т. п.; одним из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);

     популяризацию классических и этнографических  образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;

     международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений  деятельности.

     Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.

     Независимо  от институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной политики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народных традиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции социального опыта (в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия).

Представляется  принципиально важным, чтобы культурная политика не отрывалась от основных направлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ее подсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики — трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  направления современной  культурной политики России 

     Попытки решения социокультурных проблем  в современной России разнородны: их предпринимают всевозможные малые  группы, институциональные и общественные организации, по-разному относящиеся  к происходящим изменениям. В таких условиях решающая роль принадлежит государственной культурной политике. Как уже сказано, ее приоритетное направление сегодня — помощь членам общества в адаптации к меняющимся условиям общественной жизни средствами культуры (прежде всего массовой), совершенствование технологического, кадрового, организационного обеспечения этой сферы. Иными словами, в России должна быть сформирована современная индустрия культуры, которая обеспечивает массовую аудиторию качественной культурной информацией и помогает ей применить полученные сведения с пользой для каждого члена общества и для общества в целом. Эта задача должна решаться на основе максимально эффективного использования существующих учреждений культуры и средств массовой информации. Конечной целью является формирование в России современного информационного общества, достойно вписывающегося в мировое информационное пространство.

     В условиях переходного общества культурная политика должна быть социально ориентированной  и опираться на межотраслевое  взаимодействие. Следует также отказаться от устаревшей практики строить культурную политику на основе усредненных показателей. Она должна быть дифференцированной.

Информация о работе Культурная политика российского государства