Контрольная работа По предмету «Политология »

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Политика в той или иной мере затрагивает всех людей. Каждый член общества, так или иначе, вовлекается в политическую жизнь независимо от своего желания, потому что он живет в стране, где существует определенный политический строй. На протяжении абсолютно всей истории человечества политика неизменно влияла на судьбы народов, стран и повседневную жизнь людей.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 117.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки  Украины

Приазовский государственный технический университет

 

Кафедра Социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету «Политология »

студента группы И-10-МА  Репета С.Н.

преподаватель Овчарова Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь 2012г.

 

 

 

Введение

Политика в той или иной мере затрагивает всех людей. Каждый член общества, так или иначе, вовлекается в политическую жизнь независимо от своего желания, потому что он живет в стране, где существует определенный политический строй. На протяжении абсолютно всей истории человечества политика неизменно влияла на судьбы народов, стран и повседневную жизнь людей.

Как любая иная наука, политология возникла в результате неких потребностей общества, поэтому ее формирование и развитие направлено, в первую очередь, на удовлетворение этих самых потребностей. Что это за потребности и чем они обусловливаются? Они определяются конкретными функциями, выполняемыми политологией как наукой для каждого отдельного человека и общества в целом. Их можно свести к 3-м основным.

Во-первых, это функция познавательная. С ней связан процесс исследования и проникновение в механизм политической жизни и ее закономерностей, а также объяснения, описания и оценки различных политических явлений и событий. На всех степенях исследования политология обеспечивает главным образом прирост знаний о различных сферах политической жизни, обнаруживает и вскрывает закономерности и будущность политических процессов. Этому подчинены теоретические изыскания, формирующие принципы осмысления, познания явлений, происходящих в политике. Этому же подчинены и непосредственные исследования, преподносящие данной науке фактический богатый материал, конкретную и детальную информацию о тех или иных сферах общественной жизни.

Во-вторых, функция рациональная. Она тесно связана с познавательной и позволяет всесторонне рассматривать такое явление, как рационализация общественной жизни. Политология дает толкование и подробное разъяснение сложных и порой очень запутанных политических процессов, раскрывает их рациональный механизм как взаимодействие людских интересов, целей, амбиций, задач и т.д. Вследствие этого политические акты и события становятся ясными и доступными для понимания и сознания каждого индивида.

В-третьих, функция практическая. Утилитарное направление политологии заключается в том, что она может вырабатывать научно аргументированные прогнозы о том, какие тенденции развития ожидают (или могут ожидать) политическую жизнь общества. В этом случае обычно говорят о прогностической направленности политологии. Политическая наука в силах дать:

- долговременный прогноз о том диапазоне, в рамках которого могут быть обозначены возможности политического развития страны на текущем этапе истории;

- показать альтернативные сценарии грядущих процессов, связанных с любым из избираемых вариантов того или иного политического события или действия;

- представить расчет вероятных потерь по каждому из вариантов с учетм побочных эффектов.

Чаще политологи составляют кратковременные прогнозы, где просматривают (предсказывают) развитие политических ситуаций в регионах или в стране в целом, перспективах и возможностях различных лидеров, объединений, партий и других политических сил.

Основываясь на базе политологических изысканий, разрабатывается государственная политика, в условиях которой живет народ той или иной страны. То есть исходя именно из результатов этих исследований, формируются и выделяются критерии значимых проблем общества в целом, вырабатывается национальная, оборонная и социальная политика правительства, разрешаются общественные конфликты.

 

1. Немецкая политическая мысль ХХ в.: нормативно – онтологическая теория и «критический рационализм», политическая философия К. Шмитта, макроскопические теории Н. Лумана и Ю. Хабермаса.

