Контрольная работа По предмету «Политология »

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Политика в той или иной мере затрагивает всех людей. Каждый член общества, так или иначе, вовлекается в политическую жизнь независимо от своего желания, потому что он живет в стране, где существует определенный политический строй. На протяжении абсолютно всей истории человечества политика неизменно влияла на судьбы народов, стран и повседневную жизнь людей.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

В качестве альтернативы (для нейтрализации институтов, располагающих потенциалом господства) Ю. Хабермас выдвинул идею развития базовых неформальных структур "активизированной общественности", в которых было бы возможно свободное, неподконтрольное обсуждение важнейших, основополагающих политических вопросов, выработка целей и идеалов социально - политической жизни. Такие структуры могли бы стать неким глобальным пространством "свободной коммуникации общественности", которая была бы неподвластна бюрократическому контролю и где между ее участниками были бы равномерно распределены шансы на участие в ней. Необходимо, по мысли Ю. Хабермаса, осуществить новое "разделение властей" - не между государственными властями, но между различными источниками интеграции общества. "Интегративная сила коммуникации" должна утвердить себя в противовес системной интеграции в рамках экономических и административно - властных отношений, которые утверждают собственное "своеволие", так сказать, поверх голов субъектов социальной жизни.

 

 

2. Политическая власть: сущность, ресурсы и структура, природа господства и подчинения.

Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

Понятие ресурсов власти.

Важнейшей социальной предпосылкой подчинения одних людей иным является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивидум либо группа могут употреблять для влияния на остальных". Т.Е. Ресурсы власти - это все те средства, внедрение которых обеспечивает влияние на объект власти в согласовании с целями субъекта.

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут употребляться для поощрения, наказания либо убеждения.

Структурные основания политической власти - законы, трибунал, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет фаворита, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как:

- ужас,

- энтузиазм,

- убеждение.

 

Виды власти.

Особенности разных частей власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут употребляться в качестве оснований её типологий.

Одной из более содержательных классификаций власти является её деление в согласовании с ресурсами, на которых она основывается, на:

- экономическую;

- социальную;

- духовно-информационную;

- принудительную (которую частенько называют политической в узеньком значении этого слова, хотя это не совершенно точно);

- политическую в широком, своем значении этого слова.

В зависимости от субъектов, власть делится на:

- государственную;

- партийную;

- профсоюзную;

- армейскую;

- семейную и т.п.

По широте распространения выделяются:

- мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);

- макроуровень - центральные органы страны;

- мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)

- микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Возможна классификация власти по функциям её органов, к примеру:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти –

- демократическая;

- авторитарная и т.п.

Господство - понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

Существуют три типа Господства:

1) традиционное, обусловленное традициями, нравами, привычкой к определенному поведению, - геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего;

2) харизматическое;

3) легальное (рационально-бюрократическое), основанное на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения.

Следует различать власть и Господство, последнее предшествует власти. Власть только в особых условиях приобретает специфические черты Господства.

Господство нельзя рассматривать вне социально-классовой структуры общества, а последнюю - вне отношений Господства и подчинения. В понятии Господство подчеркивается вероятность того факта, что властный приказ встретит повиновение объекта.

В трактовке понятия “Господство” выделяются два главных направления.

Первое рассматривает Господство и подчинение как имманентно присущее природе человека.

Сторонники второго направления считают, что Господство возникает вместе с разделением труда и является не только неизбежным следствием развития цивилизации, но и сущностью современного исторического процесса. Нынешнее общество, по их мнению, есть не что иное, как совокупность отношений Господства.

Везде, где гарантируется защита, возникает господство над защищаемыми, например, господство отца над ребенком (аналогично - господство церкви над совестью государства, над гражданами и т.д.).

Чтобы иметь возможность защищать, нужна сила. Всякое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы.

В случае нарушения законности, деформации политической системы элементы Господства (например, культ личности) могут возникать в любом обществе.

Рецидивы Господства преодолеваются в ходе формирования и упрочения правового государства, демократизации, обновления всех сторон жизни

Природа подчинения

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться:

- на страхе перед санкциями,

- на долголетней привычке к повиновению,

- на заинтересованности в выполнении распоряжений,

- на убежденности в необходимости подчинения,

- на авторитете, вызываемым руководителем у подчиненных

- на идентификации объекта с субъектом власти.

Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность субъекта влиять на объект власти. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния. Влияние – это более широкая чем власть категория, характеризующая как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект. Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций прямо пропорционально тяжести наказания и обратно пропорционально вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению в следствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке или обычаи повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она – надежный фактор стабильности власти до тех пор пока не приходит эта власть в противоречие с существующей реальной жизнью. Если такое происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению быстро разрушается, как только люди замечают, что власть изжила себя и не достойна повиновению, подчинению.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Данный вид власти способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинению. К ним относятся: повиновение на основе убежденности, авторитете и идентификации.

Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания (менталитет, ценностные ориентации, установки, личностные характеристики). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы целей – это важный источник силы власти. Одним из наиболее благоприятных для власти мотивация является авторитет. Власть, основанная на авторитете опирается на согласие и означает уважение к руководящей личности или институту и доверие к ним. Власть, основанная на интересе, авторитете часто перерастает идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, субъект воспринимает объект своим представителем и защитником общества.

 

 

 

3.Политический процесс: сущность, типология. Стратегия и тактика в политике. Политическая стабильность.

Политический процесс: сущность и основные характеристики

Происходящие в рамках политического пространства процессы получили название политических процессов. Они направлены на завоевание, удержание и использование политической власти, на обеспечение конституирования, функционирования или изменения политической системы, на воспроизводство или изменение существующей совокупности общественных отношений.

Понятие «политический процесс» в современной литературе используется в нескольких аспектах: во-первых, как динамическое, интегральное измерение макрополитической жизни, включающее в себя функциональное воспроизводство и изменение компонентов политической системы (школа структурно-функционального анализа: Т. Парсонс, Р. Мертон); во-вторых, как совокупная политическая активность социальных субъектов, реализующих свои цели и интересы, как деятельность, направленная на завоевание и использование власти (поведенческая теория: Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин); и, в-третьих, как борьба за контроль над рычагами властвования и управления обществом, как групповое соперничество за материальные ресурсы и социальные статусы, характеризующиеся определенной расстановкой и соотношением социально-политических сил (конфликтный подход: Р. Дарендорф, Л. Козер).

Концептуальный подход к политическому процессу состоит в понимании его как: 1) хода развития политических явлений и 2) совокупности видов политической деятельности субъектов, взаимоотношений между ними, складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: субъект; объект – цель, которая должна быть достигнута; средства, методы, ресурсы и исполнители.

Содержание политического процесса включает в себя:

· социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса;

· субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия;

· политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии;

· взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

Типология политических систем.

Вопрос о классификации политических систем (т.е. выделении ее определенных типов) был поставлен древними греками. Платон выделил монархию, аристократию и демократию, а Аристотель предлоложил шестичленную систему: монархию-тиранию, аристократию-олигархию, политею-демократию. Согласно марксистской аргументации, в основе которой классовый подход, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая системы. На современном этапе западные политологи выработали разные классификации в зависимости от критериев.

Широкое распространение получила типология Ж. Блонделя, выделившего пять типов: либеральной демократии, радикально-авторитарные (коммунистические) системы, традиционные системы, отличающиеся консерватизмом в защите социального неравенства, популистские (свойственные странам “третьего мира”), авторитарно-консервативные. Г. Алмонд, опираясь на различные политические культуры, выделил четыре типа систем: англо-американская, для которой характерен прагматизм, рационализм, основные ценности — свобода личности, индивидуализм, обеспеченность, безопасность, континентально-европейская (взаимодействие политических субкультур с модернизированными институтами); доиндустриальную или частично индустриальную, которая характеризуется перекрещиванием различных политических культур и отсутствием четкого распределения властных полномочий; тоталитарная, для которой характерна концентрация власти в руках бюрократического аппарата, монополия правящей партии, заидеологизированность.

Согласно культурологической классификации выделяют западную, восточноправославную, латиноамериканскую, китайскую, японскую, мусульманскую, индийскую, африканскую системы. В зависимости от способов и масштабов влияния политической системы на общество выделяют административно-командную систему, соревновательную, социопримирительную системы. Для первой из них характерны бюрократическая централизация и администрирование в развязывании политических проблем, исключительная роль политического лидера вплоть до культа личности, отсутствие политического плюрализма и превалирование открытого насилия наряду с распространением политической демагогии о защите интересов народа и пр. Хотя на определенных этапах эта система достигала успехов, исторический опыт административно-командной системы от правления египетских фараонов, римских императоров и абсолютных монархий до современных авторитарных и тоталитарных режимов свидетельствует, что в конечном итоге она становится тормозом на пути общественного прогресса.

Информация о работе Контрольная работа По предмету «Политология »