В основе нормативно-онтологической теории лежит тезис о необходимости соединения в практической политической деятельности этики и политики, при этом этике должна отводиться роль духовного критерия политики. Крупнейшие представители этого направления -   Э.Фегелин,   Л. Страусе,   А. Бергштрассер,   Г. Майер, Э. Хшшелъ, В. Хеннис и Д. Оберндорфер. Нормативно - онтологическая теория ставит перед собой задачу определения целей и норм политической деятельности, выявления их глубинных взаимосвязей с определенными социальными и моральными ценностями. "Нормативной" она является потому, что воспринимает античное понимание политики как этико - практической науки, которая подготавливает и предопределяет любые человеческие действия. В качестве "онтологической" теории она предстает в силу того, что апеллирует к фундаментальной онтологии человеческого существования в противовес уста новке на самоопределение и эмансипацию автономного субъекта в теориях Просвещения. Иначе говоря, она ориентирована на то, что "связывает" людей, а не на то, что человека обособляет. Для нормативно-онтологической теории характерны:

1)   презумпция существования объективной истины (в противовес внеценностным установкам политической науки современности);

2) трактовка основной функции всякой политики как обеспечениегосударственного порядка в обществе;

3)   рассмотрение надличностного авторитета государства как гаранта порядка и гражданского мира (государство как "действи тельность нравственной идеи");

4)  приоритет морально духовного   единства   политического   сообщества   над упшитарно-индивидуалистическими "контрактами" ("полис", а не "общественный договор").

Нормативно-онтологической теории противостоит неопозитивистское направление "критического рационализма", которое отрицает идентификацию политики и этики, утверждая позицию свободы от оценочного суждения. Основные положения этой теории были разработаны К. Поппером и Г. Альбертом, ее крупнейшие представители - К. Байме, Г. Лембрух, Э. Криппендорф, К. П. Лудц и др. "Критической" она является потому, что исходит из идеи перманентного социально - политического критицизма, который можно считать важнейшей методологической установкой этой теории. Появление термина "рационализм" в названии теории объясняется тем, что в ее основе заложена идея тождественности рационального философского и политического способов мышления и действия: последние, по мнению сторонников данной теории, должны отвечать тем же критериям рациональности, что и естественные науки.

Фундаментальная посылка неопозитивистской политической теории состоит в том, что сферу сущего и должного, реального и идеального необходимо принципиально разъединить, причем научному анализу может

быть подвергнута лишь сфера наличной политической действительности. Сторонники критического рационализма считают, что политика не имеет своей непосредственной целью достижение всеобщего счастья и не нуждается в каком-либо метафизическом обосновании.Построение совершенного ("морального",   "справедливого")  гармоничного общества, по их мнению, принципиально невозможно,  поэтому критический рационализм ориентирует политику не на достижение "порядка",той или иной "справедливости", "консенсуса" верхов и низов, правых и левых и т.д., а на выработку процедур и приемов "плавания" в ситуации перманентных кон-

фликтов и фундаментального человеческого несовершенства.

Центральный вопрос политической теории, по мнению представителей этого направления, сводится к такой организации человеческих институтов, при которой недобросовестные и некомпетентные власти (другие, идеальные существуют лишь в утопиях) не могли бы причинить слишком большой ущерб. В качестве основной проблемы демократического общества рассматривается контроль за исполнением власти, чему способствует институционализация оппозиции и конкурентная система образования власти ("открытое общество" в противоположность "закрытому", по К. Попперу).

Политическая философия К. Шмитга.

На разработку проблем государства не только в немецкой, но и вообще в современной политической науке большое влияние оказал известный государствовед и видный консервативный мыслитель Карл Шмитт (1888 - 1985). Исследуя в серии работ 20 - 30-х годов фундаментальные вопросы функционирования политических явлений, он приходит к выводу о том, что они неразрывно связаны с проведением экзистенциального различения друзей и врагов: политика, по мнению Шмитта, начинается именно там, где есть "мы" и "они", свои и чужие. Поэтому политические отношения всеобщи и не могут быть отдельной "сферой" общества или сосредоточиваться в какой-то одной ее части: для создания любой органически целостной группы людей необходимо противопоставить ей внешнего врага. Те отношения,общие чувства и переживания, которые связывают всех в противопоставлении кому-то, собственно, и являются основой формирования "политической общности" - она всегда обнимает все общество и совпадает с ним.

Основная идея К. Шмитта состоит в том, что либеральное "правовое государство" должно уступить место более высокому типу социальности - "тотальному государству", которое станет тождественно самому обществу. Преодолевая это пагубное разделение, "тотальное государство"  утверждает  субстанциональное  единство нации-государства, возникающего из экзистенциальной воли народа к политическому существованию и органи-ческой целостности. В качестве высшей  "ценностнойобщности" (Wertgemeinschafl) "тотальное государство" восстанавливает разорванное эпохой Просвещения единство метафизического и политического, государственного и сакрального, гражданского и этического. Гомогенный и прошедший политическое самоотождествление (идентифицировавший себя в диспозиции свои/чужие)  народ становится способным к политическому действию, коорое есть не поддающийся количественной экспликации высший экзистенциальный выбор,  вырастающий из глубин народной воли; трансцендентная легитимность этого выбора выше любой позитивной легальности и поэтому приоритетна по отношению к любым установленным правилам и нормам, то есть абсолютна.

Возрожденная К. Шмиттом под новым названием абсолютистская теория Т. Гоббса стала, по мнению многих исследователей, политической формулой диктаторских режимов середины XX века. Внастоящее время теория К. Шмитта остается классикой консервативной мысли, одним из фундаментальных источников изучения политического в современной политической философии.

Макросоциологические теории "радикального функционализма"

Н. Лумана и "активизированной общественности" Ю. Хабермаса.

Третий блок немецкой политической науки образуют глобальные политико-социологические теории социально-философского и социально-системного планов. Здесь следует выделить получившие мировую известность концепции "радикализированного" системного функционализма Н. Лумана, "активизированной общественности" Ю. Хабермаса и "теорию конфликта" Р. Дарендорфа. В известном смысле, они выходят за рамки традиционной государствоведческой ориентации немецкой политической мысли (философии и социологии государства), разрабатывая более широкие теории общества в целом. В то же время, в отличие, например, от англо-американской политической социологии, немецкие макротеории общества отличает гораздо больший теоретический акцент и связь с фундаментальной этиконормативной проблематикой. В "системной интерпретации" теории демократии крупный немецкий социолог Никлас Луман (1927 - 1999), двигаясь в русле структурно-функционалистской методологии, пытается заново определить нормативные предпосылки демократии. По его мнению, демократия есть определенная система поддержания сложнойструктурности ("комплексности"), то есть достаточно широкой сферы многообразия альтернативных мнений, позиций и ориентации, в рамках которой происходит выработка и принятие решений в системе. В отличие от теоретиков нормативно-онтологической ориентации, Н. Луман считает, что политическая система (политика) не может легитимировать себя тем, что она определяет процесс политического волеизъявления. Политика в своих решениях, по его мнению, не может использовать какие-либо внешние опоры, смыслы и ценности. Напротив, последние в качестве критериев принятия решений вырабатываются самой политикой (внутри, а не вне нее). С одной стороны, эта методология дает  возможность суживания,   "редуцирования комплексности" для отбора лишь определенного решения,   с другой стороны,   она воспроизводит эту комплексность  (многообразие   потенциальных  решений), оставляя ее в качестве субстанциональной основы для  восприятия иного выбора в будущем. Демократия, таким образом,  комбинирует способность выработки нужных решений с сохранением комплексности, то есть структурной открытости для альтернативных действий.

Иначе расставляет акценты в своей "критической теории общества" видный немецкий философ Юрген Хабермас (род. 1929), В серии своих работ - "Структурное изменение общественности" (1962), "Познание и интерес" (1968), "Теория коммуникативного действия" в 2-х тт.

По мнению Ю. Хабермаса, современный демократический процесс характеризуется тем, что он в основном протекает в союзах, политических партиях и на парламентской сцене, оставляя при этом общественности роль почти безучастного зрителя, лишь опосредованно включенного в процесс политической коммуникации. Последняя по сути замещается "демонстративной и манипулятивной публичностью" организаций, действующих через голову, но не от имени публики.

Информация о работе Контрольная работа По предмету «Политология »